Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2016 г. N Ф06-10648/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А55-19522/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта - Солдаткин О.А. доверенность от 23.07.2015 г.,
от Правительства Самарской области - Хайрулова Л.А. доверенность от 28.12.2015 г.,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Агапова О.С. доверенность от 11.01.2016 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Хайрулова Л.А. доверенность от 29.12.2015 г.,
от Министерства культуры Самарской области - извещен, не явился,
от ФГБУ ФКП "Росреестра" - извещен, не явился,
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2016 года, в помещении суда, апелляционные жалобы
Правительства Самарской области,
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Департамента градостроительства городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2016 года по делу N А55-19522/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта, г. Самара,
к Правительству Самарской области, г. Самара,
при участии третьих лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Министерство культуры Самарской области, г. Самара,
ФГБУ ФКП "Росреестра", г. Самара,
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Самарский общественный региональный фонд поддержки и развития шахматного спорта (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным ответа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126 площадью 842, 3 кв.м., и находящегося под зданием, расположенным по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126 и об обязании Правительства Самарской области (далее - ответчик) передать в собственность Самарскому общественному региональному фонду поддержки и развития шахматного спорта земельный участок расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126 площадью 842,3 кв.м., находящийся под зданием, расположенным по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126 в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 г. N 746 (том 1 л.д. 3-8).
В суде первой инстанции заявитель требования изменил, в соответствии с которыми просил признать незаконным отказ Правительства Самарской области, в предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка кадастровый N 63:01:0502005:528, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842,3 кв.м., изложенный в письме от 17.06.2015 г. N 6-21/565, составленный на основании сведений Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27.11.2014 г. N САМВ-165371 и обязать Правительство Самарской области в течение 10 (десяти дней) после вступления решения суда по делу А55-19522/2015 в законную силу предоставить Самарскому общественному региональному фонду поддержки и развития шахматного спорта в собственность за выкуп земельный участок кадастровый N 63:01:0502005:528, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842, 3 кв.м. с учетом положений абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 г. N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями", путем подготовки и направления в адрес Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта договора купли-продажи земельного участка кадастровый N 63:01:0502005:528, расположённого по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842,3 кв.м. по цене в размере 40 (сорока) % от кадастровой стоимости земельного участка на дату обращения заявителя в Правительство Самарской области (01.08.2014 г).
Решением суда первой инстанции от 28.01.2016 года требования заявителя удовлетворены (том 2 л.д. 81-84).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении заявления Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта отказать.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности департамент наделен полномочиями по ведению Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, являющейся единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах и об объектах градостроительной деятельности.
Таким образом, вывод об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования был основан именно на той информации, представленной уполномоченным в сфере градостроительной деятельности органом местного самоуправления департаментом градостроительства городского округа Самара, направленной письмом от 27.11.2014 г. N САМВ-165371 (том 1 л.д. 29-30).
Следовательно, земельный участок, на который претендует заявитель, не может быть приватизирован в силу прямого запрета на его приватизацию пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении заявления Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта отказать.
В обоснование поданной апелляционной жалобы Министерство имущественных отношений Самарской области указывает на то, что указанный земельный участок находится в собственности Самарской области (запись регистрации от 01.07.2009 г. N 63-63-01/131/2009-520).
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 30.11.2015 г., спорный земельный участок принадлежит к территории общего пользования, поскольку расположен в красных линиях улиц Льва Толстого и Молодогвардейской (том 2 л.д. 32-33).
Таким образом, земельный участок, на который претендует заявитель, не может быть приватизирован в силу прямого запрета на его приватизацию пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент градостроительства городского округа Самара обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта.
Департамент градостроительства городского округа Самара указывает на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить.
Податель жалобы указывает на пункт 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, в соответствии с которым Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
На основании действующего Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара oт 20.03.2008 г. N 539, часть объекта принадлежит к территории общего пользования, предназначенной для размещения автомобильных дорог - улиц Молодогвардейской и Льва Толстого в г. Самаре.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539.
При разработке проектного решения использовались проектные материалы: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по генеральному плану г. Куйбышева 1986 г. и "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 г.
Таким образом, границы территории общего пользования, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, предусмотрены как действующим Генеральным планом городского округа Самара, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Из представленных уполномоченным органом документов следует, что имеется пересечение границ испрашиваемого заявителем земельного участка с кадастровым N 63:01:0502005:528 с красными линиями, определенными нормативным актом - Генеральным планом городского округа Самара.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
В судебном заседании представители ответчика, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в полном объеме.
Подробно доводы подателей жалоб изложены в апелляционных жалобах.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 08.04.2016 г.). Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Министерство культуры Самарской области, ФГБУ ФКП "Росреестра" и Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области отзывы на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобы, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АН N 265810 от 11.07.2014 г. (том 1 л.д. 35).
01.08.2014 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0502005:528, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842, 3 кв.м., занятого вышеуказанным зданием (том 1 л.д. 36).
Письмом от 17.06.2015 г. N 6-21/565 заявителю отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в связи с тем, что согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования (том 1 л.д. 11).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
28.01.2016 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, удовлетворив требования заявителя (том 2 л.д. 81-84).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в качестве доказательства, подтверждающего факт того, что часть испрашиваемого заявителем земельного участка относится к территории общего пользования и находится в границах красных линий ответчиком была представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (том 2 л.д. 34).
По мнению суда, указанный документ не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт отнесения части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования, поскольку красные линии, отраженные в данной выкопировке, проходят по стене здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Спорный земельный участок находится в границах исторической части города, а здание, расположенное на испрашиваемом земельном участке, является памятником объектов культурного наследия регионального значения (Особняк Эрн) и построено в 1917 году.
Кроме того, судом установлено, что указанное здание расположено на углу улиц Л. Толстого и ул. Молодогвардейской г. Самары, площадь земельных участков которых имеет определенную погрешность.
Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать вывод о том, что представленная Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара является ненадлежащим доказательством в части установления ограничений в приватизации испрашиваемого заявителем земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции противоречит сложившейся судебной практике по данной категории дел.
Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 187-0, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 187-0 указано, что, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Из статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что сведения о красных линиях, обозначающих в силу пункта 11 статьи 1 указанного Кодекса границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" распоряжением Департамента от 11.11.2011 г. N Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара.
Согласно указанным нормативным актам информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
На основании действующего Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539, часть объекта принадлежит к территории общего пользования, предназначенной для размещения автомобильных дорог - улиц Молодогвардейской и Льва Толстого в г. Самаре.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539.
При разработке проектного решения использовались проектные материалы: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по генеральному плану г. Куйбышева 1986 года и "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Таким образом, границы территории общего пользования, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, предусмотрены как действующим Генеральным планом городского округа Самара, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
Согласно ответу департамента от 27.11.2014 г. N САМВ-165371 часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования (том 1 л.д. 29-30).
В материалах дела имеется выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, из которой следует, что спорный земельный участок принадлежит к территории общего пользования, поскольку расположен в красных линиях улиц Льва Толстого и Молодогвардейской (том 2 л.д. 32-33, 34).
Выводы суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие красных линий на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют обстоятельствам дела.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, поскольку были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка, у Правительства Самарской области отсутствовали правовые основания для предоставления указанного земельного участка, в связи с чем, было принято законное и обоснованное решение от 17.06.2015 г. N 6-21/565 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2016 года по делу N А55-19522/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19522/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2016 г. N Ф06-10648/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Самарский общественный региональный фонд поддержки и развития шахматного спорта
Ответчик: Правительство Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство культуры Самарской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области