г. Чита |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А78-12545/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Рылова Д.Н.,
судей Никифорюк Е. О., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2016 года по делу N А78-12545/2015 по исковому заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" (ОГРН 1027501067142, ИНН 7530008752) к Забайкальскому краю в лице Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430)и Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230) о взыскании 74 704 руб.,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края в лице Комитета по управлению образованием Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края (ОГРН 1027501066548, ИНН 7530006850) (далее Администрация),
Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края (ОГРН 1027501067758, ИНН 7530002937) (далее Комитет),
(суд первой инстанции Артемьева А. А.)
в судебное заседание явились:
от истца: Федосеев Г. В. - представитель по доверенности от 12.04.2016, Селюнина Н. А. - представитель по доверенности от 12.04.2016, Гайдабура Л. И. - директор школы,
от ответчика: Короткова Н. И. - представитель по доверенности от 29.02.2016 г.,
от третьих лиц:
Администрации: не явились,
Комитета: не явились,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" (далее - истец, МАОУ "СОШ N 1") обратилось в суд с иском к Забайкальскому краю в лице Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее ответчик) и Министерству финансов Забайкальского края (далее соответчик) о понуждении ответчика исполнить обязанности по финансовому обеспечению на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в части финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с финансированием медицинского осмотра педагогических работников истца в размере 74 704 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Закон N 1017-ЗЗК от 22.07.2014 "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях" не содержит порядка предоставления субвенций на финансирование расходов образовательных учреждений на проведение медицинских осмотров педагогических работников.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МАОУ "СОШ N 1" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов российской Федерации выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Представители истца в судебном заседании просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако, третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, заслушав мнение представителей истца и ответчика, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 26.10.2012 N 131 создано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1".
Согласно уставу учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края.
Функции и полномочии учредителя учреждения от имени муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края исполняет Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края исполняет функции и полномочии собственника имущества учреждения.
Истец указывает, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании" и СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ответчик обязан организовать медицинский осмотр работников учреждения.
По причине отсутствия финансирования медицинские осмотры не проводились, в связи с чем директор учреждения неоднократно привлекалась к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа за нарушение указанных норм.
Для прохождения медицинского осмотра 43 педагогических работников учреждению необходимо 74 704 рубля. Расчет стоимости услуг произведен истцом на основании договора возмездного оказания медицинских услуг, заключенного 13.10.2015 с ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства".
Собственных денежных средств для оплаты медицинских услуг у истца не имеется.
Полагая, что отсутствие финансирования вызвано неправомерным бездействием субъекта - Забайкальского края в лице его уполномоченных органов - Министерства образования и Министерства финансов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Забайкальского края.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Способы защиты нарушенного права предусмотрены статьей 12 ГК РФ, в том числе взыскание убытков.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу вышеуказанных норм ГК РФ убытки - это мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренной законом.
В соответствии с указанными положениями гражданского законодательства для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения убытков необходимо установление совокупности условий:
- факта наличия убытков;
- размера убытков;
- неправомерности действий (бездействия) причинителя вреда;
- причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий возложение имущественной ответственности не представляется возможным.
Судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие доказательств наличия совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения ответчика к ответственности.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Пунктом 9 части 1 статьи 48 Закона об образовании установлена обязанность педагогических работников проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. Аналогичные нормы закреплены в статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), в частности проведение медицинских осмотров работников детских учреждений обязательно в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Кроме того, согласно пункту 11.8 СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 все работники общеобразовательной организации проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования определены в статье 8 Закона об образовании.
В пункте 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании определено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 99 Закона об образовании определены особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.
Согласно части 2 статьи 99 Закона об образовании нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании части 3 статьи 99 Закона об образовании нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников, в частности для работников детских учреждений, прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) является обязательным. Целью таких мероприятий является определение пригодности данных работников для выполнения поручаемой работы. При этом медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.
Судом первой инстанции правомерно указано, что из смысла указанных норм в их взаимосвязи, следует, что нет оснований для возложения на Забайкальский край ответственности в виде финансирования за счет средств бюджета субъекта затрат образовательного учреждения на проведение медицинских осмотров работников.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков за счет средств казны Забайкальского края в сумме 74 704 рубля.
Довод истца о том, что судом первой инстанции неверно истолкованы нормы Федерального закона об образовании, который имеет высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации, в данном случае судом апелляционной инстанции признается несостоятельным в связи с тем, что Трудовым кодексом Российской Федерации прямо предусмотрена ответственность работодателя по обеспечению прохождения медицинского осмотра своими работниками.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, однако они построены на неправильном толковании заявителем норм действующего законодательства и по существу не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции, сделанных на полном и всестороннем исследовании доказательств по делу.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2016 года по делу N А78-12545/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2016 года по делу N А78-12545/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-12545/2015
Истец: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1"
Ответчик: Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации МР "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края, Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края