Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2016 г. N Ф07-5405/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А56-28688/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Климовой Л.С.
при участии:
от заявителя: не вился, извещен,
от заинтересованных лиц: 1. Емельяненко В.Ю. по доверенности от 12.01.2015,
2. не явился, извещен,
3. Емельяненко В.Ю. по доверенности от 12.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30406/2015) Индивидуального предпринимателя Базанова Юрия Юрьевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2015 по делу N А56-28688/2015(судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Базанова Юрия Юрьевича
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, ООО "МАРС", администрации Кировского муниципального района Ленинградской области
о признании ненормативного акта, договора недействительными,
установил:
Индивидуальный предприниматель Базанов Юрий Юрьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением
- о признании незаконным как не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации постановления Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) от 25.07.2014 N 2676 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Марс" (далее - Общество) земельного участка, расположенного по адресу: Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, г. Отрадное, Ленинградское ш., д. 93,
- о признании договора аренды от 30.07.2014 N 2500-з земельного участка, расположенного по указанному адресу, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Комитет), Администрацией и Обществом, недействительным.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области, Общество с ограниченной ответственностью "Марс" привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Решением суда от 15.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Базанов Юрий Юрьевич обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению Предпринимателя, судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, а именно статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Индивидуальный предприниматель Базанов Юрий Юрьевич и ООО "Марс", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Марс" о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта, Комитетом инициирована процедура предоставления в аренду для строительства торгового центра земельного участка площадью 15 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Отрадненское городское поселение, город Отрадное, Ленинградское шоссе, напротив АЗС "Нева-Ойл" (далее - участок).
В газете "Ладога" выпуск от 30.04.2014 размещена информация о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для строительства торгового центра. В информации, в частности, указано, что заинтересованные лица, чьи права могут быть затронуты в связи с предоставлением в аренду Участка, могут обратиться в течение 30-ти дней в Администрацию по указанному в объявлении адресу.
Индивидуальный предприниматель Базанов Ю.Ю. обратился в Администрацию с заявлением от 30.05.2014 о предоставлении в аренду участка для строительства торгового центра. Согласно штампу общественной приёмной администрации заявление Базанова Ю.Ю. от 30.05.2014 поступило а администрацию 03.06.2014, входящий номер Б-1544/034-1.
Комитет направил Предпринимателю письмо от 11.06.2014 N 2109, которым отказал в предоставлении участка в аренду, указав, что статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено проведение торгов в случае появления второй заявки на предоставление в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, сведения о которых опубликованы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный участок не может быть предоставлен в аренду по результатам торгов, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ проведению торгов предшествует формирование земельного участка.
Из материалов дела следует, что участок поставлен на кадастровый учёт 24.07.2014.
Постановлением Администрации от 25.07.2014 N 2676 земельный участок предоставлен Обществу для строительства торгового центра сроком на три года.
30.07.2014 между Комитетом и Обществом заключен договор аренды участка N 2500-з.
Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-67362/2014.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Предприниматель Базанов Ю.Ю. указывает на то, что постановление Администрации от 25.07.2014 N 2676 о предоставлении участка в аренду не соответствует действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
На основании пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Кодекса установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Как установлено судом, по заявлению ООО "Марс" была инициирована процедура предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, г. Отрадное, Ленинградское ш., д. 93 для строительства объекта бытового обслуживания (для маломобильных групп населения) с предварительным размещением места размещения объекта.
Поскольку торги, как способ предоставления земельного участка, при реализации данной процедуры, законом не предусмотрены, публикация сообщения о возможности предстоящего предоставления спорного земельного участка произведена в порядке, установленном законом.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земли в аренду без проведения торгов обусловлена также поступлением после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи участка только одной заявки от заинтересованных лиц.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в деле отсутствуют доказательства того, что Базанов Ю.Ю. обращался с заявлением о выборе земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обращение предпринимателя от 30.05.2014, поступившее в Администрацию 03.06.2014, не может быть расценено как заявление о выборе участка, поскольку не содержит указания на осуществление выбора участка, не содержит обоснования размера испрашиваемого земельного участка, и подано по истечении установленного срока.
Таким образом, в отсутствие иных заявлений от физических или юридических лиц, кроме заявки ООО "Марс", основания для проведения торгов отсутствовали.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, Администрацией по результатам рассмотрения заявления Общества правомерно было принято постановление от 25.07.2014 N 2676 о предоставлении Обществу участка для строительства торгового центра сроком на три года, во исполнение которого был заключен договор аренды N 2500-з от 30.07.2014.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных Базановым Ю.Ю. требований отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку судом первой инстанции дана всесторонняя и надлежащая оценка представленным доказательствам, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2015 по делу N А56-28688/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28688/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2016 г. N Ф07-5405/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Базанов Юрий Юрьевич, ИП Базанов Юрий Юрьевич, ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, ООО "МАРС"