Требование: о взыскании долга, о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А09-10392/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии в судебном заседании представителя заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску - Чудаковой И.А. (доверенность от 12.04.16 N 29), в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (г. Брянск, ОГРН 1023201286547, ИНН 3235001216), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2016 по делу N А09-10392/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - ООО "Гарант", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 03.12.2014 N 13953 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 03.12.2014 N 1339 об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, обязании возместить НДС в размере 2 483 315 руб. путем возврата.
Решением суда от 11.01.2016 решения инспекции признаны незаконными.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование позиции, заявитель указывает, что судом не обоснованно не принят во внимание довод о направлении Инспекции письмом от 18.08.2014 книги продаж за 4 квартал 2012 года, в соответствии с которой реализация товаров (работ, услуг), облагаемых налогом поставке 0 %, составила 34 416 500 руб.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенный заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2014 года, представленной обществом.
Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, по данным налогоплательщика составила 2 483 315 руб. По данным налогового органа сумма НДС, исчисленная к уплате, составила 1 473 812 руб.
Результаты камеральной проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 20.10.2014 N 40348.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки руководитель Инспекции вынес решение от 03.12.2014 N 1339 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также решение от 03.12.2014 N 13953 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По решению ООО "Гарант" N 1339 отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 483 315 руб.
В соответствии с решением ООО "Гарант" N 13953 привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа - 147 381,20 руб., начислен налог на добавленную стоимость - 1 473 812 руб. и пени по НДС - 254 362,98 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 22.05.2015 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решения Инспекции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при применении различных налоговых ставок налоговая база по НДС определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ установлено, что налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 %.
Так, на основании пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 %, производятся на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 НК РФ.
Следовательно, по общему правилу при реализации товаров (работ, услуг) по ставке НДС 18 % организация вправе принять к вычету "входной" НДС в момент принятия к учету этих товаров (работ, услуг). При реализации товаров (работ, услуг) по налоговой ставке НДС 0 % она вправе принять к вычету "входной" НДС только в момент совершения соответствующих операций, облагаемых по "нулевой" ставке.
Таким образом, в случае осуществления операций, облагаемых НДС по налоговым ставкам 0 и 18 %, в целях соблюдения норм НК РФ, а также с целью своевременного принятия налога к вычету, налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении таких операций.
О необходимости ведения такого раздельного учета свидетельствует и тот факт, что налоговые вычеты по операциям, облагаемым по налоговым ставкам 0 % и 18 %, отражаются в разных разделах налоговой декларации по НДС.
В силу пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные при приобретении товаров, используемых для осуществления операций, как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров в пропорции, определяемой исходя из соотношения стоимости товаров (работ, услуг) операции по реализации которых подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и освобождаются от налогообложения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по налоговой ставке 0 %, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией были использованы материалы выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика, решение по результатам которой вступило в законную силу (решение от 30.09.2014 N 14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения).
В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что в книге продаж обществом не отражены представленные к ней следующие счета-фактуры: - от 05.10.2012 N 762, покупатель ЗАО "Тандер" ИНН 2310031475, стоимость товара, 184 750,79 руб.; от 23.11.2012 N 642, покупатель АО ASSTRA-Associated Traffic AG, стоимость товара 2 000 евро; от 20.11.2012 N 619, покупатель АО ASSTRA-Associated Traffic AG, стоимость товара 1 950 евро; от 02.11.2012 N 555, покупатель АО ASSTRA-Associated Traffic AG, стоимость товара 2 000 евро; от 10.12.2012 N 687, покупатель ЗАО "Тандер" ИНН 2310031475, стоимость товара, 115 580,32 руб.; от 24.12.2012 N 698, покупатель ЗАО "Тандер" ИНН 2310031475, стоимость товара, 108 342,90 руб.; от 28.12.2012 N 743, покупатель ЗАО "Тандер" ИНН 2310031475, стоимость товара, 140 957,99 руб.; от 25.12.2012 N 787, покупатель АО ASSTRA-Associated Traffic AG, стоимость товара 3 249 евро; от 07.12.2012 N 586, покупатель АО ASSTRA-Associated Traffic AG, стоимость товара 1 950 евро; от 07.12.2012 N 748, покупатель ООО "Агентство "Транс-Т-Экспедиция" ИНН 7703219769, стоимость товара 53 772,26 руб.
