г. Томск |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А45-25108/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2016 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Есиповым А.С.
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Краснообск"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 января 2016 г. по делу N А45-25108/2015 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Краснообск" (630501, р.п. Краснообск, Новосибирская область, д.25, а/я 420)
к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18)
о признании предписания от 29.09.2015 N 06-09-057/28 недействительным,
У С ТА Н О В И Л:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Краснообск" (далее - МУП ЖКХ "Краснообск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 29.09.2015 N 06-09-057/28.
Решением от 29.01.2016 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе МУП ЖКХ "Краснообск", ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при дополнительном обследовании основного вентиляционного канала на герметичность каких-либо неисправностей выявлено не было. Вентиляционная система находится в рабочем состоянии, что подтверждается актом осмотра от 25.09.2015.
Кроме того, в материалах дела имеется техническое заключение от 10.12.2015 по результатам обследования системы вентиляции жилой квартиры N 48 по адресу: Новосибирский район, р.п. Краснообск. Согласно данному заключению вентиляция в указанной квартире находится в работоспособном состоянии, что соответствует выводам специалистов МУП ЖКХ "Краснообск", отраженным в акте осмотра от 25.09.2015.
Ссылается на то, что инспектор жилищной инспекции не обладает специальными познаниями для определения исправности или неисправности системы вентиляции в многоквартирном доме. Однако при проведении проверки инспектор сделал вывод о неработоспособности вентиляции, что является нарушением прав и законных интересов заявителя.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании обращения собственника жилого помещения многоквартирного дома N 7 р.п. Краснообск о фактах нарушения управляющей организацией лицензионных требований ГЖИ издан приказ от 23.09.2015 N 262-06/057 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП ЖКХ "Краснообск" и проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой явилось соблюдение обществом лицензионных требований.
По результатам проверки, оформленным в акте от 29.09.2015 N 06-11-057/55, установлено следующее.
Управление многоквартирным домом N 7 р.п. Краснообск осуществляет МУП ЖКХ "Краснообск" на основании договора управления многоквартирным домом от 30.05.2008 N29.
МУП ЖКХ "Краснообск" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 7 р.п. Краснообск не обеспечена работоспособность системы вентиляции в квартире N48 (в ванной и санузле тяга при открытых и закрытых окнах была слабой (при открытом окне в жилой комнате и в кухне при наложении листа бумаги на вентиляционное отверстие в ванной и санузле не наблюдается прилипание листа к отверстию).
В связи с указанными обстоятельствами МУП ЖКХ "Краснообск" выдано предписание от 29.09.2015 N 06-09-057/28 о необходимости обеспечения привлечения специализированной организации для установления и устранения причин неработоспособности системы вентиляции в квартире N 48 жилого дома N 7 р.п. Краснообск в срок до 09.11.2015.
МУП ЖКХ "Краснообск", не согласившись с предписанием жилищной инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирный дом N 7 р.п. Краснообск находится в управлении и на обслуживании МУП ЖКХ "Краснообск" на основании договора управления многоквартирным домом от 30.05.2008 N29.
Заключив договор управления многоквартирным домом, МУП ЖКХ "Краснообск" в силу статьи 161 ЖК РФ приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Содержание и обслуживание жилого фонда осуществляется в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктами 10, 11 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил N 170 указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу названных Правил N 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
В соответствии с пунктом 2.6.6 Правил N 170 в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется: подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем);
Согласно пункту 5.1.3. для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности:
системы вентиляции, обеспечивающей в помещениях нормируемый воздухообмен, при минимальных расходах тепла на нагрев воздуха, инфильтрующегося через окна и двери, и приточного воздуха в системах с механической вентиляцией и воздушным отоплением.
Согласно пункту 5.1.6. испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода.
Согласно 5.5.6. организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
Согласно пункту 5.7.1. расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.
Согласно пункту 5.7.2. персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, к стандартам управления относится организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции, на основании заявления собственника жилого помещения многоквартирного дома N 7 р.п. Краснообск при осмотре жилищной инспекцией квартиры N 48 установлено, что вентиляционные каналы находящиеся в санузле закрыты подвесным потолком. Свободный доступ к каналам отсутствует. Естественная вентиляция в санузле работает плохо из-за полной герметизации квартиры. При установке на проветривание пластиковых окон тяга улучшается.
