г. Санкт-Петербург |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А56-89280/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от заявителя: Бугаева Е.А. по доверенности от 11.01.2016
от заинтересованного лица: Пасякин П.В. по доверенности от 21.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3581/2016) АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2015 по делу N А56-89280/2015(судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению Комитета по здравоохранению
к АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1; далее - Комитет, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Автономного муниципального учреждения "Адмиралтейский медико-психологический центр" (ОГРН 1127847064597, адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 16-18, лит. Е; далее - Учреждение, АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции заявление удовлетворено, АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда, АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр" ссылается на недоказанность материалами дела факта совершения административного правонарушения, вменяемого Учреждению.
В судебном заседании представитель АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Комитетом на основании приказа от 20.10.2015 N 2388-п в период с 02.11.2015 по 24.11.2015 проведена плановая выездная проверка Учреждения по месту осуществления деятельности: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 16-18, лит. Е, часть помещений 18Н, пом. 10, 11, ч. пом. 14Н, пом. 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25.
Проверкой установлены нарушения подпунктов "а", "б", "д", "ж", "и" пункта 4 и подпунктов "а", "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), а также части 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), а именно:
- отсутствуют здания, строения, сооружения и (или) помещения, принадлежащие лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения осуществляемых работ (услуг) и отвечающие установленным требованиям: представленный договор субаренды на помещения от 19.03.2012 не заключен АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр" (отсутствует подпись директора). Кроме того, данным договором не передавались учреждению пом. 11 пом. 18Н, ч. пом. 17 пом. 14Н, что является нарушением подпункта "а" пункта 4 Положения;
- отсутствуют принадлежащие лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинские изделия (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимые для выполнения осуществляемых работ (услуг) и зарегистрированные в установленном порядке (нарушение подпункта "б" пункта 4 Положения): негатоскоп, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации, стол операционный, стол перевязочный, два столика инструментальных, два столика манипуляционных, три малых хирургических набора, негатоскоп, бестеневая лампа, персональный компьютер с принтером, выходом в Интернет, стетофонендоскоп, шина для лечения переломов ключицы, две шины для фиксации кисти и пальцев, две шины проволочных для верхних и нижних конечностей, шина транспортная для нижних конечностей, головодержатель (воротник Шанца), переносной набор для реанимации, шпатель, измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками, весы с ростомером, лента измерительная, лупа;
- отсутствуют заключившие с лицензиатом трудовые договоры работники, имеющие среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (нарушение подпункта "д" пункта 4 Положения): отсутствуют: медицинская сестра-анестезист (отделение реаниматологии и анестезии), врач-терапевт участковый, медицинская сестра участковая (кабинет терапевта), медицинский психолог, медицинская сестра, социальный работник (кабинет психотерапевта, психиатра), специалисты, предусмотренные приложением 14 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденному Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 929н, медицинская сестра (кабинет хирурга);
- несоответствие структуры и штатного расписания лицензиата, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций (нарушение подпункта "ж" пункта 4 Положения): не соответствует штатным нормативам, утвержденным Порядком оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденным приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 566н (приложение N 44 к Порядку) - отсутствуют медицинский психолог, медицинская сестра, социальный работник; Порядком оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденным Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 929н - учреждение не соответствует штатным нормативам, утвержденным приложением N 14 к Порядку; Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденным Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н (приложение N 2 к Порядку) - отсутствует медицинская сестра; Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденным Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н - Отделение не соответствует штатным нормативам, утвержденным приложением N 5 к Порядку; Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденным Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 923н (приложение N 2 к Порядку) - отсутствуют врач-терапевт участковый, медицинская сестра участковая.
- несоблюдение порядков оказания медицинской помощи (нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения):
в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденному приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 N 926н (приложение N 5), отсутствуют: негатоскоп, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации;
в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 N 922н (приложение N 3), отсутствуют: стол операционный, стол перевязочный, два столика инструментальных, два столика манипуляционных, три малых хирургических набора, негатоскоп, бестеневая лампа, персональный компьютер с принтером, выходом в Интернет, стетофонендоскоп, шина для лечения переломов ключицы, две шины для фиксации кисти и пальцев, две шины проволочных для верхних и нижних конечностей, шина транспортная для нижних конечностей, головодержатель (воротник Шанца), переносной набор для реанимации, шпатель;
в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология-реаниматология", утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 N 919н, отсутствуют преднаркозная палата, операционная, манипуляционная, диагностический кабинет, палата пробуждения, противошоковая палата (приложение N 4 к Порядку). Отделение не соответствует штатным нормативам, утвержденным приложением N 5 к Порядку и стандарту оснащения, утвержденному приложением N 6 к Порядку;
в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 N 923н (приложение N 3), отсутствует измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками, весы с ростомером, лента измерительная, лупа;
в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 N 929н (приложение N 15), отсутствуют: электроэнцефалограф, эхоэнцефалограф, спектрофотометр, аппарат (сканер) ультразвуковой диагностический медицинский, программно-аппаратный резонансно-акустический реабилитационный комплекс, комплект оборудования для оснащения комнаты психологической разгрузки, зал для занятия на тренажерах, аппарат для проведения транскраниальной электростимуляции, аппарат для электросна, аппарат для гальванизации и лекарственного электрофореза с набором электродов, аппарат местной дарсонвализации, аппарат для магнитотерапии, аппарат для ультравысокочастотной терапии, аппарат для лечения диадинамическими токами;
- несоблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения): в нарушение пункта 16 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила), договор на оказание платных медицинских услуг не заключается. В нарушение пункта 11 Правил отсутствует информация на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации о данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию, сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа), сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты, порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации, режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- нарушение требований к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования: согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отдельные указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 184-ФЗ). В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 24.11.2015 N 103/15.
На основании выявленных нарушений в отношении Учреждения Комитетом составлен протокол от 24.11.2015 об административном правонарушении N 37/15.
В порядке, предусмотренном статьей 23.13 КоАП РФ, материалы административного дела направлены Комитетом в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Учреждению административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Учреждения к административно ответственности не установил. В связи с изложенным, АМУ "Адмиралтейский медико-психологический центр" привлечено судом первой инстанции к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "д", "ж", "и" пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций; наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Подпунктами "а", "б", "в" пункта 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
Факт нарушения Учреждением перечисленных требований Закона N 99-ФЗ и Положения правомерно установлен судом первой инстанции, административным органом и подтверждается материалами дела, а именно, актом проверки от 24.11.2015, протоколом об административном правонарушении от 24.11.2015, копиями договора аренды (субаренды) от 19.03.2012 с приложениями, не подписанными директором арендатора.
Доказательств соблюдения Учреждением требований Положения и Закона N 99-ФЗ материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности материалами дела события вменяемого Учреждению административного правонарушения. Ссылки Учреждения на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств совершения административного правонарушения отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные и несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела документам.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Учреждением в материалы дела не представлено. Учреждение имело реальную и объективную возможность для соблюдения лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Учреждения к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек на дату рассмотрения судом первой инстанции заявления Комитета.
Размер административного штрафа, назначенного Учреждению судом первой инстанции в сумме 40 000 руб., проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, по нижнему пределу санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Учреждению наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Излишне уплаченная Учреждением государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежит возвращению подателю апелляционной жалобы в порядке статьи 104 АПК РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 января 2015 года по делу N А56-89280/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономного муниципального учреждения "Адмиралтейский медико-психологический центр" - без удовлетворения.
Возвратить автономному муниципальному учреждению "Адмиралтейский медико-психологический центр" из федерального бюджета 3 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89280/2015
Истец: Комитет по здравоохранению
Ответчик: АВТОНОМНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Адмиралтейский медико-психологический центр"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3581/16