Из представленной ООО "Гарант" книги продаж за 4 квартал 2012 года реализация товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0 % составила 46 350 130,52 руб.
В налоговой декларации отражена налоговая база с реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0 % в сумме 34 416 500 руб.
Как следует из материалов дела, за период 2011-2012 годы налогоплательщик фактически осуществлял услуги по международным перевозкам товаров, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
В целях осуществления деятельности в режиме импорта налогоплательщиком ввозились основные средства: грузовые тягачи седельные и полуприцепы.
В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что сумма реализация услуг по международным перевозкам за пределами РФ составляет 90 % от общей суммы оказываемых услуг и раздельный учет по грузовым тягачам седельным, осуществляющих перевозки по территории РФ и за ее пределами не ведется.
Действующее налоговое законодательство не устанавливает порядок ведения такого раздельного учета. Поэтому данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике организации.
Как следует из материалов дела, в обществе имеется Положение об учетной политике организации, утвержденное приказом руководителя от 30.12.2011 N 53.
В пункте 2 раздела "Налог на добавленную стоимость" Положения предусмотрено, что в случает, если в течение календарного года будут осуществляться операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения либо относящиеся к деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), ведение раздельного учета обеспечивается путем применения соответствующих субсчетов Рабочего плана счетов предприятия, а также регистров бухгалтерского учета в разрезе облагаемых и необлагаемых операций.
В аналогичном порядке ведется учет операций, облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по ставке 0 %, а также операций, связанных с поставкой товаров (работ, услуг) длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.
В пункте 4 указанного раздела предусмотрено, что налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, освобождены от налогообложения либо облагаются в специальном порядке, в общей стоимости (без учета НДС) товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Пропорция рассчитывается в том числе о по общехозяйственным расходам.
Налогоплательщиком в представленной налоговой декларации в разделе 4 "Расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применение налоговой ставки 0 % по которой подтверждена" заявлены налоговые вычеты в размере 2 594 483 руб.
В расшифровке к налоговой декларации НДС за 4 квартал 2012 года указано, что пропорция определена исходя из соотношения стоимости услуг, операции которых подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и освобождаются от налогообложения: 96,3 % - операции, освобожденные от налогообложения; 3,7 % - операции, подлежащие налогообложению.
Расчет произведен налогоплательщиком исходя из налоговой базы продажи по ставке 0 %, указанной в книге продаж в сумме 34 416 500 руб.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей Инспекции, обществом в налоговый орган была представлена копия книги продаж за 4 квартал 2012 года, в соответствии с которой реализация товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0 %. составила 46 350 130,52 руб.
Рассмотрев материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции не установил, что обществом не ведется раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.
Вместе с тем в судах обеих инстанций общество настаивает на том, что книга продаж с суммой реализации по ставке 0 % - 34 416 500 руб. была представлена в Инспекцию с сопроводительным письмом от 18.08.2014 N 198.
Из представленного письма 18.08.2014 N 198 следует направление документов на 238 листах, без указания реквизитов документов, что не позволяет идентифицировать их перечень. При этом следует учитывать, что на имеющейся в распоряжении Инспекции книги продаж за 4 квартал 2012 года, согласно которой реализация товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0 %. составила 46 350 130,52 руб., имеется штамп налоговой инспекции о ее приеме.
На основании изложенного суд первой инстанции обосновано заключил, что налогоплательщиком при внесении изменений в бухгалтерскую отчетность не представлены все сведения в налоговую инспекцию для проведения камеральной налоговой проверки, и, следовательно, отсутствуют основания для признания недействительными решений Инспекции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на общество, а в порядке статьи 104 Кодекса 1 500 руб. излишне уплаченной платежным поручением от 10.02.2016 N 4967 государственной пошлины надлежит возвратить заявителю.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2016 по делу N А09-10392/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10392/2015
Истец: ООО "Гарант"
Ответчик: ИФНС России по г. Брянску
Третье лицо: УФНС по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2016 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2808/16
08.09.2016 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2808/16
28.07.2016 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2808/16
21.04.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1341/16
11.01.2016 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-10392/15