г. Ессентуки |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А15-1239/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Службы государственного финансового контроля РД на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2015 по делу N А15-1239/2015 (судья С.А. Цахаев)
по заявлению администрации муниципального района "Левашинский район" Республики Дагестан
к Министерству финансов РД
к Службе государственного финансового контроля РД
о признании недействительным акта ревизии от 08.12.2014, приказа Министерства финансов Республики Дагестан от 10.02.2015 N 20/4 и обязании Министерства финансов Республики Дагестан возвратить в бюджет МР "Левашинский район" незаконно взысканные средства в сумме 31585,5 (тридцать один миллион пятьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот) рублей, а также отказ от требований о признании акта ревизии от 08.12.2014 недействительным по следующим пунктам: абзац 4, стр. 5; абзац 3 стр. 11; абзац 1, стр. 15 и абзац 2 стр. 18,
при участии в судебном заседании:
от Службы государственного финансового контроля РД: Магомедов Р.М. (доверенность от 01.01.2016), Ибрагимов М.С. (доверенность от 01.01.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
администрация Муниципального района "Левашинский район" Республики Дагестан (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству финансов РД (далее - министерство) и к Службе государственного финансового контроля РД (далее - служба) о признании недействительным акта ревизии от 08.12.2014, приказа Министерства финансов Республики Дагестан от 10.02.2015 N 20/4 и обязании Министерства финансов Республики Дагестан возвратить в бюджет МР "Левашинский район" незаконно взысканные средства в сумме 31585,5 (тридцать один миллион пятьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот) рублей.
В суде первой инстанции, в соответствии с требованиями ст. 49 АПК РФ, администрация заявила отказ от заявленных требований, а именно в части признания незаконными абзаца 4, стр. 5; абзаца 3 стр. 11; абзаца 1, стр. 15 и абзаца 2 стр. 18 акта от 08.12.2014.
Уточненные требования заявитель представил в следующем виде:
- о признании незаконными действий Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения N 03 -10/316 от 31.12.2014;
- о признании незаконными действий Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК N 793498 от 18.03.2015, N 794638 от 19.03.2015, N 795484 от 20.03.2015, N 796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, N 797674 от 25.03.2015, N 799051 от 26.03.2015, N 799931 от 27.03.2015, N 801389 от 30.03.2015, N 802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015;
- об обязании Министерства финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР "Левашинский район" РД.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2015 суд производство по делу А15-1239/2015 в части требований администрации МР "Левашинский район" о признании незаконными абзаца 4, стр. 5; абзаца 3 стр. 11; абзаца 1, стр. 15 и абзаца 2 стр. 18 акта от 08.12.2014 прекратил в связи с принятием отказа заявителя от требоваий.
Этим же решением суд действия Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения N 03 -10/316 от 31.12.2014 признал незаконными.
Так же, действия Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК N 793498 от 18.03.2015, N 794638 от 19.03.2015, N 795484 от 20.03.2015, N 796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, N 797674 от 25.03.2015, N 799051 от 26.03.2015, N 799931 от 27.03.2015, N 801389 от 30.03.2015, N 802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015 суд признал незаконными и обязал Министерство финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР "Левашинский район" РД.
Решение мотивировано тем, что уведомление N 03-10/316 от 31.12.2014 составлено с нарушением требований пункта 71 постановления Правительства РД от 28.11.2013 N 1092, так как не содержит описания совершенного бюджетного нарушения, а только констатирует факты нарушений. Поэтому действия Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК N 793498 от 18.03.2015, N 794638 от 19.03.2015, N 795484 от 20.03.2015, N 796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, N 797674 от 25.03.2015, N 799051 от 26.03.2015, N 799931 от 27.03.2015, N 801389 от 30.03.2015, N 802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015, также не соответствуют приведенному выше законодательству, нарушают права и охраняемые интересы администрации МР "Левашинский район".
Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований заявителя, как принятое с нарушением норм права. Указывает, что из материалов дела не усматривается нарушений требований пункта 71 постановления Правительства РД от 28.11.2013 N 1092. Выявленные нарушения послужили основанием для составления уведомлении N 03-10/316 от 31.12.2014 и последующего проведения Министерством финансов Республики Дагестан действий по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Администрация Муниципального района "Левашинский район" Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2015, в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяется только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений об этом.
Выслушав представителей Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается.
на основании распоряжения руководителя Службы государственного финансового контроля РД N 05-11/15а от 18.09.2014 Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее - Служба) проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального района "Левашинский район", целевого и эффективного использования бюджетных средств за 2013 год.
По результатам проведенной в отношении муниципального района "Левашинский район" проверки Службой 08.12.2015 составлен сводный акт проверки и 21.01.2015 в адрес МР "Левашинский район" в лице главы администрации в адрес Министерства направлено уведомление о применении в отношении МР "Левашинский район" бюджетных мер принуждения от 31.12.2014 N 03-10/316, кторое им получено 13.01.2015.
На основании уведомления Службы от 31.12.2014 N 03-10/316 Министерством приказом от 10.02.2015 в отношении МР "Левашинский район" применены бюджетные меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК N793498 от 18.03.2015, N794638 от 19.03.2015, N795484 от 20.03.2015, N796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, N797674 от 25.03.2015, N799051 от 26.03.2015, N799931 от
27.03.2015, N 801389 от 30.03.2015, N 802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015.
Администрация МР "Левашинский район", считая указанные действия Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан по направлению уведомления от 31.12.2014 N 03-10/316 и действия Министерства финансов РД по применению указанных бюджетных мер принуждения незаконными, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оспорила эти действия в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 157 БК РФ к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).
Также, согласно статье 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Учитывая изложенное, финансовые органы субъектов Российской Федерации могут быть наделены полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений (письмо Минфина России от 25.09.2013 N 02-07-10/39742 "О возможном наделении финансовых органов субъектов Российской Федерации полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений").
Суд установил, что Служба государственного финансового контроля РД согласно пункту 6 Положения "О Службе государственного финансового контроля РД", утвержденного указом Президента Республики Дагестан от 07.06.2013 N 180, в целях реализации своих полномочий вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки и направлять объектам контроля заключения, представления и (или) предписания.
Таким образом, действия Службы государственного финансового контроля РД по проведению указанной проверки соответствуют его полномочиям согласно Положению. Указанные действия совершены в пределах полномочий.
По результатам проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств выделенных администрации Муниципального района "Левашинский район" за 2013 год Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан были составлены акт от 08.12.2014 и уведомление о применении бюджетных мер принуждения N 03-10/316 от 31.12.2014.
Рассматривая вопрос о правомочности действий Службы, суд сослался на следующее.
Акт проверки от 08.12.2014 не содержит конкретных ссылок на документы, подтверждающие указанные обстоятельства, что противоречит требованиям п. 57 Административного регламента исполнения Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (далее Административный регламент), утвержденного приказом руководителя Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан от 05.05.2014 N 05-10/90.
Суд первой инстанции установил, что акт проверки от 08.12.2015 не содержит конкретных ссылок, какие бюджетные средства по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации на 2013 год администрацией когда, согласно какого документа использованы не по целевому назначению.
В акте проверки указано, что в нарушении пункта 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2013 году для всех казенных учреждений общего образования района администрацией муниципального района в органах федерального казначейства не открыты отдельные лицевые счета и фактически централизованная бухгалтерия продолжала действовать. Главными распорядителя денежных средств являлись глава администрации MP "Левашинский район" с правом первой подписи и главный бухгалтер с правом второй подписи.
По мнению Службы, указанные действия администрации нарушают требования статьи 38 БК РФ, выразившиеся в направлении средств фонда компенсации поступивших на реализацию основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (Госстандарт образования) на выплату зарплаты бухгалтерам школ в 2013 году.
