город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А53-34747/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.02.2016 по делу N А53-34747/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к заинтересованному лицу - Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Маковкиной И.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 N 851/07-03/15 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично, без вызова сторон, в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Открытое акционерное общество"Российские железные дороги" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что обществом были предприняты все возможные меры по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ железнодорожная станция Адлер. Выводы о нарушении обществом п.п. 5.14, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4, 5.15, 5.30.2, 5.30.20 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" преждевременны. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно. Субъект транспортной инфраструктуры не ограничен во времени в реализации каждого из этапов плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ. Общество указывает на исполнение пп. 5.10 и 5.12 требований, вина общества в нарушении указанных пунктов отсутствует.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена в в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.11.2015 УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Адлер Туапсинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", осуществляющего свою деятельность по адресу: ул. Ленина, д. 125, Адлерский р-н, г. Сочи, Краснодарский край на предмет соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами по обеспечению транспортной безопасности.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства РФ о транспортной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 5.10 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - требования) не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности (согласно номенклатуры должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, указанных в приложении N4 к плану ОТБ) на ОТИ железнодорожной станции Адлер, с целью выявления оснований, предусмотренных п.1 (имеющих непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление), п.2 (состоящих на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании) части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закона N 16-ФЗ) для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
- в нарушение п. 5.12 требований на ОТИ железнодорожная станция Адлер не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности (согласно номенклатуре должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, указанных в приложении N 4 к плану ОТБ) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- в нарушение п.п. 5.14, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4 требований на ОТИ железнодорожная станция Адлер отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся;
- в нарушение п. 5.15 требований, п.20 и п.п. 20.1 плана ОТБ на железнодорожной станции Адлер не проводится, как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не менее двух раз в год для ОТИ первой категории;
- в нарушение п. 5.30.2 и 5.30.20 требований, п. 14 п.п. 14.2, 14.3, 14.4 плана ОТБ на ОТИ железнодорожной станции Адлер не соблюдается порядок выдачи, изъятия, применения, уничтожения, хранения пропусков, постоянные пропуска не имеют биометрическую часть и фотографии, не обеспечено ношение на видном месте поверх одежды.
Таким образом, требования ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" не исполняются.
По факту выявленных нарушений в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол от 27.11.2015 N 401923. О составлении протокола юридическое лицо уведомлено надлежащим образом (почтовым отправлением исх. от 18.11.2015 N 07.03-5444, электронным отправлением 13.11.2015). Законный представитель юридического лица на составление протокола не явился.
Копия протокола направлена ОАО "РЖД" (почтовым отправлением исх. от 27.11.2015 N 07.03-5625, электронной почтой 30.11.2015).
Постановлением от 11.12.2015 N 851/07-03/15 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять предписания уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Адлер.
ОТИ железнодорожная станция Адлер внесена в Реестр категорированных объектов с присвоением 1 категории (реестровый N ЖСП 403248 от 22.03.2011). О присвоении реестрового номера и категории ОАО "РЖД" уведомлено 05.04.2011.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
На основании п. 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 (далее - порядок разработки плана), план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 5.7 требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной предусмотрена также пунктом 5.8 требований. Пункт 5.8 требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В соответствии с требованиями субъект транспортной инфраструктуры обязан: п. 5.10 проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; п. 5.12 осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации; п. 5.14 информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: п. 5.14.1 прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска, п. 5.14.2 перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, п. 5.14.3 проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения, п. 5.14.4 совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; п. 5.15 проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС третьей и четвертой категорий и не менее двух раз в год для ОТИ и ТС первой и второй категорий; п. 5.30 установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком: п. 5.30.2 постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец, п. 5.30.20 обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды.
В апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие нарушений п.п. 5.14, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4, 5.15, 5.30.2, 5.30.20 требования, поскольку реализация плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ в действующей редакции устанавливает, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в ч. 2 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ говорится о количестве этапов реализации плана и о сроках на реализацию каждого из них, устанавливаемых субъектом транспортной инфраструктуры, а не о сроке реализации плана в целом.
Так, пункт 5.8 требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры утвердить план обеспечения транспортной безопасности в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Пункт 5.8 требований в части срока утверждения и общего срока реализации плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ не противоречит нормам Закона N 16-ФЗ. Следовательно, сроки утверждения и общий срок реализации плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ предусмотрены действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что оценка уязвимости была проведена 04.03.2013. Следовательно, согласно п. 5.8 требований общество должно было утвердить план обеспечения транспортной безопасности до 04.06.2013 и реализовать его до 04.09.2013.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности.
Довод общества о том, что субъект транспортной инфраструктуры не ограничен во времени в реализации каждого из этапов плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ, не противоречит части 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, но в рамках настоящего спора не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае речь идет об общем сроке реализации плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ, который определен пунктом 5.8 требования.
Следовательно, доводы общества о преждевременности выводов о нарушении им п.п. 5.14, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4, 5.15, 5.30.2, 5.30.20 в связи с поэтапной реализации планов обеспечения транспортной безопасности подлежат отклонению.
Кроме того, отклоняются доводы общества об отсутствии вины в нарушении пп. 5.10 и п. 5.12 требований, поскольку на момент проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, доказательства выполнения указанных пунктов отсутствовали.
Доказательств о принятии ОАО "РЖД" необходимых мер по указанным фактам не представлено.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности. Несмотря на это, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному и основанному на обстоятельствах выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения доказан, материалами дела подтвержден, правонарушение квалифицированно правильно, размер примененного административного штрафа соответствует наименьшему размеру, установленному санкцией статьи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, не приведено.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2016 по делу N А53-34747/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34747/2015
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги"- филиал Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта