г. Москва |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А41-82372/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Гусева М.Н. по доверенности от 11.01.2016 N 7,
от ООО "Валана": Липатова О.Н. по доверенности от 01.11.2015, Телегин С.А. по доверенности от 01.11.2015; Новикова Н.М. по доверенности от 01.11.2015,
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2015 года по делу N А41-82372/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "Валана" к Министерству имущественных отношений Московской области, при участии в деле третьего лица: администрация Одинцовского муниципального района Московской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Валана" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Министерство), выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению общества от 16.06.2015.
Поскольку на момент рассмотрения спора по существу, обществом было получен отказ, им в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был изменен предмет требований. В уточненных требованиях заявитель просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Московской области, изложенного в письме от 02.11.2015 N 13 исх-22725, в предварительном согласовании ООО "Валана" предоставления в собственность земельного участка площадью 4 370 кв.м. и обязании Министерства имущественных отношений Московской области принять решение о предварительном согласовании ООО "Валана" в собственность земельного участка площадью, 4 370 кв.м.
В качестве третьего лица в деле участвует Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2015 признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Московской области, изложенный в письме от 02.11.2015 N 13 исх-22725, в предварительном согласовании ООО "Валана" предоставления в собственность земельного участка площадью 4 370 кв.м. 2; на Министерство имущественных отношений Московской области возложена обязанность в срок не позднее 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании ООО "Валана" в собственность земельного участка площадью 4 370 кв.м.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившегося в заседание и не направившего своих представителей.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Валана" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 16.07.2010 N 854 за Московской областью зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН 50:20:0100105:350, общей площадью 4888 кв.м., по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Колхозный пр-д., д. 32, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ветеринарного участка, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2010.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.06.2011 09.11.2010 зарегистрировано право собственности Московской области на земельный участок с КН 50:20:0100105:349, площадью 6458 кв.м., по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Колхозный пр-д, д. 32, земли населенных пунктов, для торгово-выставочной деятельности.
На основании постановления Главы городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 02.05.2012 N 432, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.05.12 за ООО "Валана" зарегистрировано право собственности на магазин строительных материалов, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 217,8 кв.м., инв. N 170:054-5251, лит. В, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, г.Кубинка, пр. Колхозный, д. 32-В, условный номер: 50-50-96/065/2012-313, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации от 06.07.2012.
На основании постановления Главы городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 02.05.2012 N 432, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.05.12 за ООО "Валана" зарегистрировано право собственности на магазин строительных материалов, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 217,8 кв.м., инв. N 170:054-5251, лит. В, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, г.Кубинка, пр. Колхозный, д. 32-В, условный номер: 50-50-96/065/2012-313, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации от 06.07.2012.
Данные строения расположены на земельном участке с КН 50:20:0100105:349, площадью 6458 кв.м., по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Колхозный пр-д, д. 32, земли населенных пунктов, для торгово-выставочной деятельности.
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Московской области от 30.12.2014 по делу N А41-61918/14 и не подлежат доказыванию вновь.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (арендодатель) и ООО "Валана" (арендатор) заключен договор от 10.03.2000 N859 (далее - договор от 10.03.2000), по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду без права последующего выкупа земельный участок площадью 3000 кв. м согласно прилагаемой экспликации и приказу начальника Одинцовской станции по борьбе с болезнями животных от 05.01.2000 г. N 2-1/р по адресу: п. Кубинка, Колхозный проезд, дом 38, под площадку хранения строительных материалов и строительства.
В соответствии с пунктом 3.1 договора от 10.03.2000 указанный договор заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с 20.03.2000 и действует по 19.03.2010.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "Валена" (Арендатор) заключили дополнительные соглашения от 09.01.2008, от 27.01.2009, от 16.01.2012 к договору аренды земельного участка от 10.03.2000 N 859 об установлении арендной платы соответственно на 2008 год, 2009 год, 2012 год из расчета площади земельного участка 3000 кв. м.
16.06.2015 ООО "Валана" обратилось в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 4 370 кв.м. с приложением предусмотренных пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) документов.
Письмом от 02.11.2015 N 13 исх-22725 Министерства имущественных отношений Московской области отказало заявителю в предварительном согласовании ООО "Валана" предоставления в собственность земельного участка площадью 4 370 кв.м. по мотиву несоответствия испрашиваемой площади земельного участка, площади, необходимой для использования принадлежащих заявителю на праве собственности строений.
Признавая указанный отказ незаконным и обязывая Министерство имущественных отношений принять решение о предварительном согласовании ООО "Валана" в собственность испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 4 370 кв.м. содержало все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.15 ЗК РФ и к нему были приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
В соответствии с пунктами 1-3, 7 и 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 данного Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 названной статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявление о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка содержало все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.15 ЗК РФ, и к нему были приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Доказательств обратного не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
В обоснование испрашиваемой площади и границ спорного земельного участка заявителем представлено заключение ООО "Межрегиональный экспертный центр" N 6 от 25.05.2015, послужившее основанием для обращения с заявлением от 16.06.2015.
Согласно указанному заключению размер площади земельного участка, занятой зданиями двух магазинов строительных материалов, принадлежащих на праве собственности ООО "Валана", и необходимый для их использования, составляет 4 370 кв.м.
Министерством имущественных отношений Московской области не представлено доказательств, опровергающих выводы указанного заключения.
Суд первой инстанции правомерно признал заключение ООО "Межрегиональный экспертный центр" N 6 от 25.05.2015 обоснованным.
От заявления ходатайства о проведении экспертизы в суде первой инстанции Министерство уклонилось.
В апелляционном суде представитель Министерства имущественных отношений Московской области на вопрос суда пояснил, что Министерство не намерено воспользоваться правом на назначение судебной экспертизы в целях определения площади земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации принадлежащих заявителю зданий.
Министерством имущественных отношений в нарушение положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств, обосновывающих законность оспариваемого отказа ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Доводы Министерства имущественных отношений Московской области о возможности формирования испрашиваемого земельного участка без учета площадей, необходимых для проезда к строениям, а так же земельного участка, расположенного между принадлежащими заявителю зданиями апелляционным судом отклоняются, поскольку указанное будет означать образование земельных участков, которые невозможно будет использовать в будущем в связи с их формой и площадью, установления сервитута для обеспечения прохода и проезда.
В суде апелляционной инстанции администрацией также не оспорена площадь испрашиваемого ООО "Валана" земельного участка.
Доводы, приведенные Министерства имущественных отношений Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие Министерства имущественных отношений Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2015 по делу N А41-82372/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82372/2015
Истец: ООО "Валана"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений Московской области