Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2016 г. N Ф06-11338/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А55-20988/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Заместителя прокурора Самарской области - Корсакова Т.Н. удостоверение ТО N 191158,
от Министерства культуры Самарской области - Крайнова Е.Н. доверенность от 14.10.2015 г.,
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился,
от Правительства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2016 года по делу N А55-20988/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области, г. Самара,
к Министерству культуры Самарской области, г. Самара,
к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Правительство Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской области (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области с заявлением, с учётом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства культуры Самарской области (далее - ответчик, Министерство) по неисполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71, выразившегося в не предоставлении в установленные законом сроки филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведений, содержащихся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П." и обязании Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведения, содержащиеся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П." (том 1 л.д. 2-5).
В суде первой инстанции заявитель ходатайствовал об отказе от заявления по делу N А55-20988/2015 в части требований о возложении обязанности на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П.".
Решением суда первой инстанции от 26.01.2016 года принят отказ от заявления по делу N А55-20988/2015 в части требований о возложении обязанности на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П.".
Производство по делу N А55-20988/2015 в указанной части суд прекратил.
Ходатайство заявителя о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд удовлетворено.
Восстановил срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Министерства культуры Самарской области.
Заявление о признании незаконным бездействия Министерства культуры Самарской области по не исполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71, выразившегося в не предоставлении в установленные законом сроки филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П." суд оставил без удовлетворения (том 2 л.д. 63-69).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель Министерства культуры Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 07.04.2016 г. N ПКУ-26-04/75.
Считает, что бездействие со стороны Министерства отсутствует. Ссылка подателя жалобы о том, что представленные документы и СД-диск границ зон охраны объектов культурного наследия судом не исследовались, на предмет соответствия предъявляемым требованиям не изучались, не может быть принята во внимание, поскольку указанные доказательства исследовались судом, что подтверждено аудиозаписью судебного заседания.
Ответчик считает, что в установленные законом сроки Министерство выполнило требования Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области и третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система пра-вовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно статье 34 данного Закона в целях обеспечения сохранности объекта куль-турного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавли-ваются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется про-ектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 г. N 315, проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использова-ния земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обознача-ющие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйствен-ной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осу-ществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установ-ленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (па-мятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном поряд-ке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Режимы использования земель и градостроительные регламенты в охранных зонах объектов культурного наследия предусматривают ограничения хозяйственной деятельно-сти (строительства, реконструкции, капитального ремонта).
Как следует из материалов дела, охранная зона объекта культурного наследия установлена Постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2012 г. N 784 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон".
Пунктом 1 указанного Постановления установлено: утвердить границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области: "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П." (г. Самара, ул. Советской Армии, д. 296) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П." (приложение 3 к настоящему Постановлению).
Исходя из информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области от 10.04.2015 г. N 10958 в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области до настоящего времени от Министерства культуры Самарской власти, указанные выше документы не представлены.
Из чего заявителем был сделан вывод о том, что Министерство допустило незаконное бездействие, противоречащее нормам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и нарушающее права публично-правового образования, установленные статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации на устойчивое развитие территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
26.01.2016 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований (том 2 л.д. 63-69).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре объектов недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона N 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений.
При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней зональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 618, а в дальнейшем Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 г. N 71.
Согласно пункту 4 Постановления в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в том числе карта (план) объекта землеустройства, в электронном виде. Документ создается в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных. Представленные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Постановление Правительства Самарской области от 20.12.2012 г. N 784 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" вступило в законную силу 01.01.2013 г.
Как следует из материалов дела письмом от 11.01.2013 г. N 26-04/37 Министерством в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области была направлена копия постановления Правительства Самарской области от 20.12.2012 г. N 784 и CD-диск границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (том 1 л.д. 72-73), доказательства получения которых имеются в материалах дела (том 2 л.д. 37-38).
Непредставление карты (плана), подготовленной в соответствии с требованиями, установленными постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к его составлению" не может являться обстоятельством, исключающим представление Министерством необходимых сведений в целях исполнения требований закона в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом был сделан обоснованный вывод об отсутствии бездействия со стороны Министерства по не исполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71, выразившегося в не предоставлении в установленные законом сроки филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащегося в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс дачи Головкина, начало XX в., арх. Головкин К.П."
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2016 года по делу N А55-20988/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20988/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2016 г. N Ф06-11338/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Заместитель прокурора Самарской области
Ответчик: Министерство культуры Самарской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Третье лицо: Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области