Как следует из акта проверки, на указанные цели администрацией израсходованы бюджетные средства на общую сумму 9251,4 (девять миллионов двести пятьдесят одна тысяча четыреста) рублей.
По мнению Службы, и как указано в акте, данные расходы должны были быть произведены за счет средств дотации или собственных доходов.
Как следует их материалов дела, администрацией МР "Левашинский район" в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83 "О внесении - изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" еще с 2012 года для всех муниципальных казенных образовательных учреждений открыты лицевые счета, что подтверждается платежными документами отдела N 31 Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан.
Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Пункт 10.1. статьи 161 БК РФ предусматривает право казенного учреждения на основании договора (соглашения) передать иной организации (в данном случае централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. В данном случае в соответствии с указанной нормой БК РФ между муниципальными казенными образовательными учреждениями МР "Левашинский район" и отделом учета и отчетности были заключены договоры по ведению бухгалтерского учета и на основании доверенностей были переданы право подписи документов. Бухгалтеры образовательных учреждений района числятся в штатном расписании образовательных учреждений, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из приказов образовательных учреждений.
Из представленных в дело приказов по Кутишинской СОШ от 01.01.2013, МКОУ "Кулецминская СОШ", аналогично и по всем другим образовательным учреждениям Левашинского района, следует, что Курбанова У.А., Давудова М.Н. и другие лица приняты на работу бухгалтерами школ.
В соответствии с методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования, доведенными письмами Минфина РФ от 07.10.2003 N 10-02-08 и Минобразования РФ от 18.09.2003 N 20-51-2829/20-01, в состав работников образовательного учреждения, финансируемых за счет субвенций, входят и работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе бухгалтеры и экономисты.
В письме Министерством образовании и науки РФ от 15.04.2009 N 03- 716 "О штатном расписании в образовательных учреждениях" дано разъяснение о том, что в настоящее время для общеобразовательных учреждений типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены. Общеобразовательные учреждения несут ответственность за реализацию общеобразовательных программ и самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание (включая введение тех или иных штатных единиц), распределяют должностные обязанности. Порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его уставе. Согласно Уставу общеобразовательной школы директор является единоличным распорядителем денежных средств в пределах требований, установленных законодательством РФ, заключает от имени школы договоры и муниципальные контракты.
Далее в акте указано что, средства республиканского бюджета РД, предусмотренные на мероприятия по социально - экономическому развитию районов и городов РД, уточненный план на 2013 год в размере 34771,6 (тридцать четыре миллиона семьсот семьдесят одна тысяча шестьсот) рублей перечислены ООО "Строитель" согласно государственному контракту от 11.02.2011 на строительство участковой больницы и поликлиники МО "Сельсовет Мекегинский".
В уведомление Службы о применении бюджетных мер принуждения от 31 декабря 2014 года за N 03-10/316 указано, что средства республиканской целевой программы "Мероприятия по социально - экономическому развитию районов и городов на 2012 год", предусмотренные на строительство участковой больницы селения Мекеги в сумме 14000000 рублей, использованы не по целевому назначению.
Как следует из материалов дела, между администрацией MP "Левашинский район" в лице главы Магомедова М.М с одной стороны (заказчик) и ООО "Строитель" (подрядчик) с другой стороны 11.02.2011 заключен государственный контракт. Согласно пункту 4 контракта он финансируется из республиканского бюджета в соответствии с порядком финансирования.
Судом установлено, что в связи с тем, что средства из республиканского бюджета в бюджет МР "Левашинский район" поступали несвоевременно, администрация района во исполнение обязательств по оплате строительных работ из собственных средств произвела оплату подрядчику стоимости работ, что подтверждается платежными поручениями от 21.04.2011 N 115 и от 27.12.2011 за N 363 о перечислении подрядчику средств в сумме 14000000 рублей, в целях своевременного выполнения подрядчиком контракта.
