г. Москва |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А40-172160/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Веклич Б.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Оборонэнерго"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2015 г. по делу N А40-172160/15
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
по заявлению ОАО "Оборонэнерго"
к ответчику: УФАС России по МО
третье лицо: ДНТ "Светлый"
о признании незаконными решения и предписания от 13.07.2015 г. по делу N 05-15/38-15,
при участии:
от заявителя: |
Клятченко И.М. по дов. от 29.12.2015; |
от ответчика: |
Михалевич Л.С. по дов. от 16.02.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - Заявитель, ОАО "Оборонэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Заинтересованное лицо, УФАС) с требованием о признании недействительным и отмене решения и предписания УФАС России по МО от 13.07.2015 г. по делу N 05-15/38-15.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ДНТ "Дачный".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2015 г. в удовлетворении требований ОАО "Оборонэнерго" отказано.
ОАО "Оборонэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ОАО "Оборонэнерго" доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель УФАС с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что решением УФАС России по МО от 13.07.2015 г. по делу N 05-15/38-15 в действиях ОАО "Оборонэнерго" установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Оборонэнерго" на территории Московской области, выразившегося в ущемлении интересов ДНТ "Светлый", путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Съяново-2, в сроки и порядке, установленные Правилами технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5.3.6 Положения о Федеральной антимонопольной службе Федеральная антимонопольная служба проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий и государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Согласно статье 44 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту также - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает поступающие заявление или материалы и в ходе рассмотрения последних вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в указанных заявлении или материалах.
Основанием для вынесения УФАС по Московской области обжалуемых ненормативных актов послужило заявление ДНТ "Светлый" с жалобой на неправомерные действия ОАО "Оборонэнерго" в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Съяново-2.
В соответствии с пунктом 4.3. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО "Оборонэнерго" является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
Таким образом, ОАО "Оборонэнерго" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства на территории Московской области.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 08.09.2009 г. N 6057/09.
Между ДНТ "Светлый" и ОАО "Оборонэнерго" 06.11.2012 г. заключен договор N 112/ТП-2012ЦФ об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Съяново-2, к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 5 договора N 112/ТП-2012ЦФ от 06.11.2012 г. срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Съяново-2, составляет 12 месяцев.
Таким образом, ОАО "Оборонэнерго" надлежало в срок до 06.11.2013 г. осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Съяново-2.
Однако Общество этого не сделало.
Кроме того, согласно материалам дела N 05-15/38-15 о нарушении антимонопольного законодательства, 02.07.2013 г. ОАО "Оборонэнерго" подготовлены документы для проведения конкурсных процедур по выбору подрядной организации. Указанная процедура размещена ОАО "Оборонэнерго" в "Торговой системе "Оборонторг" 29.09.2013 г. со сроком вскрытия конвертов 14.10.2013 г. Торговая процедура по выбору подрядной организации была приостановлена ОАО "Оборонэнерго" вследствие возникновения имущественных споров.
Таким образом, ОАО "Оборонэнерго" разместило документы для проведения конкурсных процедур по выбору подрядной организации за пределами срока выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Таким образом, ОАО "Оборонэнерго" не приняло исчерпывающих мер для исполнения обязательств по договору N 112/ТП-2012ЦФ от 06.11.2012 г. об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Съяново-2.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Таким образом, ОАО "Оборонэнерго" нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Оборонэнерго", выразившегося в ущемлении интересов ДНТ "Светлый", путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Съяново-2, в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
Доводы Общества о том, что Третье лицо не произвело определенных действий, во-первых, не подтверждено надлежащими доказательствами, во-вторых, не опровергают факта не осуществления Обществом мероприятий по технологическому присоединению спорных энергопринимающих устройств в срок, установленный договором.
Основания признания недействительным предписания УФАС России по МО от 13.07.2015 г. по делу N 05-15/38-15 являются аналогичными, что и основания для признания недействительным решения по настоящему делу. Предписанные УФАС действия, необходимые для исполнения Обществом, не могли быть не ему понятны, так как обстоятельства нарушения антимонопольного законодательства изложены в оспариваемом решении УФАС, объекты присоединения указаны в договоре от 06.11.2012 г. N 112/ТП-2012ЦФ.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, Заявитель не указал, какое именно его право было нарушено оспариваемыми решением и предписанием антимонопольного органа, и какое право Заявителя подлежит восстановлению, путем признания оспариваемых актов антимонопольного органа недействительным.
Объективных и безусловных оснований нарушения оспариваемым решением и предписанием УФАС прав и законных интересов ОАО "Оборонэнерго" Заявитель суду не представил и судом с учетом вышеуказанных обстоятельств не установлено.
При указанных обстоятельствах, избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес Заявителя к оспариваемым решению и предписанию антимонопольного органа имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые Заявителем решение и предписание УФАС России по МО от 13.07.2015 г. по делу N 05-15/38-15 являются законными и обоснованными.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.12.2015 по делу N А40-172160/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172160/2015
Истец: ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: УФАС по МО
Третье лицо: Дачое некоммерческое товаищество "Светлый"