город Воронеж |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А36-8979/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от арбитражного управляющего Амаровой Оксаны Феликсовны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Амаровой Оксаны Феликсовны на решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.02.2016 по делу N А36-8979/2015 (судья Никонова Н.В.) по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области к арбитражному управляющему Амаровой Оксане Феликсовне о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление, Управление Росреестра, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к арбитражному управляющему Амаровой Оксане Феликсовне (далее - арбитражный управляющий Амарова О.Ф.) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 01.02.2016, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено. Арбитражный управляющий Амарова О.Ф. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, арбитражный управляющий обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции не учел смягчающих обстоятельств при назначении административного наказания арбитражному управляющему и не воспользовался правом применения наказания в виде предупреждения.
Арбитражный управляющий явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Управление Росреестра в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, указывает на то, что при назначении арбитражному управляющему наказания суд области исследовал все обстоятельства имеющие значения для дела.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Данное лицо явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило, просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение неподлежащим отмене исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.02.2013 по делу N А36-4997/2012 открытое акционерное общество производственно технологической комплектации и строительства "Спецфундаментстрой" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 27.02.2013 по делу N А36-4997/2012 на должность конкурсного управляющего должника утверждена Амарова О.Ф., являющаяся членом саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Паритет".
Ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Липецкой области при подготовке и участии в собрании кредиторов ОАО ПТКиС "Спецфундаментстрой" были непосредственно обнаружены признаки нарушения норм действующего законодательства о банкротстве, в связи с чем, 13.10.2015 в отношении арбитражного управляющего Амаровой О.Ф. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Также ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Липецкой области 13.10.2015 было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
По результатам проведения административного расследования компетентным лицом Управления Росреестра 13.11.2015 был составлен протокол N 00394815 об административном правонарушении, по основаниям ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, в котором зафиксированы нарушения арбитражным управляющим требований законодательства о банкротстве:
- п.4 ст. 20.3, п.1 ст. 12, п.4 ст. 13 Закона о банкротстве;
- п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве;
- абз.4 п.1 ст. 130, абз. 4 п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве;
- пп.8,9,18 ст. 110 Закона о банкротстве;
-п.10 ст. 110 Закона о банкротстве;
- п.15 ст. 110 Закона о банкротстве.
В порядке ст.23.1 КоАП РФ, ст.202 АПК РФ Управление Росреестра по Липецкой области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что действия (бездействие) арбитражного управляющего образуют состав вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, учитывая следующее.
Согласно части 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ установлено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Субъектами правонарушения следует признавать арбитражного управляющего, руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации. Субъективная сторона характеризуется виной.
Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ).
Согласно ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности "банкротстве" он вступает в силу с момента его официального опубликования, текст которого был опубликован в "Российской газете" за 31.12.2008 N 267.
Производство по делу N А36-4997/2012 о несостоятельности (банкротстве) указанного выше должника возбуждено после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности "банкротстве". В связи с этим при определении обязанностей арбитражного управляющего при осуществлении процедур банкротства подлежит применению Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции ст.4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности "банкротстве".
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (абз.3 п.1 ст.12 Закона N 127-ФЗ).
Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов (абз.10 п.7 ст.12 Закона N 127-ФЗ).
В соответствии с п.4 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно п.4 ст. 13 Закона N 127-ФЗ сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
В силу п.1 ст. 130 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника и производит оплату его услуг за счет имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании абз. 4 п. 5.1 ст. 110 Закона N 127-ФЗ отчет об оценке имущества должника подлежит включению внешним управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.
В качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего (п.8 ст. 110 Закона N 127-ФЗ).
Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника (п.9 ст. 110 Закона N 127-ФЗ).
В соответствии с п.10 ст. 110 Закона N 127-ФЗ в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
начальная цена продажи предприятия;
величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
порядок и критерии выявления победителя торгов;
дата, время и место подведения результатов торгов;
порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
В течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети "Интернет", в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов. В случае, если торги признаны состоявшимися, в этом информационном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия (абз. 11 п.15 ст. 110 Закона N 127-ФЗ).
В случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного настоящим Федеральным законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Начальная цена продажи предприятия на повторных торгах устанавливается на десять процентов ниже начальной цены продажи предприятия, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом на первоначальных торгах (п.18 ст. 110 Закона N 127-ФЗ).
