г. Хабаровск |
|
19 апреля 2016 г. |
А73-15070/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком": Некрасова С.А. представитель по доверенности от 16.09.2015;
от административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровск": Кузьмина О.В. представитель по доверенности от 11.01.2016;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
на решение от 20.02.2016 по делу N А73-15070/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
об оспаривании постановления от 05.10.2015 N 03/858/2015 административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровска" об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием об оспаривании постановления административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровска" (далее - административный орган) от 05.10.2015 N 03/858/2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2016 по делу N А73-15070/2015 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.02.2016 по делу N А73-15070/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2016 по делу N А73-15070/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд установил основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск" (далее - Правила), которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере благоустройства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 37 Правил организации, имеющие на балансе инженерные сети и сооружения, обязаны производить постоянный контроль за наличием крышек люков, обеспечивать их плотное прилегание к опорной поверхности корпуса люка и безопасное для автотранспорта и пешеходов состояние, не допускать образования провалов и просадок по месту прохождения подземных инженерных коммуникаций и других инженерных сооружений (отсутствие крышек люков на колодцах не допускается).
Согласно подпункту 6 пункта 37 Правил в случае повреждения или разрушения смотровых колодцев, образования провалов и просадок на расстоянии 1 м по периметру таких колодцев производить их ремонт в соответствии с настоящими Правилами.
Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением, и влечет ответственность по статье 37 КоАП Хабаровского края.
Уведомлением от 10.09.2015 N 11.4-4/1100 (л.д.40) общество уведомлялось о том, что 11.09.2015 в 16-00 часов будет проходить осмотр территории по адресу Матвеевское шоссе - ул. Посадочная и составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту. Указанное уведомление направлено по юридическому адресу общества: г.Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15 факсимильной связью 10.09.2015 (л.д.33). Филиал в г.Хабаровске административным органом не извещался.
11.09.2015 ведущим специалистом муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации г.Хабаровска произведено обследование и осмотр территории по адресу: г. Хабаровск Матвеевское шоссе - ул. Посадочная. В ходе осмотра установлено, что по указанному адресу по месту прохождения подземно-инженерных коммуникаций (смотровой колодец) отсутствует крышка люка.
Вышеуказанное административное правонарушение зафиксировано в протоколе осмотра от 11.09.2015 N 11.3-3/376 (л.д.19), составленном в присутствии двух понятых с применением фотосъемки, без участия представителя общества.
11.09.2015 по выявленному факту ведущим специалистом муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска в отсутствии представителя общества, составлен в отношении ПАО "Ростелеком" протокол N 11.3-1/1698 (л.д.17) по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
В протоколе N 11.3-1/1698 содержалась информация о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении по данному факту состоится 05.10.2015 с 10:00 до 12-00 час. в административном органе. Протокол направлен в адрес общества посредством почтовой связи. Почтовое отправление вручено 14.09.2015, согласно сведениям официального сайта ФГУП "Почта России".
05.10.2015 административным органом в присутствии представителя общества, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 03/858/2015, которым заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края в виде штрафа в размере 10.000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Суд первой инстанции верно признал доказанным состав правонарушения общества. Являясь лицом, ответственным за содержание принадлежащих ему сооружений и инженерных сетей (смотрового колодца), общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему их содержанию и нарушило Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск" от 26.12.2008 N 721.
Суд первой инстанции указал, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Однако, по материалам дела апелляционным судом установлено что общество было лишено предоставленных ему процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении; названное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему.
Суд апелляционной инстанции по материалам дела определил формальное уведомление 10.09.2015 общества административным органом о дате и времени составления протоколов на 11.09.2015, поскольку учитывая разницу во времени Хабаровск-Санкт-Петербург, назначение проведения процессуального действия органом на следующий день, общество фактически не имело возможности реализовать свои права в обеспечение защиты в ходе административного производства. Общество не игнорировало уведомление органа, не уклонялось от явки, а не имело объективной возможности обеспечить явку своего представителя и достаточно времени для представления необходимых пояснений и документов. При этом в материалах дела отсутствует доказательство о том, что общество не намеревалось участвовать в процедурных вопросах и давать свои пояснения относительно события выявленного нарушения и вины общества. Указанное процессуальное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является существенным (препятствовало всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, возможность устранения данных недостатков отсутствует).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
С учетом статьи 211, 270 АПК РФ, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция при изложенных выше обстоятельствах считает, что решение суда первой инстанции и постановление административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровск" от 05.10.2015 N 03/858/2015 подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2016 по делу N А73-15070/2015 отменить.
Требования публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровск" от 05.10.2015 N 03/858/2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15070/2015
Истец: ПАО "Ростелеком"
Ответчик: Административная комиссия N 3 городского округа "Город Хабаровск"