Таким образом, администрация MP "Левашинский район" перечислила подрядчику всего 48771600 (сорок восемь миллионов семьсот семьдесят одна тысяча шестьсот) рублей, из них средства в сумме 14000, (четырнадцать миллионов) рублей в последующем согласно акту сверки от 17.12.2012 возвращены в бюджет MP "Левашинский район", что подтверждает платежным поручением от 20.02.2013 N 2.
В последующем поступившие целевые средства по программе в сумме 34771600 (тридцать четыре миллиона семьсот семьдесят одна тысяча шестьсот) рублей также были перечислены ООО "Строитель", что подтверждает заявка на кассовый расход от 12.02.2013 за N 00000531.
В акте проверки далее указано, что средства, выделенные из республиканской целевой программы "Чистая вода" на строительство водоочистных сооружений для водоснабжения на территории селения Леваши, перечислены подрядчику - ООО "Чистая вода" в отсутствие подтверждения выполнения работ и фактических расходов, вследствие чего, по мнению Службы, возникла дебиторская задолженность в сумме 3634,4 (три миллиона шестьсот тридцать четыре тысяча сто) рублей.
В тоже время в самом акте проверки указано, что эти средства ООО "Чистая вода" были возвращены администрации MP "Левашинский район" как излишне перечисленные средства, согласно платежному поручению N 1 от 14 января 2014 года и в последствии в нарушение статьи 38 БК РФ за счет средств, предусмотренных по КОСГУ - 310 "Увеличение стоимости основных средств", произведены расходы по КОСГУ - 226 "Прочие услуги".
Левашинский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета РФ по РД в постановлении от 25.11.2015 по угловному делу N 52896 о прекращении уголовного преследования по фактам и обстоятельствам, изложенным в акте проверки от 08.12.2014, на основании которого совершены оспоренные по данному делу действия, указал, что согласно заключению финансово-экономической экспертизы N 800-15 от 11.11.2015 не имело место нецелевое расходование бюджетных средств в размере 14 миллионов рублей, выделенных в 2013 году за счет средств Республиканской адресной инвестиционной программы на строительство участковой больницы с. Мекеги Левашинского района, поскольку при списании средств в бюджет с лицевого счета Администрации MP "Левашинский район" допущена серьезная ошибка. Вместе того, чтобы применить первоначальный код по ранее перечисленной сумме 14 миллионов рублей, списание в бюджет района проведено по другому коду.
Следственное управление также указало, что не имело места нецелевое расходование бюджетных средств в размере 4 миллионов 700 тыс. рублей, выделенных из республиканского бюджета для ремонта дорог общего пользования МО "сельсовет Аялакабский" Левашинского района, поскольку имелась ошибка при заполнении заявки на кассовый расход.
Вопрос в части того, имело ли место нецелевое использование бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета в размере 3 миллионов 634,1 тыс. рублей, предусмотренных по РЦП "Чистая Вода", согласно заключению эксперта N 800-15 от 11.11.2015 решение данного вопроса не имеет смысла, поскольку указанные средства не были перечислены в проверяемый период, а были перечислены в 2014 году и соответственно не могли быть предметом проверки.
Следственное управление также указало, что не имело место нецелевое расходование бюджетных средств в размере 9 миллионов 251 тысячи 400 рублей, а имело место нарушение ФЗ РФ от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", администрацией MP "Левашинский район" не обеспечено отделение от централизованной бухгалтерии администрации учреждений образования. При этом указанные нарушения не относятся к нарушениям бюджетного законодательства и не свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств. В связи с названными обстоятельствами уголовное преследование в отношении главного бухгалтера администрации МР "Левашинский район" Бурганодинова Б.М. прекращено.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении указаний о порядке бюджетной классификации Российской Федерации" средства, предусмотренные по КОСГУ - 310, могут быть отнесены на расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, то есть администрация MP "Левашинский район" оплатила муниципальные контракты от 16 ноября 2012 года за N 2, от 14 августа 2012 года за N 309 и контракт от 10 сентября 2012 года за N 0303300119312000021 261558 за счет указанных средств по целевому назначению.