Как следует из протокола от 13.11.2015 N 00394815 об административном правонарушении, должностным лицом административного органа выявлены и вменяются в вину арбитражному управляющему шесть эпизодов нарушений требований Закона о банкротстве при осуществлении своих полномочий и обязанностей в качестве конкурсного управляющего открытого акционерного общества производственно технологической комплектации и строительства "Спецфундаментстрой", а именно:
1) нарушение п. 4 ст. 20.3, п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве - арбитражным управляющим Амаровой О.Ф. не исполнена обязанность по включению сообщения о проведении собрания кредиторов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. 23.01.2015 проведено собрание кредиторов должника, однако в ЕФРСБ сообщение о проведении указанного собрания кредиторов размещено арбитражным управляющим О.Ф. Амаровой 12.01.2015, то есть менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания;
2) нарушение п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве - арбитражным управляющим Амаровой О.Ф. с нарушением установленного пятидневного срока опубликовано сообщение о проведении собрания кредиторов должника. Собрание кредиторов должника проведено 14.07.2015, однако сообщение в ЕФРСБ, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов ОАО ПТКиС "Спецфундаментстрой" конкурсным управляющим Амаровой О.Ф. размещено только 23.07.2015;
3) нарушение абз. 4 п. 1 ст. 130, абз. 4 п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве. Обязанность по включению в течение двух рабочих дней в ЕФРСБ отчета об оценке имущества должника, составленного 07.07.2015, своевременно не исполнена, поскольку отчет в ЕФРСБ размещен арбитражным управляющим только 15.07.2015.
4) нарушение пп. 8, 9, 18 ст. Закона о банкротстве, выразившееся в том, что арбитражным управляющим не исполнена обязанность по опубликованию самостоятельной информации о проведении повторных торгов по реализации имущества должника. Конкурсный управляющий Амарова О.Ф. 11.08.2015 разместила в ЕФРСБ сообщение о проведении 09.09.2015 торгов по продаже имущества должника, то есть менее чем за 30 дней до начала торгов. В тексте сообщения, размещенного 11.08.2015 в ЕФРСБ, а также в тексте объявления, опубликованного 01.08.2015 в газете "Коммерсантъ", указана информация о проведении 21.10.2015 повторных торгов по реализации имущества ОАО ПТКиС "Спецфундаментстрой";
5) нарушение п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве, а именно в сообщении о продаже имущества ОАО ПТКиС "Спецфундаментстрой", опубликованном организатором торгов арбитражным управляющим Амаровой О.Ф. в газете "Коммерсантъ" N 137 от 01.08.2015 и размещенном в ЕФРСБ 11.08.2015, не указаны дата, время и место подведения результатов торгов; реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора торгов. В сообщении N 703274, размещенном 11.08.2015, отсутствовал проект договора купли-продажи и подписанный электронной цифровой подписью организатора торгов договор о задатке;
6) нарушение п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве, выразившееся в том, что арбитражным управляющим не исполнена обязанность по опубликованию в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися сообщения о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 названного Закона, и размещению на сайте этого официального издания в сети "Интернет", в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов. Организатором торгов - арбитражным управляющим ОАО ПТКиС "Спецфундаментстрой" Амаровой О.Ф. размещено сообщение о проведении торгов по реализации имущества должника в форме аукциона 09.09.2015. Сообщение о результатах проведения торгов размещено на сайте ЕФРСБ 19.10.2015 то есть по истечении пятнадцатидневного срока и в газете "Коммерсант" не опубликовано.
Вина арбитражного управляющего во вменяемых эпизодах (в том числе 1, по которому на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции истек срок для привлечения к административной ответственности), подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и по существу не оспаривается самой Амаровой О.Ф.
Вышеуказанные действия (бездействие) арбитражного управляющего не могут считаться правомерными, разумными и направленными на защиту интересов должника и кредиторов. Выявленные административным органом нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей.
В рассматриваемом случае арбитражным судом не установлено чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших конкурсному управляющему исполнить требования Закона о банкротстве.
Существенных нарушений процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности апелляционным судом не выявлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции не учел смягчающих обстоятельств при назначении административного наказания арбитражному управляющему отклоняется апелляционным судом, как основанный на неверном толковании норм права. Суд первой инстанции назначил наказание в пределах санкции ч.3 ст. 14.13 КоАП с учетом исследованных обстоятельств по имеющимся материалам дела.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности судебного акта, арбитражным предпринимателем не приведено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Липецкой области от 01.02.2016 по делу N А36-8979/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8979/2015
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области
Ответчик: Амарова Оксана Феликсовна