город Омск |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А75-6016/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-993/2016) Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 декабря 2015 года по делу N А75-6016/2015 (судья Федоров А.Е.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (ОГРН 1048603851559, ИНН 8617019983) к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1138601000845, ИНН 8601049397) о взыскании убытков,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района (далее - Департамент имущественных и земельных отношений, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1 759 970 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Определением по делу от 08.10.2015 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее -Департамент строительства, ответчик). Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 декабря 2015 года по делу N А75-6016/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, Департамент имущественных и земельных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что ответчик неправомерно отказался от возмещения убытков, причиненных муниципальному образованию Сургутский район вследствие выполнения Администрацией Сургутского района полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части обеспечения инвалидов, вставших на учет до 01.01.2015, жилыми помещениями. Считает, что средства, поступившие в бюджет Сургутского района на выполнение программных мероприятий и направленных на улучшение жилищный условий жителей Сургутского района, являются доходом местного бюджета в размере 100% от стоимости приобретенного жилого помещения для инвалида Н.И. Мурашовой, т.е. 1 759 970 руб.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку представителей в него не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность принятого решения и не установил оснований для его отмены.
В обоснование исковых требований указано, что вступившим в законную силу решением Сургутского районного суда от 10.06.2014 удовлетворены требования Прокурора Сургутского района, действующего в интересах инвалида Мурашевой Н.И., о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения, расположенного в черте г.п. Белый Яр, общей площадью не менее 33 квадратных метров, но не более площади однокомнатной квартиры, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В целях исполнения судебного акта Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт 0187300014714000396-0123936-01 от 31.07.2014 на участие в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирном жилом доме в г.п. Белый Яр (протокол N 1/0187300014714000415 от 16.07.2014. По условиям контракта муниципальный заказчик приобрел однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 3/1, кв. 75.
Согласно постановлению администрации Сургутского района N 5136 от 31.12.2014 данное жилое помещение предоставлено по договору социального найма N 65 от 31.12.2014 Мурашевой Н.И. на состав семьи 1 человек.
Полагая, что, исполнив решение суда по предоставлению жилого помещения Мурашевой Н.И. за счет собственных средств, администрация понесла убытки в размере стоимости квартиры в сумме 1 759 970 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению названных мер социальной поддержки.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (пункт 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 18 указанного постановления возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.
Поскольку из изложенного следует, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о социальной защите инвалидов обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями является вопросом федерального значения, следовательно, финансирование расходов муниципального образования, понесенных в связи с реализацией администрацией мер социальной поддержки, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
При этом возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2006 N 169 "Об утверждении Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на обеспечение жильем отдельных категорий граждан Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было выделено 119 575 тыс. рублей.
В то же время, доказательства недостаточности выделенных средств, а также доказательства соблюдения установленного порядка на компенсацию соответствующих расходов по исполнению государственных обязательств, в материалы дела не представлены.
Указание заявителя жалобы на то, что такое обращение имело место быть, со ссылкой на письмо от 01.10.2015 (л.д. 84-787 т.2), суд апелляционной инстанции отклоняет.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 названой статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ).
Как указано выше, в соответствии со ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2009 N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством" органы местного самоуправления наделяются, среди прочего, такими государственными полномочиями как предоставление субсидий за счет субвенций из федерального бюджета категориям граждан, определенных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года на территории автономного округа, в частности, семьям, имеющим детей-инвалидов.
К органам местного самоуправления, наделяемым отдельными государственными полномочиями, отнесен и истец, что следует из статьи 3 названного закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2009 N 36-оз.
В соответствии с частями 1 и 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2009 N 36-оз для осуществления предусмотренных настоящим Законом отдельных государственных полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета автономного округа передаются денежные средства в виде субвенций в объеме, установленном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год.
Расходы на предоставление субсидий для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету автономного округа.
Из преамбулы Постановления Правительства ХМАО - Югры от 10.10.2006 N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность" (далее - Положение N 237-п) следует, что настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно п. 3.1 Положения N 237-п в целях распределения средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций в бюджет автономного округа для реализации полномочий, переданных Российской Федерацией автономному округу, по обеспечению жильем граждан (далее - средства федерального бюджета), на соответствующий год, уполномоченными органами местного самоуправления формируются перечни граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году (далее - перечень).
