г. Самара |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А55-21718/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 71-го квартала" - извещен, не явился,
от Мэрии городского округа Тольятти Департамент городского хозяйства управление муниципального жилищного контроля - Папанина Е.А. доверенность от 10.11.2015 г.,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Мэрии городского округа Тольятти Департамент городского хозяйства управление муниципального жилищного контроля,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2016 года по делу N А55-21718/2015 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 71-го квартала", г. Тольятти, Самарская область,
к Мэрии городского округа Тольятти Департамент городского хозяйства управление муниципального жилищного контроля, г. Тольятти, Самарская область,
с участием третьего лица: Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 71-го квартала" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Департамента городского хозяйства управление муниципального жилищного контроля Мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик, Департамент) N 4177-р/4 от 27.07.2015 г. (л.д. 3-8).
В суде первой инстанции заявитель уточнил требования, которое принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 29.01.2016 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 77-80).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что если в многоквартирном доме (МКД) есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку в этом доме.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Заявитель и третье лицо отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
В соответствии с положениями жилищного законодательства в многоквартирном доме N 79 по улице Мира г. Тольятти управляющей организацией выбрано общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 71-го квартала".
В Управление 15.06.2015 года поступило обращение жителя многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, дом 79 по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в данном доме.
Управлением на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти N 4177-р/4 от 19.06.2015 г. была проведена внеплановая документарная проверка, задачей которой является проверка соблюдения обязательных требований к деятельности ЖЭУ 71-го квартала по управлению многоквартирного дома.
По результатам проверки ответчиком составлен акт N 4177-р/4 от 27.07.2015 г., которым зафиксированы нарушения обязательных требований, установленных действующим законодательством в отношении заявителя и принято предписание N 4177-р/4 от 27.07.2015 г.
Посчитав указанное предписание незаконным, необоснованным, нарушающим его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
29.01.2016 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, удовлетворив требования заявителя (л.д. 77-80).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти N 1387-п/1 от 30.04.2014 г. утвержден регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории городского округа Тольятти в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно части 2.1 статьи 20 указанного закона муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (в редакции, действовавшей в спорный период).
Таким образом, положения жилищного законодательства об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.
Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения так и общего имущества в этом доме.
Указанный вывод не распространяется на полномочия органов местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом по результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Законом N 294-ФЗ, по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации - уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
Как следует из п. 5 Распоряжения о проведении спорной проверки, задачей проверки является проверка соблюдения обязательных требований к деятельности ООО "ЖЭУ 71-го квартала", по управлению многоквартирными домами, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.
В материалах дела имеется реестр муниципальной собственности, содержащий сведения о наличии муниципальной собственности в доме 79 по ул. Мира, г. Тольятти.
Вместе с тем, проверка проведена в отношении платы по квартире N 188, которая относится к частному жилищному фонду, что подтверждается выпиской управляющей организации, сведениями МП городского округа Тольятти "Инвентаризатор".
В отношении муниципального жилищного имущества и общего имущества собственников помещений проверка не проводилась.
В связи с чем, несостоятелен довод подателя жалобы о том, что если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку в этом доме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Мэрии городского округа Тольятти Департамент городского хозяйства управление муниципального жилищного контроля удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2016 года по делу N А55-21718/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21718/2015
Истец: ООО "ЖЭУ 71-го квартала"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти Департамент городского хозяйства управление муниципального жилищного контроля
Третье лицо: Государственную жилищную инспекцию Самарской области.