г. Челябинск |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А07-26334/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Карпусенко С.А., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2016 по делу N А07-26334/2015 (судья Искандаров У.С.).
В заседании принял участие представитель Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Гарифуллин А.А. (доверенность N 11К-26-6717 от 28.12.2015).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Утяшевой Гульнаре Ринатовне (далее - ИП Глава К(Ф)Х Утяшева Г.Р., ответчик) о взыскании в бюджет Республики Башкортостан субсидий в размере 101 170 руб., в том числе выплаченных на приобретение минеральных удобрений в размере 41 200 руб. (21 939 руб. в федеральный бюджет и 19 261 руб. в бюджет Республики Башкортостан) и на поддержку элитного семеноводства 59 970 руб. (37 000 руб. в федеральный бюджет и 22 970 руб. в бюджет Республики Башкортостан).
Согласно определению суда от 13.11.2015 в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Минфин РБ, третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 28.01.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда от 28.01.2016 отменить, требования истца в полном объеме удовлетворить. В апелляционной жалобе Министерство ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению истца, судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание тот факт, что ответчиком на полученный целевой займ дополнительно получена субсидия на компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства. Таким образом, ответчик не понес затрат (собственных средств) на приобретенные минеральные удобрения и поддержку элитного семеноводства в 2012 году, следовательно, субсидии получены им незаконно.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы в полном объеме, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
До начала судебного заседания от Минфина РБ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, полностью поддерживает доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 N101 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" и Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений под посев озимых культур" и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.01.2011 N8 "Об утверждении Порядка представления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на поддержку элитного семеноводства" в Республике Башкортостан оказывалась государственная поддержка в области растениеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые зарегистрированы и имели посевные площади на территории Республики Башкортостан, в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур и на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.
ИП Глава К(Ф)Х Утяшева Г.Р. 26.06.2012 и 29.06.2012 обратилась в Министерство за получением субсидий на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства, предоставив необходимые документы, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами, в том числе приказами Министерства от 15.05.2012 N 111 "О реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 и Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года N 101" (л.д.34, 38).
После проверки правильности расчета размера субсидий и соответствия приложенных документов установленным перечню и требованиям, истец перечислил ответчику субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в сумме 41 200 руб. и на поддержку элитного семеноводства в сумме 59 970 руб. (л.д.36, 37, 40, 41).
В соответствии с Планом работы Минфина РБ по осуществлению финансового контроля на 1 полугодие 2014 года, проведена ревизия соблюдения законности, адресности, целевого характера, эффективности и результативности использования бюджетных средств и государственного имущества Министерством за период с 05.07.2011 по 21.04.2014, в результате которого установлены финансовые нарушения в использовании средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 10 995 500 руб. и федерального бюджета в сумме 7 489 500 руб., всего 18 485 000 руб., что отражено в представлении от 19.08.2014 N 02-13-570 (л.д.28-33).
Как установлено документарной проверкой, проведенной Минфином РБ, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 N 381-р за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для предоставления иных межбюджетных трансфертов администрациям муниципальных районов на организацию проведения весенне-полевых работ, подготовки семян, сортоиспытаний, размножения новых сортов сельскохозяйственных культур Минсельхозу РБ выделено 106 000 000 руб., в том числе 10 000 000 руб. Администрации муниципального района Зилаирский район РБ (л.д.27).
12.04.2012 Минсельхозом РБ и Администрацией муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 N 381-р подписано соглашение N 110 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан в размере 10 000 000 руб. на организацию проведения весенне-полевых работ (л.д.13-15). Минсельхоз РБ перечислил на счет Администрации муниципального района Зилаирский район 10 000 000 руб. (л.д.16).
Советом муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 11.04.2012 N 330 принято решение "О выделении денежных средств Муниципальному унитарному предприятию "Ямансаз" (далее - МУП "Ямансаз"). Согласно данному решению, выделенные из бюджета Республики Башкортостан средства в сумме 10 000 000 руб. перечислены на увеличение уставного фонда МУП "Ямансаз" для последующей выдачи целевого займа сельхозтоваропроизводителям района на организацию проведения весенне-полевых работ (л.д.23-27).
МУП "Ямансаз" в соответствии с утвержденным Советом муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан Порядком (л.д.-25) осуществлял предоставление целевых займов сельхозтоваропроизводителям, в том числе согласно платежным поручениям от 12.05.2012 N 15 и от 26.04.2012 N 6 выдал ИП Главе К(Ф)Х Утяшевой Г.Р. беспроцентные целевые займы на организацию проведения весенне-полевых работ в сумме 478 000 руб. (л.д.21, 22).
По результатам проверки Минфина РБ в адрес истца вынесено представление от 19.08.2014 N 02-13-570 о принятии мер по возврату в бюджет Республики Башкортостан субсидий, полученных в 2012 году на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства в федеральный бюджет и бюджет Республики Башкортостан, в том числе ответчиком в размере 101 170 руб. (л.д.28-34).
31.08.2015 Министерством направлено письменное уведомление ответчику N НК-11-4206 о необходимости возврата суммы субсидий, полученной на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства (л.д.18-19).
Денежные средства ответчиком возвращены не были.
Ссылаясь на одновременное получение ответчиком субсидии и беспроцентного целевого займа, выразившееся в том, что на полученный целевой займ им дополнительно получена субсидия на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Министерству в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно пункту 15 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан сельскохозяйственным товаропроизводителям, на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений под посев озимых культур за счет предусмотренных на эти цели средств бюджета Республики Башкортостан, возврат субсидии предусмотрен в случаях нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий, установленных при ее предоставлении, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидий, и осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств сельскохозяйственному товаропроизводителю направляется соответствующее письменное уведомление. Сельскохозяйственный товаропроизводитель в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе сельскохозяйственного товаропроизводителя от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Аналогичный порядок установлен в пункте 18 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на поддержку элитного семеноводства.
Исследовав и оценив представленные истцом доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что на основании пунктов 15 и 18 указанных Порядков истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Факт нарушения получателем субсидии порядка представления сведений для получения субсидии истцом не доказан.
Доказательств того, что, обращаясь за получением субсидий, ИП Глава К(Ф)Х Утяшева Г.Р. предоставила недостоверные сведения, предъявила к компенсации затраты, произведенные за счет средств целевых займов, полученных от МУП "Ямансаз", в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в деле не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2016 по делу N А07-26334/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26334/2015
Истец: Министерство лесного хозяйства РБ, Министерство сельского хозяйства РБ, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Утяшева Гульнара Ринатовна
Третье лицо: Министерство финансов РБ, Министерство финансов Республики Башкортостан