г. Москва |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А40-201878/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Нурбаевой Д.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2016 г. по делу N А40-201878/15 принятое судьей Сизовой О.В.,
по заявлению Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области
к Министерству обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения по обращению от 04.06.2015 г. N 05-05/250 главы администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Бурыгина И.Л. по дов. от 28.04.2015 |
УСТАНОВИЛ:
Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее - Заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству оборону Российской Федерации (далее - Заинтересованное лицо, Министерство, МО РФ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по обращению Главы администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 04.06.2015 г. N 05-05/250 о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность здания школы с инвентарным номером 18:224:001:015527760, общей площадью 3451,8 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская обл., Котельниковский район, х. Семичный, ул. Центральная, дом N 1, а также земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 34:13:120001:260, площадью 13583,10 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации здания школы, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Котельниковского муниципального района Волгоградской области, совершить действия и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении здания школы с инвентарным номером 18:224:001:015527760, общей площадью 3451,8 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская обл., Котельниковский район, х. Семичный, ул. Центральная, дом N 1, а также земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 34:13:120001:260, площадью 3583,10 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации здания школы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2016 г. в удовлетворении требований Администрации отказано.
Администрация обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель МО РФ с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 07.08.2009 г. согласно пункту 1 приказа N 833 Министром обороны Российской Федерации принято решение приватизировать федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие Орловское" Министерства обороны Российской Федерации путем преобразования в открытое акционерное общество "Орловское" с уставным капиталом 528 443 000 рублей, состоящим из 528 443 обыкновенных именных бездокументарных акцией номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая.
Пунктом 2 указанного приказа утверждены состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Орловское" Министерства обороны Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему приказу) и перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Орловское" Министерства обороны Российской Федерации (Приложение N 2 к настоящему приказу).
Согласно подпункту 23 пункта 1 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 07.08.2009 г. N 833 здание школы 1990 года постройки, с инвентарным номером 2607, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Котельниковский район х. Семичный (далее - здание школы), включено в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Орловское" Министерства обороны Российской Федерации.
09.08.2009 г. начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации Д.В. Булгаковым утвержден передаточный акт, по которому Министерство обороны Российской Федерации сдало, а открытое акционерное общество "Орловское" приняло объекты, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Орловское" Министерства обороны Российской Федерации, в том числе спорное здание школы.
На основании постановления главы Семиченского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 03.08.2010 г. N 25 спорному зданию школы присвоен адрес: Волгоградская обл., Котельниковский район, х. Семичный, ул. Центральная, дом 1.
30.05.2012 г. организацией по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдан кадастровый паспорт здания школы, согласно которому зданию школы присвоен инвентарный номер 18:224:001:015527760.
Здание школы расположено на земельном участке из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 34:13:120001:260, площадью 13583,10 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации здания школы (далее - земельный участок), который также включен в перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Орловское" Министерства обороны Российской Федерации, и передан открытому акционерному обществу "Орловское" (подпункту 5 пункта 1 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 07.08.2009 г. N 833).
Согласно почтовому уведомлению 17.06.2015 г. Министерством обороны Российской Федерации получено обращение от 04.06.2015 г. N 05-05/250 с предложением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.
В установленный 2-х месячный срок решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества либо об отказе в передаче имущества в муниципальную собственность принято не было.
Письмом от 17.07.2015 г. N 141/25624 Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации сообщил об организации работы по закреплению спорного имущества за федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Также сообщено, что в случае отсутствия необходимости использования данного объекта в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации незамедлительно будет организована работа по передаче спорного объекта в муниципальную собственность.
13.08.2015 г. в Министерство обороны Российской Федерации направлено обращение N 05-05/385, которым глава администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области уведомил Министерство обороны Российской Федерации об истечении установленного действующим законодательством срока для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности муниципальную собственность.
Глава администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области предложил Министерству обороны Российской Ферации повторно рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность спорного здания школы и земельного участка и о принятом решении сообщить в течение 5-ти дней со дня получения настоящего обращения.
Согласно почтовому уведомлению 19.08.2015 г. Министерством обороны Российской Федерации получено обращение от 13.08.2015 г. N 05-05/385 с предложением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.
До настоящего времени решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принято.
Как указал Заявитель, каких-либо аргументов, свидетельствующих о наличии необходимости в указанном военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, Министерством обороны Российской Федерации не представлено.
Посчитав указанное бездействие незаконными, нарушающими законные права и интересы общества, Администрация обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением.
Отказывая заявителям в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Статьей 3 Закона установлено, что Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Пунктом 6 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, основанием для передачи спорного имущества должно являться отсутствие необходимости использования его в интересах обороны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 3 Закона установлено, что в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 данного Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 статьи 3 Закона органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче.
В силу подпунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, - Минобороны России является уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
На основании подпункта "е" пункта 2 Постановления от 29.12.2008 г. N 1053 Минобороны России осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно фактическим обстоятельствам, на обращение Главы Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 13.08.2015 г. N 05-05/385, Минобороны России ответило письмом от 27.10.2015 г. N 141/38511.
Указанным письмом сообщалось, что спорные объекты недвижимости включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Орловское" Минобороны России в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.08.2009 г. N 833 "Об условиях приватизации ФГУП "Орловское " Минобороны России. В связи с чем, в настоящее время проводится работа по закреплению данного имущества за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Также указанным письмом сообщалось, что в случае отсутствия перспектив использования данного имущества для нужд обороны и безопасности государства будет подготовлен распорядительный акт о передаче объектов в собственность Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
Таким образом, согласно фактическим обстоятельствам дела, бездействие Минобороны России по непринятию решения по обращению главы Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области отсутствует.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления Администрации.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2016 по делу N А40-201878/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201878/2015
Истец: Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области, Администрация Котельниковского муниципального района Вологодской области
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство обороны РФ