Рекомендовано обеспечить свободой доступ к вентиляционным каналам. Собственникам предложено установить принудительный вентилятор на вентиляционный канал санузла.
По данным обстоятельствам жилищной инспекцией составлен акт от 03.06.2014.
При повторном обращении собственника жилищной инспекцией в ходе осмотра квартиры N 48 многоквартирного дома N 7 р.п. Краснообск установлено, что в санузле установлен принудительный вентилятор, тяга слабая. При открывании окон тяга усиливается. По словам собственника в санузле ощущается присутствие посторонних запахов. Собственнику рекомендовано установить на дверях и окнах аэраторы. Необходимо дополнительно обследовать основной вентиляционный канал на герметичность канала в районе квартиры, о чем составлен акт от 23.09.2015.
25.09.2015 жилищной инспекцией составлен акт о том, что силами МУП ЖКХ "Краснообск" было выполнено обследование вентиляционного канала санузла квартиры N 48. В результате осмотра нарушений (переустройства) вентиляционного канала не выявлено. Центральный вентиляционный канал чист, засоров нет.
На основании приказа заместителя жилищной инспекции от 23.09.2015 N 262-06/057 проведена внеплановой выездной проверки в отношении МУП ЖКХ "Краснообск", в результате которой установлено, что не обеспечена работоспособность системы вентиляции в квартире N48, о чем составлен акт от 29.09.2015 N 06-11-057/55 и вынесено предписание от 29.09.2015 N06-09-057/28 о необходимости обеспечения привлечения специализированной организации для установления и устранения причин неработоспособности системы вентиляции в квартире N48 жилого дома N7 р.п. Краснообск в срок до 09.11.2015.
Оспаривая предписание, заявитель ссылается на то, что на момент проверки вентиляция находилась в исправном состоянии. Вместе с тем надлежащих доказательств, подтверждающих данный довод, в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на акт от 25.09.2015 об исправном состоянии вентиляционной системы правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку актом проверки от 29.09.2015 указанное нарушение зафиксировано и подписано законным представителем МУП ЖКХ "Краснообск" с формулировкой "возражения будут представлены позже", кроме того, данный акт не был представлен в ходе проводимой проверки, следовательно, не может служить доказательством.
Ссылка подателя жалобы на техническое заключение от 10.12.2015 по результатам обследования системы вентиляции жилой квартиры N 48 дома N7 р.п. Краснообск, согласно которому система вентиляции находится в работоспособном состоянии, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемым предписанием был установлен срок установления причин неработоспособности вентиляции до 09.11.2015.
Кроме того актом проверки от 23.10.20154 установлено, что работы по выполнению предписания от 17.11.2015 N 06-03-057/36, которым предписано обеспечить привлечение специализированной организации для установления и устранения причин неработоспособности системы вентиляции в квартире N 48 жилого дома N 7 р.п. Краснообск в срок до 15.12.2015, выполнены.
Все доводы подателя апелляционной жалобы сводятся лишь к указанию на исправность системы вентиляции, между тем заявитель не учитывает, что спорным предписанием ему предложено обеспечить привлечение специализированной организации для установления и устранения причин неработоспособности системы вентиляции в квартире N 48 жилого дома N 7 р.п. Краснообск. Таким образом, суд апелляционной инстанции учитывает, что первоначальной задачей являлось установление причин неработоспособности системы вентиляции, а лишь в случае их установления необходимость их устранения.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, вынесено в пределах компетенции жилищной инспекции, отсутствуют основания полагать, что предписание является недействительным и нарушает права заявителя.
Доказательств нарушения прав и интересов МУП ЖКХ "Краснообск" оспариваемым предписанием заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает, что при эксплуатации указанного жилого дома обществом нарушены лицензионные требования в части надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлена обязанность лицензиата соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности, которые устанавливаются названным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицензионные требования к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами установлены в статье 193 ЖК РФ, а также в Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
Управляющая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, обязана оказывать все услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленными Правительством Российской Федерации правилами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Общество при обращении в арбитражный суд по платежному поручению от 18.02.2016 N 234 перечислено 3000 рублей. Между тем, размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1500 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1500 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 января 2016 года по делу N А45-25108/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Краснообск" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Краснообск" (630501, р.п. Краснообск, Новосибирская область, д.25, а/я 420) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей по платежному поручению от 18.02.2016 N 234.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25108/2015
Истец: МУП жилищно-коммунального хозяйства "Краснообск"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