г. Москва |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А40-207990/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИксПиО Лоджистикс Фреш" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 января 2016 года по делу N А40-207990/15, принятое судьёй Красниковой И.Э. в порядке упрощенного производства
по иску ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "СИБИРЬ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" (ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НД ЛОДЖИСТИКС ФРЕШ" (ОГРН 1065260092193, ИНН 5260168445)
о взыскании 68 698 рублей 29 копеек
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Шурпо К.И. по доверенности от 05.02.2016 N 16/2016;
УСТАНОВИЛ:
Исковые требования заявлены о взыскании 68 698 рублей 29 копеек ущерба за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения на основании ст.ст. 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2016 г. исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобы.
Истец в судебное заседание не явился, судом уведомлен о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителя ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" является лицом, уполномоченным производить взыскание платы в счет возмещения ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством.
Исходя из п.п. 5.3, 5.4 положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. N 374, Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Согласно п. 1.3. Устава Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 г. N 68, истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.
В соответствии с п.3 приложения к распоряжению Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области о закреплении и внесении федерального имущества в реестр федерального имущества от 04.08.2003 г N 1833-р, федеральная автомобильная дорога М-53 км Новосибирск-Иркутск (Томская область) закреплена за государственным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Министерства транспорта Российской Федерации на праве оперативного управления.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального Управления по Новосибирской области от 05.10.2005 г. N 1512-р подтверждено закрепление федерального имущества с уточнением технических характеристик.
Из п. 2.2. Устава следует, что истец является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет РФ, а также наделен полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации.
Обязанности по организации взыскания платы в счет возмещения вреда с нарушителей возложены на Федеральное дорожное агентство через подведомственное ему учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" в силу пункта 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934, Устава ФКУ "Сибуправтодор", Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального Управления по Новосибирской области от 05.10.2005 г. N 1512-р.
Исходя из смысла постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934, плата за провоз тяжеловесных грузов предназначена для возмещения дополнительных расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог, следовательно, такие расходы могут быть взысканы на основании ст. ст. 15, 1064, 1079 ГК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, 11.04.2013 г. транспортное средство MAN TGX 18.400 4x2 государственный номер М799КО регион 72, прицеп (полуприцеп) SCHMITZ SKO 24/L-13.4FP60COOL государственный номер АУ 4465 регион 72, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения М-53 км. "Новосибирск-Иркутск", с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения.
Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Кемеровской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте СПВК N 44, М-53 км. "Новосибирск-Иркутск" с подъездом к г. Томску, 158 км., и подтверждается актом N 159 от 11 апреля 2013 года., согласно которого ответчик в нарушение п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ и п. 1.4. "Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом", утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства.
По результатам взвешивания работниками пункта весового контроля составлен акт от 11.04.2013 г. N 159 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому, перевозка груза осуществлялась на автомобиле с превышением допустимых осевых нагрузок, а именно: осевые нагрузки (в тоннах): допустимые - 9,00; 10,00; 7,50; 7,50; 7,50; фактические- 6,84; 11,76; 5,36; 5,18; 5,12.
Специальное разрешение на перевозку по дорогам тяжеловесных грузов, выданное Федеральным дорожным агентством, у ответчика отсутствовало.
Размер вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований, составил 68 698 рублей 29 копеек.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу п. п. 11, 13, 14 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Исходя из ч. 1, ч. 3, п. 1 ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; для получения такого специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Как установлено материалами дела соответствующая лицензия у ответчика отсутствовала, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования, исходя из норм ст.ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Согласно ч.8 ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, осуществляется:
-Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогах федерального значения;
-высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
-органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения;
-собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам.
Законодательством установлены предельные нормы нагрузки по осям для каждой категории транспортного средства в случае перегрузки даже одной оси автомобильной дороге причиняется вред.
В данном случае перегруз был по второй оси транспортного средства.
Осевые нагрузки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Исходя из п. 4 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 г. N 125, допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленной на территории РФ или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%.
В данном случае 2%- погрешность весового оборудования, которая учтена истцом при расчете; погрешность весового оборудования составляет меньше 2%, что свидетельствует о том, что взвешивание проводилось технически исправным средством измерения, так как в материалах дела имеется свидетельство о поверке от 15.09.2012 г. N 23935, выданное на измерение: система дорожного контроля СДК-Ам-02-1-2, в акте от 11.04.2013 г. N 159 указана та же марка весов - СДК-Ам-02-1-2, данное свидетельство выдано сроком на один год, то есть действовало на время составления акта.
По данной категории спора претензионный порядок не предусмотрен в силу действующего законодательства, в договоре также соблюдение претензионного порядка не определено.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ответчик не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 января 2016 года по делу N А40-207990/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ИксПиО Лоджистикс Фреш" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207990/2015
Истец: ФКУ "Сибуправтодор", ФКУ Сибуправтодор
Ответчик: ООО "ИксПиО Лоджистикс Фреш", ООО "НД ЛОДЖИСТИКС ФРЕШ"