г. Пермь |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А50-25567/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца Прокуратуры Пермского края - Богданов Д.В., удостоверение;
от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - не явились;
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Дорожник 2" - Лаптев А.Е., паспорт, доверенность;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, общества с ограниченной ответственностью "Дорожник 2"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 января 2016 года
по делу N А50-25567/2015,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Прокуратуры Пермского края (ОГРН 1055900376927, ИНН 5902293266)
к 1) Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298; 614990), 2) обществу с ограниченной ответственностью "Дорожник 2" (ОГРН 1035901599656, ИНН 5917510643)
о признании недействительными п. 7.1 договора аренды, п. 3 дополнительного соглашения к договору аренды,
установил:
Прокуратура Пермского края (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, обществу с ограниченной ответственностью "ДОРОЖНИК 2" (далее ответчики) о признании недействительными п. 7.1 договора аренды лесного участка от 28.09.2010 N 538, п. 3 дополнительного соглашения N 3 от 03.06.2013 года к договору аренды лесного участка от 28.09.2010 N 538, заключенного между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и обществом с ограниченной ответственностью "ДОРОЖНИК 2".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Дорожник 2" обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что размер арендной платы не являлся предметом аукциона.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорожник 2", просит отменить решение Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2016 в полном объеме.
Также не согласившись с указанным судебным актом, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что договор соответствует типовой форме, истцом пропущен срок исковой давности.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, просит решение Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью "Дорожник 2" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Дорожник-2" по результатам аукциона от 14.09.2010 выиграло право на заключение договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины.
28.09.2010 между Агентством по природопользованию Пермского края и ответчиком ООО "Дорожник-2" заключен спорный договор.
На основании Указа губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Согласно п.1 договора в аренду передан лесной участок общей площадью 6676,4 га. Категория земель: земли лесного фонда. Номер учётной записи 1333-2010-09 в государственном лесном реестре Пермского края. Местоположение: Пермский край, Березовский муниципальный район, Кишертское лесничество, Берёзовское участковое лесничество, кварталы 4-7, 13, 34, 77, Берёзовское сельское участковое лесничество Берёзовское сельское участковое лесничество (Березовская ГСС), кварталы 3,4,6,7 (за исключением части выдела 8), 8(за исключением части выдела 3), 9,1I. Берёзовское сельское участковое лесничество (колхоз им. Мичурина), кварталы 1 (за исключением части выдела 20),2,3,5(за исключением части выдела 1), 6 (за исключением части выделов 21,22,30,31,36), 11, 12, 14, 15, Берёзовское сельское участковое лесничество (СПК "Урал"), кварталы 2,3,10,12, Берёзовское сельское участковое лесничество (ООО "Труд"), кварталы 6,10,11,14,16.
Арендатору передан лесной участок для заготовки древесины с предварительно определённым годовым объёмом использования лесов: всего 31.0 тыс.куб.м., в том числе 9,4 тыс.кв.м. по хвойному хозяйству.
Арендная плата за использование лесного участка, как окончательная цена предмета аукциона, составила 4252176-00 рублей.
По результатам аукциона (протокол N 5 от 14.09.2010) заключен договор аренды лесного участка от 28.09.2010 N 538.
Пунктом 7.1 договора предусмотрена возможность корректировки размера арендной платы в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам проекта освоения лесов.
Дополнительным соглашением N 3 от 3.06.2013 соответствующие изменения внесены в договор аренды лесного участка от 28.09.2010 N 538.
В связи с утверждением проекта освоения лесов указанным дополнительным соглашением также изменена характеристика лесного участка (приложение 1 к дополнительному соглашению) и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке (приложение 2 к дополнительному соглашению).
Кроме того, пунктом 3 данного дополнительного соглашения договор аренды дополнен пунктом 7.1 следующего содержания: "Размер арендной платы на 2012-2013 г.г., уточненный в соответствии с объемами использования лесов по материалам Проекта освоения лесов составляет: на 2012-2013 г.г. - 1294932 рубля. Расчеты размера арендной платы на последующие годы подписываются сторонами ежегодно и являются неотъемлемой частью к настоящему дополнительному соглашению".
Таким образом, пунктом 3 дополнительного соглашения N 3 от 03.06.2013 уменьшен размер арендной платы, предусмотренной пунктом 7 договора аренды лесного участка от 28.09.2010 N 538. Кроме того, указанный пункт дополнительного соглашения предусматривает дальнейшую возможность изменения размера арендной платы.
Ежегодный размер арендной платы за использование лесного участка являлся предметом аукциона, по результатам которого заключен данный договор аренды.
Истец, считая указанные пункты недействительными, обратился в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (ст. 166 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемой сделки).
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ, в редакции, действующей на момент подписания договора и дополнительного соглашения к нему, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 3 ст. 71 ЛК РФ установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
В силу п. 1 и 2 ст. 74 ЛК РФ, в редакции, действующей на момент действующей на момент подписания договора, и дополнительного соглашения к нему, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
На момент подписания дополнительного соглашения N 3 в п. 2 ст. 74 ЛК РФ внесены изменения, изложен в следующей редакции: "При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 настоящего Кодекса".
Согласно п. 1 ст. 53.7 ЛК РФ (введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ) в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Указанные нормы являются императивными. Часть 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, ограничена. Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный ст. 451 Гражданского кодекса РФ, в данном случае не может быть использован по следующим причинам.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается ст. 74 Лесного кодекса РФ, во-вторых, изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора, а в аукционной документации была непосредственно заложена возможность такого изменения.
ООО "Дорожник-2" является профессиональным участником данных отношений и мог предпринять все необходимые меры для выяснения целесообразности (выгодности) заключения такого договора. Указанная неосмотрительность является предпринимательским риском для указанного лица.
Таким образом, в силу приведенных выше норм законодательством не допускалось изменение арендной платы по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов. При этом если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем.
Лесной кодекс РФ является специальным законом, регулирующим данные отношения. Исходя из целей проведения аукциона и положений ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Изложенные выводы подтверждаются позицией, указанной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12157/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448.
На момент рассмотрения спора положения ст. 74 Лесного кодекса РФ допускают изменение условий договора, заключенного на аукционе исключительно по решению суда.
Ответчики не лишены права изменить размер арендной платы в установленном порядке.
С учетом изложенного пункт 7.1 договора аренды лесного участка N 538 от 28.09.2010; пункт 3 дополнительного соглашения N 3 от 03.06.2013 года к договору аренды лесного участка от 28.09.2010 N 538 в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ являются недействительными (ничтожными).
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, апелляционным судом отклоняются.
Типовая форма договора должна соответствовать действующему законодательству. В спорный период положения Лесного кодекса РФ исключали применение норм ГК РФ в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон договора. Исковая давность применяется на основания заявления лица, участвующего в деле. О пропуске срока исковой давности в суде первой инстанции заявлено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителей апелляционных жалоб (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 января 2016 года по делу N А50-25567/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25567/2015
Истец: Прокуратура Пермского края
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "Дорожник 2"