Служба по итогам в акте проверки также ссылается на нарушение администрацией МР "Левашинский район" требований статьи 38 БК РФ, выразившиеся в том, что средства в размере 4700 (четыре миллиона семьсот тысяч) рублей, предусмотренные на капительный ремонт дорог общего пользования МО "сельсовет Аялакабский", использованы на капитальный ремонт дорог МО "село Леваши".
Как следует из материалов дела, между администрацией района и ООО "Изобилие" (подрядчик) были заключены муниципальные контракты от 24 декабря 2012 года за N 03033001193122000036 на ремонт и восстановление дорог в селении Леваши и муниципальный контракт от 27 сентября 2013 года за N 0303300119313000013_261558 на ремонт внутри сельских дорог муниципального образования "сельсовет Аялакабский", то есть оба контракта заключены с одной организацией. По причине технической ошибки рабочего персонала средства были перечислены по муниципальному контракту от 24 декабря 2012 года за N 03033001193122000036, но на счет подрядчика, с кем заключен муниципальный контракт от 27 сентября 2013 года за N 0303300119313000013_261558.
С учетом указанных обстоятельств суд установил, что по оспоренным и приведенным фактам расходования администрацией бюджетных средств в том числе: средств фонда компенсации поступивших на реализацию основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (Госстандарт образования), средств республиканской целевой программы "Мероприятия по социально - экономическому развитию районов и городов на 2012 год" и средств, выделенных из Республиканской целевой программы "Чистая вода", по нецелевому назначению не допущено.
В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно ч. 5 ст. 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Статья 306.1 БК РФ устанавливает, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (ч. 1).
Статьей 306.2 БК РФ установлено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1).
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) (ч. 6).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения N 03-10/316 от 31.12.2014, а также действия по рассмотрению и принятию мер взыскания производится при наличии оснований для этого и если эти основания в соответствии с пунктом 71 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (в редакции от 29.10.2014) "О порядке осуществления Федеральной службой финасово-бюджетного надзора, полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" отражены в уведомлении.
Исследовав, направленное в адрес Минфина РД уведомление N 03-10/316 от 31.12.2014 суд установил, что оно составлено с нарушением требований пункта 71 постановления Правительства РД от 28.11.2013 N 1092, так как не содержит описания совершенного бюджетного нарушения, а только констатирует факты нарушений. Поэтому действия Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК
N 793498 от 18.03.2015, N 794638 от 19.03.2015, N 795484 от 20.03.2015, N 796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, N 797674 от 25.03.2015, N 799051 от 26.03.2015, N 799931 от 27.03.2015, N 801389 от 30.03.2015, N 802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015, с учетом изложенного также не соответствуют приведенному выше законодательству, нарушают права и охраняемые интересы администрации МР "Левашинский район", что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ для признания его действий незаконными и удовлетворения заявленного требования.
С учетом указанных обстоятельств суд также удовлетворяет и требования администрации об обязании Министерства финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР "Левашинский район" РД.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
Ссылка заявителя, о том, что уведомление о применении бюджетной меры принуждения N 03-10/316 составлено с нарушением требований п.71 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", и исходя из этого действия Минфина РД по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств также не соответствуют нормам законодательства подлежит отклонению, поскольку данным постановлением Правительства РФ 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" определяется порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, то есть Службой Росфиннадзор. У данной Федеральной Службы Росфиннадзора имеются и территориальные управления в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан. Служба государственного финансового контроля РД к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора отношения не имеет ни в плане подведомственности, ни в плане подчинённости.
Заявителем неверно истолковано положение статьи 157 БК РФ к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно - счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).
