г. Санкт-Петербург |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А56-16937/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4406/2016) общества с ограниченной ответственностью "Релизпром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2015 по делу N А56-16937/2015 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Релизпром"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РЕЛИЗПРОМ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, Инспекция) от 27.02.015 N 94/Н о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.12.2015 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что судом не учтены существенные нарушения процедуры привлечения Общества к ответственности со стороны Инспекции.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.02.2015 в адрес Управления ФНС России по Санкт-Петербургу поступило заявление гражданки Сорокиной А.Л. (вх. N 0517-зг от 05.02.2015) о проверке выданного ООО "РЕЛИЗПРОМ" кассового чека (от 30.12.2014 N 1908 на сумму 18 260 руб. (время по чеку 18 час. 55 мин.; регистрационный N ЭКЛЗ 4210284708; номер КПК 0004131; значение КПК 028772), отпечатанного по контрольно-кассовой технике (далее - ККТ) модели ШТРИХ-LIGHT-ФР-К, зав. N 0030860).
Указанный кассовый чек направлен в Межрайонную ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу для проведения контрольных мероприятий по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки денежных средств.
11.02.2015 сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу по поручению N 04-17/163 от 11.02.2015 в ювелирном магазине SUNLIGHT, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 1, корп. 2, принадлежащем ООО "РЕЛИЗПРОМ", проведена проверка по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", результаты которой отражены в акте N 94/033134 от 11.02.2015. Составлен протокол об изъятии вещей и документов от 11.02.2015 N 033134.
На основании поручения N 112 от 17.02.2015 Инспекцией проведена проверка полноты учета выручки денежных средств и порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проведения проверки полноты учета выручки денежных средств в отношении ООО "РЕЛИЗПРОМ" (ИНН 7726679459), проведенной 17.02.2015 в помещении Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 133, каб. 206, законным представителем ООО "РЕЛИЗПРОМ" Строиловой Д.С. была представлена кассовая книга организации с приложенными приходными, расходными кассовыми ордерами и отчетов кассира за период с 11.11.2014 по 11.02.2015.
Согласно представленной уполномоченным представителем ООО "РЕЛИЗПРОМ" Строиловой Д.С. кассовой книги за 30.12.2014 (лист N 363), приходно-кассового ордера N РП 000000363 от 30.12.2014, отчета кассира-операциониста N б/н за 30.12.2014, контрольной ленты по смене N 469 за 30.12.2014, суточного отчета с гашением за 30.12.2014 было установлено, что оприходованная наличная денежная выручка организации ООО "РЕЛИЗПРОМ" за 30.12.2014 составила 681 379 руб., из них вышеуказанная наличная выручка получена с применением:
- 153649 руб. - наличная выручка получена с применением ШТРИХ- LIGHT-ФР-К, зав. N 0030860 (суточный отчет с гашением 30.12.2014 N 0469);
- 139097 руб. - наличная выручка получена с применением ШТРИХ-М-ПТК, зав. N 00001615 (суточный отчет с гашением 30.12.2014 N 0478);
- 388633 руб. - наличная выручка получена с применением ШТРИХ- LIGHT-ФР-К, зав. N 00030853 (суточный отчет с гашением 30.12.2014 N 0494).
Вышеуказанная наличная выручка в сумме 681 379 руб. оприходована в кассу организации ООО "РЕЛИЗПРОМ" одним приходным кассовым ордером N РП000000363 от 30.12.2014 на сумму 681 379 руб.
Другие денежные средства в кассу организации за 30.12.2014 не приходовались.
Поскольку кассовый чек за 30.12.2014 N 1908 на сумму 18 260 руб. отсутствует на контрольной ленте по смене N 469 за 30.12.2014, распечатанной по ККТ ШТРИХ- LIGHT-ФР-К, зав. N 0030860, то сумма по вышеуказанному кассовому чеку не была оприходована в кассу организации ООО "РЕЛИЗПРОМ", что является нарушением пункта 4.6 "Указания о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" N 3210-У от 11.03.2014 (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N32404).
Таким образом, в ходе проверки по вопросу полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью у ООО "РЕЛИЗПРОМ" был выявлен факт неоприходования наличных денежных средств в кассу организации в сумме 18260 руб., выразившийся в том, что данные денежные средства, полученные 30.12.2014 по кассовому чеку N 1908 в сумме 18260 руб., регистрационный N ЭКЛЗ 4210284708, номер КПК 00004131, значение КПК 028772, являются не отраженными и неоприходованными по журналу кассира-операциониста за 30.12.2014, кассовой книге и кассовым документам ООО "РЕЛИЗПРОМ", что подтверждается кассовыми документами, приходными кассовыми ордерами, отчетами из ЭКЛЗ.
По факту неоприходования наличных денежных средств в кассу организации в сумме 18260 руб. по кассовому чеку N 1908 от 30.12.2014 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2015 N 94/Н по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 27.02.2015 N 94/Н Общество привлечено к административной ответственности по вышеуказанной квалификации в виде штрафа в размере 40000 руб.
Общество с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обосновано исходил из следующего.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
На момент совершения правонарушения порядок ведения кассовых операций установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.05.2014 N 32404) (далее - Указание N 3210-У).
В соответствии с пунктом 4.1 Указания N 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
В силу пункта 4.6 Указания N 3210-У, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег). В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются. Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств при надлежащем документальном оформлении каждой операции. Под неоприходованием денежной наличности в кассу следует понимать неоприходование ее в кассу в день получения выручки.
Пунктами 6.1, 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104, предусмотрено, что по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром - операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно - кассовой машины.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира - операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
При расхождении фактическая сумма выручки определяется путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), представитель администрации с кассиром должен выяснить причину расхождений.
Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы "Книги кассира - операциониста".
По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
Таким образом, под неоприходованием в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Факт неоприходования в кассу общества наличных денежных средств в сумме 18260 руб. установлен налоговым органом, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что обществом не предпринято достаточных мер для соблюдения законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя субъективной стороны вмененного правонарушения (виновности).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
При этом доводы апеллянта о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности обоснованно отклонены судом.
Существенных процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, влекущих отмену оспариваемого постановления, налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Представленные инспекцией доказательства получены с соблюдением требований закона и являются допустимыми.
Вопреки доводам апеллянта, право должностных лиц налоговых органов на изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, закреплено положениями КоАП РФ.
Показания свидетелей по настоящему делу являются допустимыми доказательствами, свидетелям в соответствии с требованиями законодательства предварительно были разъяснены права, обязанности, они предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Показания свидетелей получены налоговым органом с соблюдением требований КоАП РФ.
Проверка проведена Инспекцией на основании обращения гражданина, в пределах компетенции налогового органа.
В целях соблюдения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, уполномоченный представитель Общества был ознакомлен со всеми материалами административного дела в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, налоговый орган доказал обоснованность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и представил достаточные доказательства, указывающие на вину общества во вмененном административном правонарушении. Привлечение к административной ответственности произведено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в пределах санкции инкриминируемой статьи.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина в размере 3 000 рублей, уплаченная ООО "РЕЛИЗПРОМ" при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2015 по делу N А56-16937/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РЕЛИЗПРОМ" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16937/2015
Истец: ООО "Релизпром"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N7 по Санкт-Петербургу