Для включения в перечень граждане, состоящие в Едином списке, представляют в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего получению субсидии, в уполномоченные органы местного самоуправления заявления установленной формы о предоставлении субсидии согласно приложению 1 к настоящему Положению (п. 3.2).
В соответствии с пунктами 2.2-2.5 Положения N 237-п списки утверждаются главой муниципального образования и в срок до 15 января текущего года направляются в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
Департамент обеспечивает в пределах своей компетенции сверку сведений, содержащихся в списках, с федеральным реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Департамент на основании представленных списков в срок до 20 февраля текущего года формирует единый по автономному округу список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (далее - Единый список) согласно очередности в разрезе муниципальных образований. Единый список утверждается директором Департамента.
Департамент в течение пяти дней с даты утверждения Единого списка направляет его уполномоченным органам местного самоуправления в целях информирования граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, об очередности на получение субсидии.
Департамент после получения средств федерального бюджета на основании утвержденного Сводного списка в течение пятнадцати дней формирует и утверждает сводный список граждан - получателей субсидии в планируемом году (далее - Сводный список получателей субсидии).
Департамент осуществляет распределение средств федерального бюджета между муниципальными образованиями автономного округа, пропорционально количеству граждан, состоящих в Сводном списке получателей субсидии, с учетом даты их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3.6).
Из указанного следует, что предоставление субсидии нуждающимся на улучшение жилищных условий гражданам производится органом местного самоуправления в порядке делегирования ему государственных полномочий субъектом РФ путем финансирования через систему межбюджетных трансфертов. Доведение субвенции до конечного получателя подчинено процедуре согласования сформированного главой муниципального образования перечня управомоченных на получение льготы граждан с Департаментом. Соответствующий перечень оформляется при наличии заявления лица, претендующего на субсидию в следующем году.
Доказательств соблюдения истцом такого порядка не имеется.
Само по себе обращение в субъект за выделением денежных средств после обращения истца в суд о неправомерности действий ответчика не свидетельствует.
Судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ подлежат оспоренные или нарушенные права.
Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии противоправных действий ответчика, что в настоящем случае ввиду изложенного не установлено. В данном случае департамент не доказал, что понесенные им расходы на предоставление жилья по договорам социального найма возникли по причинам ответчика. Оснований считать, что способ исполнения решения суда общей юрисдикции обусловлен неисполнением ответчиком своих обязательств, у апелляционной коллегии не имеется.
Кроме этого, как было указано выше, во исполнение решения суда департаментом имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района заключен муниципальный контракт 0187300014714000396-0123936-01 на участие в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
По условиям контракта истец приобрел однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 3/1, кв. 75. Указанная квартира предоставлена Мурашевой Наталье Ивановне на состав семьи 1 человек по договору социального найма N 65 от 31.12.2014.
Согласно пункту 2.1 контракта в соответствии с протоколом, составленным по результатам электронного аукциона, решением о согласовании контракта цена контракта составляет 3 519 940 руб. НДС не облагается.
Указанным пунктом контракта определены источники финансирования: средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 90% от цены контракта 3 167 946 руб.; средства бюджета Сургутского района в размере 10% от цены контракта 351 994 руб.
Учитывая изложенное, исходя из положений статьи 15 ГК РФ, суд первой инстанции указал, что истцом не доказан размер убытков, поскольку из бюджета Сургутского района денежные средства в размере 1 759 970 руб. на приобретение жилья для Мурашевой Н.И. не выделялись.
Возражения истца судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку материалами дела не подтверждаются. Вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом умаления своего имущества на истребуемую в качестве реального ущерба сумму применительно к понятию убытков является правильным.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.12.2015 по делу N А75-6016/2015 отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 декабря 2015 года по делу N А75-6016/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6016/2015
Истец: Департамент имущественных и земельных администрации Сургутского р-на, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского районана
Ответчик: Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Управление Федерального казначейства по ХМАО-Югре
Третье лицо: Департамент строительства ХМАО - Югры, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Департамент финансов ХМАО-Югры, Постоянное представительство администрации Сургутсого района в г. Москве