Служба государственного финансового контроля РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан и в соответствии с частью 3 статьи 269.2 БК РФ осуществляет свои полномочия в соответствии с Порядком, определенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.269.2 БК РФ Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 февраля 2014 г. N 65 утвержден Порядок осуществления Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан внутреннего государственного финансового контроля.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что уведомление N 03-10/316 от 31.12.2014 составлено с нарушением требований пункта 71 постановления Правительства РД от 28.11.2013 N 1092, подлежит отклонению, по причине неверного применения указанного постановления.
При оценке содержания уведомления N 03-10/316 от 31.12.2014, суд апелляционной инстанции отмечает, что по п.1 Уведомления Заявитель сообщает, что квалификацию расходов на содержание бухгалтеров в сумме 9251,4 тыс. рублей в качестве нецелевого использования бюджетных средств считает неверной.
Ссылка на то, что у казенных учреждений имеются открытые лицевые счета с 2012 года несостоятельна, поскольку к проверке эти сведения не представлялись, в возражениях к акту данные обстоятельства не указывались, а все операции, как указано выше, осуществлялись через лицевой счет администрации района, распоряжался средствами непосредственно глава района.
Согласно пункту 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
Вышеуказанная статья устанавливает обязательство не только открытия лицевых счетов, но и осуществление операций через них казенным учреждением. С указанных лицевых счетов операции в 2013 г. не проводились.
Администрацией муниципального образования "Левашинский район" согласно, приложенным к ходатайству Администрации, подтверждающим документам, открыты лицевые счета в Управление Федерального казначейства по Республики Дагестан для учета принятых муниципальными казенными образовательными учреждениями района бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления ими бюджетных операций за счет средств бюджета.
При этом, в 2013 году Администрацией, как главным распорядителем бюджетных средств, не распределены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств (муниципальным казенным образовательным учреждениям района), а операции с бюджетными средствами, предусмотренными на реализацию основных общеобразовательных программ, осуществлялись через лицевой счет Администрации как получателя бюджетных средств N 03033922360 (), что говорит о том, что с указанных лицевых счетов школ операции в 2013 г. не проводились. Данное обстоятельство подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета N03033922360 на 1 января 2014 года;
Таким образом, муниципальные казенные образовательные учреждения муниципального образования "Левашинский район" не являлись получателем бюджетных средств в 2013 году, а финансовое обеспечение их деятельности осуществляла Администрация через лицевой счет получателя бюджетных средств N 03033922360.
Вместе с тем, в вышеуказанных учреждениях введены в штатное расписание должности бухгалтеров, и в последствии приняты на работу бухгалтера. Фактически данные бухгалтера занимались ведением бюджетного учета и бюджетной отчетности Администрации, так как образовательные учреждения не являлись получателем бюджетных средств в 2013 году, и соответственно не вели бюджетный учет и не формировали бюджетную отчетность.
Из изложенного следует, что расходы на оплату и начислений на выплаты по оплате труда указанных бухгалтеров в сумме 9251,4 тыс. рублей, должны производится за счет средств дотации или собственных доходов муниципального образования "Левашинский район", предусмотренных муниципальным бюджетом на обеспечение деятельности органов местного самоуправления по подразделу 0104 целевой статье 0020400.
Согласно Порядку расходования и учета субвенций из республиканского фонда компенсаций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) для реализации основных общеобразовательных программ, а также контроля за их использованием, установленному постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 сентября 2009 года N 323, расходование средств указанной субвенции на обеспечение деятельности органов местного самоуправления не допускается. Исходя из этого, Службой сделан вывод о нецелевом использовании средств субвенции из республиканского фонда компенсаций Республики Дагестан, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) для реализации основных общеобразовательных программ.
В соответствии с п 10.1 ст. 161 БК РФ, казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, но таких договоров(соглашений) в ходе проверки представлено так же не было и к возражениям к акту проверки тоже не указывалось.
То есть указанной нормой не предусмотрена возможность передачи права подписи документов, в том числе главе администрации и главному бухгалтеру администрации. Таким образом, ссылка заявителя на данную норму является следствием неправильного толкования закона, в связи с чем, также является несостоятельной.
