г. Пермь |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А60-46038/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя, дачного некоммерческого партнерства "ЛУГОВОЕ", - Желтова Е.В., представитель по доверенности, паспорт,
от заинтересованного лица, Администрации городского округа Среднеуральск, - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя дачного некоммерческого партнерства "ЛУГОВОЕ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 декабря 2015 года
по делу N А60-46038/2015,
принятое судьей Абдрахмановой Е.Ю.,
по заявление дачного некоммерческого партнерства "ЛУГОВОЕ" (ОГРН 1146686008589, ИНН 6686047924)
к Администрации городского округа Среднеуральск (ОГРН 1026600728880, ИНН 6606004036)
о признании незаконными действий органа местного самоуправления,
установил:
Дачное некоммерческое партнерство "ЛУГОВОЕ" (далее - "заявитель", "партнерство", ДНП "ЛУГОВОЕ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа Среднеуральск (далее - "заинтересованное лицо", "администрация") о признании незаконным действия администрации, выразившееся в отказе предоставления заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:62:0504001:483, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Среднеуральск, в 60 м на запад от НТ N 6 "Клен", в аренду на 15 лет; о возложении на администрацию в лице главы администрации округа обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу, принять решение о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:62:0504001:483, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Среднеуральск, в 60 м на запад от НТ N 6 "Клен", в аренду на 15 лет и направить копию такого решения в адрес заявителя; о возложении на администрацию в лице главы администрации округа обязанности в недельный срок со дня вынесения соответствующего решения заключить с заявителем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 66:62:0504001:483, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Среднеуральск, в 60 м на запад от НТ N 6 "Клен", в аренду на 15 лет.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, партнерство обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ДНП "ЛУГОВОЕ" в полном объеме.
Надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей администрации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ранее и далее - "АПК РФ").
Как следует из материалов дела, 28.05.2014 заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 4,0 га, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Среднеуральск, в 1,5 км северо-восточнее д.Коптяки, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 66:62:0504001:55, с целью использования - коллективное дачное строительство.
14.07.2014 заявитель вторично обратился в администрацию с заявлением о выделении земельного участка (учетный номер 66:62:0504001:55) для дачного строительства ориентировочной площадью 3,5 га с сервитутом под существующие и проектируемые коммуникации.
Постановлением Администрации городского округа Среднеуральск от 28.10.2014 N 957 образован путем раздела из земельного участка (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенного по адресу: Свердловская область, в р-не города Среднеуральска, общей площадью 4 784 625 кв.м с кадастровым номером 66:62:0000000:20, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, земельный участок общей площадью 46 401 кв.м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), с присвоением адреса: Свердловская область, город Среднеуральск, в 60 м на запад от НСТ N 6 "Клен", с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства и с ограничением в пользовании на площади 9 381 кв.м, занимаемой охранной зоной ЛЭП, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 02.09.2014, учетный номер 197; земельный участок с кадастровым номером 66:62:0000000:20 сохранен в измененных границах.
Земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет 19.02.2015 с кадастровым номером 66:62:0504001:483.
25.08.2015 заявитель обратился в администрацию с заявлением, в котором со ссылкой на пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) просил принять решение о предоставлении земельного участка площадью 46 400 кв.м с кадастровым номером 66:62:0504001:483, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Среднеуральск, в 60 м на запад от НСТ N 6 "Клен", в аренду на 15 лет с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства для коллективного дачного хозяйства.
Письмом от 07.09.2015 N 01-04-004343/5 администрация отказала в предоставлении земельного участка в аренду, указав в качестве причин отказа несоблюдение заявителем положений статей 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - "Закон N 66-ФЗ"), предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дачным организациям исключительно на торгах по продаже права на заключение договора аренды земельных участков (пункт 10 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), нахождением испрашиваемого земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения, а также уведомила заявителя об отмене постановление Администрации городского округа Среднеуральск от 28.10.2014 N 957 "Об образовании земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 66:62:0000000:20, расположенного по адресу: Свердловская область, в р-не города Среднеуральска".
Отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду явился основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доводы заинтересованного лица о том, что земельный участок для ведения садоводства не может быть предоставлен юридическому лицу, что список членов подлежит обязательному утверждению органом местного самоуправления, являются необоснованными; что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, что не дает возможности дачного строительства для ДНП "ЛУГОВОЕ"; что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена администрацией неправомерно, и соответствующее постановление администрации не могло служить основанием для будущего предоставления земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что отношения по предоставлению ему испрашиваемого земельного участка сложились до внесения Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - "Закон N 171-ФЗ") изменений в Земельный кодекса Российской Федерации, предусматривающих необходимость проведения торгов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. Поэтому он полагает, что земельный участок должен быть предоставлен ему без торгов на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Первоначально партнерство обратилось в орган местного самоуправления 28.05.2014 и 14.07.2014 с заявлениями о предоставлении земельного участка для осуществления дачного строительства, то есть в период действия Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 66-ФЗ до внесения в них изменений Законом N 171-ФЗ.
Земельным кодексом Российской Федерации до внесения в него изменений были предусмотрены следующим положения.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для дачного строительства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Закона N 66-ФЗ.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 12 Закона N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Согласно статьей 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ).
Пунктами 4, 5 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке.
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу общего собрания учредителей заявителя его учредителями являются пять человек.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 66:62:0504001:483 площадью 46 400 кв.м сформирован с учетом численного количества членов партнерства, не имеется. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках дела N А60-26875/2015 уже рассматривался спор о предоставлении этому же партнерству в составе пяти членов земельного участка с кадастровым номером 66:62:0504001:434 площадью 41 363 кв.м также под дачное строительство.
Кроме того, по смыслу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель.
Из пункта 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют доказательства включения испрашиваемого дачным партнерством земельного участка в фонд перераспределения земель.
При таких обстоятельствах, вопреки выводу суда первой инстанции отсутствуют законные основания для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка для дачного строительства исключительно в порядке, предусмотренном статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета положений Закона N 66-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2015 N 309-ЭС14-5958, от 16.04.2015 N 309-ЭС14-6056.
Кроме того, партнерством было подано заявление от 25.08.2015 о предоставлении ему в аренду на 15 лет без проведения торгов земельного участка общей площадью 4,64 га, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Среднеуральск, в 60 м на запад от НСТ N 6 "Клен", для коллективного дачного строительства.
На момент подачи данного заявления, в связи с внесением изменений в положения Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 66-ФЗ Законом N 171-ФЗ, предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства стало возможно лишь по результатам проведения торгов (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 14 Закона N 66-ФЗ).
Таким образом, у администрации отсутствовали основания для предоставления партнерству земельного участка для дачного строительства на основании его заявлений, поданных как до 01.03.2015, так и после указанной даты, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции о невозможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка для целей дачного хозяйства в связи с тем, что он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, а не для строительства; о нахождении земельного участка в разных территориальных зонах не имеют самостоятельного правового значения при рассмотрении настоящего дела. Данные выводы не привели к принятию незаконных судебных актов.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не являются основаниями для отмены или изменения судебного акта первой инстанции.
При таких условиях, оспариваемый отказ администрации является законным и не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК, отсутствуют.
Безусловные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК, судом апелляционной инстанции не установлены.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции изменению или отмене не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца в силу части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2015 года по делу N А60-46038/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В.Семенов |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46038/2015
Истец: ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "ЛУГОВОЕ"
Ответчик: Администрация городского округа Среднеуральск