г. Красноярск |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А33-23586/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Респект Плюс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" января 2016 года по делу N А33-23586/2015, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
товарищество собственников жилья "Респект Плюс" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Респект Плюс") (ИНН 2466110394, ОГРН 1032402963636) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска (далее - ответчик, Администрация) (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758) о признании недействительным постановления от 21.08.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в части включения многоквартирного дома N 52, расположенного по адресу: Красноярск, ул. Урицкого, в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Красноярска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "14" января 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- по состоянию на август 2014 года пункт 5 части 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержал положений о том, что формирование фонда капитального ремонта на специальном счете предусматривает открытие специального счета в банке; заявитель в установленном порядке в соответствии с нормами права в редакции, действующей на момент реализации права, осуществил все действия для реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете; открытие счета после 10.08.2014 не является основанием для включения спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта;
- обращение ТСЖ "Респект Плюс" в банк 08.08.2014 с заявлением на открытие счета не входит в действия товарищества по реализации своего решения о способе формирования фонда капитального ремонта;
- отказав в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции фактически предал обратную силу закону, который не подлежал применению к спорным правоотношениям;
- уведомление Службы строительного надзора и жилищного контроля об открытии специального счета для капитального ремонта не входит в перечень обязательных действий по реализации решения по формированию фонда капитального ремонта;
- у Службы и администрации на дату формирования перечня домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был реализован, имелась информация о том, что собственники спорного многоквартирного дома выбрали и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счета;
- Администрация нарушила, предусмотренные законодательством сроки на реализацию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
ТСЖ "Респект Плюс" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Урицкого, 52.
В связи с тем, что товариществом не было реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта в срок до формирования перечня многоквартирных домов (10.08.2014), расположенных на территории г. Красноярска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, постановлением от 28.11.2014 N 812 Администрация внесла в постановление Администрации от 21.08.2014 N 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" изменения и включила, в том числе вышеуказанный многоквартирный дом по адресу: г. Красноярск, ул. Урицкого, 52, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли и не реализовали свое решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Полагая, что постановление от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление Администрации от 21.08.2014 N 522" в части включения многоквартирного дома N 52, расположенного по адресу: Красноярск, ул. Урицкого в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Красноярска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, противоречит требованиям нормативных правовых актов и нарушает его права, товарищество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации в части включения многоквартирного дома многоквартирного дома по адресу: Красноярск, ул. Урицкого, 52, в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.Красноярска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку у Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края не имелось законных оснований для включения товарищества в реестр специальных счетов, в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие представление товариществом необходимого пакета документов о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, в том числе справки об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта, в установленный законом срок в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
В соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
При этом согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края от 27 июня 2013 года N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края".
В силу части 1 статьи 4 указанного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее, чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014.
Таким образом, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014, что включает в себя непосредственно принятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов и поручение председателю правления товарищества выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Суд апелляционной инстанций установил и материалами дела подтверждается, что решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 05.08.2014.
С заявлением об открытии специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта товарищество обратилось в ОАО "Промсвязьбанк" 08.08.2014. Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта открыт заявителем в ОАО "Промсвязьбанк" 09.10.2014 (договор с ОАО "Промсвязьбанк" от 09.10.2014).
Уведомление в адрес Службы с приложением копии справки об открытии расчетного счета направлено товариществом 06.10.2014.
Следовательно, товарищество в нарушение требований части 1 статьи 172 и части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не представило в Службу в срок до 10.08.2014 уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Красноярск, ул. Урицкого, 52, способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении и справки банка об открытии специального счета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Службы правовых оснований для включения уведомления товарищества в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Довод заявителя о том, что в редакции статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент принятия собственниками решения, отсутствовало условие о том, что реализация решения о формировании фонда капитального строительства на специальном счете включает открытие специального счета в банке, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании нормы, поскольку в соответствии с приведенной нормой права выбор соответствующего способа формирования фонда капитального ремонта включает в себя принятие решения и его реализацию, что предполагает, в том числе открытие специального счета.
Орган государственного жилищного надзора в силу части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы заявителя о неправомерном придании судом первой инстанции обратной силы закону, не подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Заявления товарищества о том, что Служба строительного надзора и жилищного контроля была уведомлена о принятом решении в июле 2014 года не является достаточным условием для включения спорного многоквартирного дома в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, следовательно, ссылка апелляционной жалобы о том, что у Службы и Администрации имелась информация о том, что собственники многоквартирных домов выбрали и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете отклоняется судом апелляционной инстанции.
Довод заявителя о том, что уведомление Службы строительного надзора и жилищного контроля об открытии специального счета для капитального ремонта не входит в перечень обязательных действий по реализации решения по формированию фонда капитального ремонта отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность уведомить орган государственного жилищного надзора об открытии специального счета в спорный период была предусмотрена частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод о том, что Администрацией нарушены сроки на реализацию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, поскольку он не имеет правового значения для вывода относительно законности оспоренного товариществом акта.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя о том, что суд первой инстанции в нарушении норм процессуального права не дал оценке всем доводам заявителя, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку не установил наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя и уплачены при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" января 2016 года по делу N А33-23586/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23586/2015
Истец: ТСЖ "РЕСПЕКТ ПЛЮС"
Ответчик: Администрация города Красноярска
Третье лицо: Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края