По п. 2 Уведомления Заявитель не согласен с выводом Службы об использовании средств Республиканской адресной целевой программы "Мероприятия по социально-экономическому развитию районов и городов на 2012 год", предусмотренных на строительство участковой больницы в с. Мекеги в сумме 14000,0 тыс. рублей не по целевому назначению.
На реализацию республиканской адресной инвестиционной программы на 2012 год, а именно на погашение задолженности за выполненные работы по строительству участковой больницы в муниципальном образовании "село Мекеги" в рамках выполнения мероприятий по социально-экономическому развитию районов и городов Республики Дагестан на 2012 год в республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрено 44771,6 тыс. рублей, профинансировано из него бюджету муниципального образования "Левашинский район" 34771,6 тыс. рублей.
В 2013 году на погашение задолженности за выполненные работы по строительству участковой больницы в муниципальном образовании "село Мекеги" направлено 20709,0 тыс. рублей. Оставшиеся средства в сумме 14000,0 тыс. рублей, согласно Распоряжению Главы Администрации от 4 марта 2013 года N 36 отвлечены на иные цели (копия распоряжения прилагается), в том числе:
- на дошкольные учреждения - 3000,0 тыс. рублей;
- учреждения дополнительного образования - 2000,0 тыс. рублей;
- общеобразовательные учреждения - 9000,0 тыс. рублей.
Вследствие чего, бюджетные средства в сумме 14000,0 тыс. рублей израсходованы на цели, не соответствующие, определенным Законом Республики Дагестан от 28 декабря 2012 года N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", исходя из чего Службой сделан вывод о нецелевом использовании данных бюджетных средств на основании статьи 306.4 БК РФ.
Принимая во внимание, что средства указанной программы имеют адресный и целевой характер, их расходование на иные цели недопустимо, в связи с чем, доводы Заявителя в данной части являются несостоятельными.
Данные обстоятельства подтверждаются Заявкой на кассовый расход от 12.02.2013 г N 00000531, платежным поручением о возврате 14000,0 тыс. руб. от 20.02.2013 г. N 2, распоряжением главы администрации от 04.2013 г N 36.
По п.3 Уведомления Заявитель считает, что средства в сумме 3634,4 тыс. рублей, оплаченные им ООО "Чистая вода", использованы по целевому назначению.
Нецелевое использование субсидий бюджету муниципального образования "Левашинский район" на выполнение мероприятий республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2012-2017 годы в сумме 3734,6 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в нарушение ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" администрацией неправомерно перечислены средства республиканского бюджета, выделенные из Республиканской целевой программы "Чистая вода, на строительство водоочистных сооружений для водоснабжения на территории с. Леваши ООО "Чистая вода", не подтверждающиеся фактическими расходами по выполненным объемам (отсутствуют справки о стоимости выполненных работ КС-3 и акты приемки выполненных работ КС-2) вследствие чего возникла дебиторская задолженность в сумме 3734,6 тыс. рублей.
В 2014 году данные средства ООО "Чистая вода" возвращены администрации как излишне перечисленные, а впоследствии, в нарушение ст. 38 БК РФ, за счет средств, предусмотренных по КОСГУ-310 "Увеличение стоимости основных средств" произведены расходы по КОСГУ-226 "Прочие услуги" на общую сумму 3634,1 тыс. рублей.
На основании соглашения о предоставлении субсидии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан бюджету муниципального образования "Левашинский район" в 2013 году предоставлена субсидия на выполнение мероприятий республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2012-2017 годы в сумме 27322,7 тыс. рублей.
Согласно пункту 4.1. вышеуказанного соглашения, не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной в истекшем финансовом году, подлежит возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан на счет главного администратора доходов республиканского бюджета Республики Дагестан в соответствии со статьей 242 БК РФ, а в случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход республиканского бюджета Республики Дагестан, указанные средства подлежат взысканию в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанного подпункта, статьи 242 БК РФ неиспользованный остаток субсидии на выполнение мероприятий республиканской целевой программы "Чистая вода" в сумме 3734,6 тыс. рублей не перечислен Администрацией на счет республиканского бюджета Республики Дагестан, а в нарушение статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а перечислен ООО "Чистая вода", за фактически не выполненные работы, вследствие чего возникла дебиторская задолженность в сумме 3734,6 тыс. рублей.
Согласно п.5 ст.242 БК не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Фактически данные действия произведены с целью невозврата указанной субсидии в сумме 3634,6 в республиканский бюджет Республики Дагестан в 2013 году данный факт нарушения выявлен в проверяемом периоде, а именно за период 2013 г. и не оспаривается заявителем.
Таким образом Администрацией средства субсидии, в нарушение соглашения о предоставлении субсидии, направлены не на выполнение мероприятий республиканской целевой программы "Чистая вода", а оплату фактически не выполненных работ, исходя из чего Службой сделан вывод о их нецелевом использовании на основании статьи 306.4 БК РФ.
Таким образом, доводы заявителя в указанной части являются следствием неправильного толкования закона, в связи с чем, представляются несостоятельными.
Данные обстоятельства подтверждаются Платежным поручением от 14.01.2014 г.N 1, Соглашением N 56 от 03.09.2012 о предоставлении субсидии.
По п.4 Уведомления Заявитель считает неверным вывод Службы о нецелевом использовании средств в сумме 4700 тыс. рублей, предусмотренных на капитальный ремонт дорог общего пользования МО "сельсовет Аялакабинский".
Доводы заявителя в данном случае сводятся исключительно к тому, что им допущена техническая ошибка при расчетах с подрядчиком - ООО "Изобилие"
Однако, согласно Соглашению от 25 июня 2013 года "О предоставлении в 2013 году субсидий из дорожного фонда Республики Дагестан на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования" и перечня объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, являющейся неотъемлемой частью к данному соглашению, для MP "Левашинский район" предусмотрено и 15000 тыс. рублей, из них: 10000 тыс. рублей на ремонт дорог в МО "село Леваши"; 5000 тыс. рублей на ремонт дорог МО "сельсовет Аялакабский". Администрацией в свою очередь все средства, поступившие из республиканского бюджета в сумме 14700 тыс. рублей перечислены за выполненные работы по капитальному ремонту дорог в МО "село Леваши". Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ и вышеуказанного Соглашения, произведено отвлечение бюджетных средств в сумме 4700 тыс. рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются заявкой на кассовый расход от 23.12.2013 г. N 5193, от 06.11.2013 г. N 4450 и Соглашением от 25.06.2013 г.
Таким образом, оспариваемое Действие Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения N 03-10/316 от 31.12.2014 соответствует требованиям законодательства, не нарушает законных прав и интересов учреждения, поэтому оснований для признания его незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконными соответствующих Действий Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб., а так же по принуждению Министерства финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР "Левашинский район" РД.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, дал ненадлежащую оценку доказательствам, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2015 по делу N А15-1239/2015 в части признания незаконными действий Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения N 03-10/316 от 31.12.2014; признании незаконными действий Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК N 793498 от 18.03.2015, N794638 от 19.03.2015, N 795484 от 20.03.2015, N 796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, N 797674 от 25.03.2015, N 799051 от 26.03.2015, N 799931 от 27.03.2015, N 801389 от 30.03.2015, N 802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015 и обязании Министерства финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР "Левашинский район" РД - отменить.
В удовлетворении требований администрации муниципального района "Левашинский район" Республики Дагестан в указанной части отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1239/2015
Истец: Администрация МР "Левашинский р-н"
Ответчик: Министерство финансов Республики Дагестан, Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан
Третье лицо: Качаев Тамерлан Рагимович, Министерство финансов Республики Дагестан, Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-594/17
02.12.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-237/16
28.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3955/16
15.04.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-237/16
02.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1239/15