г. Чита |
|
06 мая 2014 г. |
Дело N А19-15283/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Парус" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2014 года по делу N А19-15283/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Парус" (ОГРН 1063811059289, место нахождения: 664050, г.Иркутск, ул.Ржанова, 154) к агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859; адрес: 664003, Иркутская обл, Иркутск г, Горького ул, 31:
- о признании действий Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству по проведению внеплановой выездной проверки 03.05.2012 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Парус", оформленных "Заключением по результатам обследования арендованного лесного участка" от 03.05.2012 г., незаконными,
- об отмене результатов внеплановой выездной проверки, проведенной Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству 03.05.2012 г., в отношении ООО "Парус",
суд первой инстанции судья Мусихина Т.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Парус", обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л. 11).
- о признании незаконными действий Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству по проведению внеплановой выездной проверки 03.05.2012 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Парус", оформленных "Заключением по результатам обследования арендованного лесного участка" от 03.05.2012 г., не отвечающих требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- об отмене результатов внеплановой выездной проверки, проведенной Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству 03.05.2012 г. в отношении ООО "Парус".
Решением суда первой инстанции от 23.01.2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Довод заявителя о том, что действия ответчика по проведению внеплановой выездной проверки 03.05.2012 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Парус", оформленные "Заключением по результатам обследования арендованного лесного участка" от 03.05.2012, не соответствуют Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не нашел подтверждения в судебном заседании.
Не подлежит удовлетворению и заявленное ООО "Парус" требование об отмене результатов внеплановой выездной проверки, проведенной Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству 03.05.2012 г. в отношении ООО "Парус", поскольку судом установлено, что мероприятия по внеплановой выездной проверке в отношении ООО "Парус" в соответствии с Законом N 294-ФЗ не проводились.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200273483622.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства дела. Так, из преамбулы заключения следует, что проверка проведена на основании ст. 96 Лесного кодекса. Учитывая требования п. 5.1.1 договора аренды лесного участка, в отношении общества проводился государственный контроль, в связи с чем, органу надлежало соблюдать требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Поскольку административный орган нарушил требования п. 1, 1.1, 2, 4 ч.4 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008, у суда были все основания для удовлетворения требований заявителя
Представитель административного орган в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 672002273483608.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 16.04.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, и в частности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1).
Из указанного следует, что оспариванию в суде подлежат ненормативные правовые акты, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Поскольку "Заключение по результатам обследования арендованного лесного участка" от 03.05.2012 по своему содержанию не относится к актам, содержащим властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя, суд первой инстанции правомерно расценил первое требование заявителя, как оспаривание действий, государственного органа, не облеченного в форму решения.
Как правильно установил суд первой инстанции, и не оспаривается заявителем, его первое требование фактически состоит в оспаривании действий административного органа по проведению в отношении общества проверки.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно материалам дела, Территориальное управление не проводило проверку деятельности общества как орган лесного надзора, а как следует из материалов дела, оно реализовывало свои полномочия вытекающие из договора аренды лесного участка по контролю за соблюдением заявителем договорных обязанностей.
Как правильно указал суд первой инстанции, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 24 АПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Общество, оспаривая указанные действия, исходило из того, что государственный орган нарушил требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Оценивая указанный довод, содержащийся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции, соглашается с выводами суда первой инстанции и исходит из следующего.
Как правильно установил суд первой инстанции и не оспаривается сторонами, между ООО "Парус" и Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству заключен договор аренды лесного участка N 14/8 от 17.07.2008 (т. 1, л. 32).
В соответствии с пунктом 1.2 договора, предметом соглашения является лесной участок площадью 23,0126 га, расположенный в Иркутском районе, Иркутской области в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества "Ангарская дача", защитные леса, кварталы N 127 (выделы ч. 17-19), N 131 (выделы 1, 2, ч. 3-6). Местоположение участка определено данными государственного учета лесного участка и планом лесного участка с номером учетной записи в государственном реестре N 117-2008-7 от 17.07.2008.
Согласно пункту 8.1 Договора срок действия договора аренды установлен до 22.12.2031.
Данный Договор с Приложениями к нему зарегистрированы в установленном законом порядке - регистрационная запись N 38-38-01/098/2008-266, дата регистрации 18.08.2008.
Оценивая указанные отношения, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно указал, что в данные отношения носят гражданско-правовой характер, а взаимоотношения по соблюдению его условий вытекают исключительно из договора аренды лесного участка, заключенного в соответствии с требованиями Лесного и Гражданского кодексов.
Из смысла ст. 78 Лесного кодекса, следует, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с целью их эксплуатации предоставляются путем заключения договоров аренды, купли-продажи заключаемых по результатам аукционов.
Частью 2 ст. 3 Лесного кодекса, установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 70 Лесного кодекса установлено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из заключения от 03.05.2012 (т. 1, л. 92), обследование лесного участка предоставленного заявителю и проведенного государственным органом было осуществлено в соответствии с п. 5 договора и с целью проверки соблюдения обществом условий договора аренды и проекта освоения лесов, являющегося приложением к договору.
Разделом 5 Договора N 14/8 от 17.07.2008 установлены права и обязанности сторон договора.
Согласно пункту 5.1.1. договора Арендодатель (Агентство) имеет право осуществлять контроль соблюдения Арендатором (ООО "Парус") установленных договором и действующим законодательством правил использования участка в соответствии с целями, указанными в пункте 1.4. договора (рекреационная деятельность), условий договора путем проведения проверок, получения от арендатора сведений в письменной форме. Арендатор обязан обеспечить Арендодателю беспрепятственный доступ на территорию Участка для реализации вышеуказанного права.
При этом, в силу п. 3.2 договора аренды лесного участка, использование участка, обществом возможно исключительно на основании соответствующего проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу.
Пунктом 1.4 Договора, арендатору передается участок для осуществления рекреационной деятельности (Приложение N 4 к договору).
Согласно приложению N 4 к договору аренды (т. 1, л. 44), протокола результатов торгов от 21.12.2006 (т. 1, л. 47), проекта освоения лесов (т. 1, л. 50) целью освоения лесов является осуществление рекреационной деятельности, в культурно-оздоровительной, туристической и спортивной сферах.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что права Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству по проведению проверки использования лесного участка в соответствии с целями его предоставления, предоставленного заявителю в аренду, вытекают из самого договора аренды.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки заявителя на нарушение Территориальным управлением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а действия Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству связанные проведением обследования арендованного обществом земельного участка правомерными, не нарушающими права и законные интересы заявителя, как вытекающими из указанного договора.
Ссылки в апелляционной жалобе, на то, что государственный орган в своих документах, связанных с контролем, ссылался на ст. 96 Лесного кодекса, которая регламентирует проведение государственного лесного надзора (лесной охраны), в данном случае не имеют правового значения, поскольку как правильно было установлено судом первой инстанции, по существу в отношении общества проводился не лесной надзор, а контроль стороны по сделке, соблюдения другой стороной этой сделки, условий договора.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Указанное свидетельствует о том, что требование заявителя об отмене результатов внеплановой выездной проверки, проведенной в порядке, установленном указанным законом, могут быть заявлены в суд, а, следовательно, рассмотрены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку в данном случае проверка соблюдения условий договора аренды лесного участка, Территориальным управлением проводилась, не в порядке установленным Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а на основании гражданско-правовых полномочий стороны по сделке, вытекающих из договора аренды лесного участка, то суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований об отмене результатов проверки.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "23" января 2014 года по делу N А19-15283/2012, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15283/2012
Истец: ООО "Парус", ООО "Парус"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству