г. Пермь |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А50-30486/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В,, Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя Прокурора Мотовилихинского района г. Перми - Богданов Д.В, удостоверение;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Сандра" - Кузнецова С.С., паспорт, доверенность;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Сандра"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 февраля 2016 года
по делу N А50-30486/2015,
принятое судьей Цыреновой Е.Б.,
по заявлению Прокурора Мотовилихинского района г. Перми
к обществу с ограниченной ответственностью "Сандра" (ОГРН 1025900890971, ИНН 5904069911)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сандра" (далее -общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2016 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что дело производство делу подлежало прекращению, поскольку правонарушение следовало квалифицировать по ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ. При назначении наказания судом не учтен действующая редакция ст.14.1.
Общество, просит решение отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение изменить в части, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом был объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 19.04.2016, после перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.11.2015 уполномоченными лицами прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми в отношении общества проведена проверка исполнения законодательства об обращении лекарственных средств в аптеке по адресу: г. Пермь, ул. Уральская, д. 113, литер А, в ходе которой установлен факт осуществления ответчиком лицензируемой фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что является нарушением подпункта "г" пункта 5 положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1081 от 22.12.2011; п. 6 ст. 55, ст. 58, ч. 2 ст. 63 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", п. 1.5, п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", а именно, в аптеке, принадлежащей обществу не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных препаратов для медицинского применения, нарушаются правила реализации (отпуска) лекарственных препаратов для медицинского применения, не соблюдается порядок нарушения вторичной заводской упаковки, в аптеке отсутствуют лекарственные препараты, входящие в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в связи с отсутствием документации и ценников на упаковках лекарственных препаратов не представилось возможным определить установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, допускается отпуск лекарственных средств без рецепта врача, что зафиксировано в акте проверки от 12.11.2015, и послужило основанием для вынесения постановления, в котором действия общества квалифицированы прокуратурой по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, то есть как грубое нарушение лицензионных требований и условий.
Указанные обстоятельства послили основания для заявителя для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно п. 47 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение).
В соответствии с п. 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. "а"-"з" п. 5 настоящего Положения.
На основании подп. "г" п. 5 положения лицензионными требованиями для осуществления фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации части 6 статьи 55 Закона о лекарственных средствах, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 2782-р утвержден минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 (ред. От 22.04.2014) утвержден порядок отпуска лекарственных средств.
Настоящий Порядок определяет требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2.1 порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785, лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Как следует из материалов дела, обществом осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами в аптеке по адресу: г. Пермь, ул. Уральская, д. 113, литер А на основании лицензии N ЛО-59-02-001212 от 11.06.2014.
Заявителем установлено, что в аптеке, принадлежащей обществу не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных препаратов для медицинского применения, нарушаются правила реализации (отпуска) лекарственных препаратов для медицинского применения, не соблюдается порядок нарушения вторичной заводской упаковки, в аптеке отсутствуют лекарственные препараты, входящие в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в связи с отсутствием документации и ценников на упаковках лекарственных препаратов не представилось возможным определить установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, допускается отпуск лекарственных средств без рецепта врача.
Таким образом, прокуратурой установлен факт осуществления обществом деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 12.11.2015 г., подтверждаются материалами дела, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.12.2015 года, заявителем документально не опровергнуты, и, как следствие, свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии.
Получая лицензию, юридическое лицо принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований и по смыслу законодательства о лицензировании не может не знать о таких требованиях.
Доводы общества о том, что действия общества должны быть квалифицированы по специальной норме, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях, а именно, по ч. 1 ст. 14.4.2 Кодекса об административных правонарушениях, судом рассмотрены и отклонены в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 14.4.2 Кодекса об административных правонарушениях нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Соответственно объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса выражается в нарушении установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлены как нарушения порядка розничной торговли лекарственными препаратами, так и нарушение хранения лекарственных препаратов для медицинского применения.
Нарушение условий хранения лекарственных препаратов не охватывается диспозицией части 1 статьи 14.4.2 Кодекса об административных правонарушениях (розничная торговля лекарственными препаратами). Нарушение условий хранения лекарственных препаратов является самостоятельным лицензируемым видом деятельности аптечного учреждения, что подтверждается выданной им лицензией.
Согласно пункту 33 статьи 3 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Таким образом, в ходе проведенной прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми с привлечением специалиста Министерства здравоохранения Пермского края выявлены нарушения лицензионных требований и условий при розничной торговле лекарственными средствами и нарушение условий хранения лекарственных средств, что в совокупности является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Основания для прекращения производства делу отсутствуют.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Установленные нарушения обнаружены в момент проверки общества, то есть 12.11.2015.
По состоянию на 12.11.2015 частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривала, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При определении размера санкции, суд не учел указанное обстоятельство.
Поскольку общество привлечено к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ впервые, суд апелляционной инстанции считает возможным установить штраф в минимальном размере 40 000 рублей.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2016 года по делу N А50-30486/2015 отмене в части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2016 года по делу N А50-30486/2015 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Сандра" (ОГРН 1025900890971, ИНН 5904069911, место нахождения (регистрации): 614042, г. Пермь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 31А) к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей (сорок тысяч рублей).
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края), ИНН/КПП 5902293266/590201001, расчетный счет 40101810700000010003, банк получателя - Отделение г. Пермь, БИК 045773001, КБК 415 116 90010 01 6000 140, ОКТМО 57701000.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30486/2015
Истец: Прокуратура Мотовилихинского района г. Перми
Ответчик: ООО "Сандра"