г. Владивосток |
|
22 апреля 2016 г. |
Дело N А59-4436/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей А.В. Ветошкевич, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Овечко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Коммерческая Фирма "Мира",
апелляционное производство N 05АП-2065/2016
на решение от 08.02.2016 судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-4436/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Строительно-коммерческая фирма "Мира"
к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ"
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ТехИнвест", общество с ограниченной ответственностью "Визит"
о признании незаконными действия по проведению комиссионного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту фасадов жилых домов в населенных пунктах муниципального образования "Томаринский городской округ",
при участии:
лица, участвующие в деле: не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно - коммерческая фирма "Мира" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" (далее - комитет) о признании действий комитета по проведению комиссионного отбора подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов домов незаконными (с учётом уточнения предмета и основания заявления).
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 29.10. 2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ТехИнвест" и общество с ограниченной ответственностью "Визит".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 08.02.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой указало, что 09.-10.07.2015 Комитетом были размещены извещения о проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт фасадов жилых домов в населённых пунктах муниципального образования "Томаринский городской округ", который извещением от 22.07.2015 был отменён. Вместе с тем 17.07.2015 Комитетом был проведён комиссионный отбор подрядных организаций для проведения капитального ремонта. При проведении комиссионного отбора Комитетом было допущено нарушение, выразившееся в неопубликовании на официальном сайте Администрации Томаринского городского округа постановления N 157 от 15.07.2015, определяющего порядок отбора подрядных организаций для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - Порядок N157). Апеллянт полагает, что данное Постановление в установленные Порядком N157 сроки не публиковалось, было размещено значительно позже, что фактически лишило его возможности получить информацию о проведении комиссионного отбора и подать заявку на его участие. Указывает, что обе заявки лиц, победивших в отборе, были поданы формально до момента окончания приёма заявок и вскрыты организатором отбора на несколько часов раньше установленного в извещении срока. Кроме того, полагает, что заказчиком были нарушены правила формирования комиссии, поскольку в её состав были включены руководители управляющих организаций и руководители ТСЖ в обезличенном виде. Пояснил, что в настоящее время подрядные работы по договорам почти выполнены, некоторые дома сданы. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что обратился с настоящим заявлением на основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу изложенных обстоятельств Общество просит решение суда первой инстанции отменить, требование - удовлетворить.
От Комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица ООО "ТехИнвест" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило в её удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции 19.04.2016 не явились, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Коллегия в порядке статьи 262 АПК РФ определила приобщить к материалам дела поступившие от сторон отзывы на апелляционную жалобу.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, суд апелляционной инстанции не установил наличия оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 9 и 10 июля 2015 года комитетом - организатором торгов в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликованы извещения N 0163000027150000062 и N 016300002715000066 о проведении электронных аукционов по 2 лотам по предмету: "Капитальный ремонт фасадов жилых домов в населенных пунктах МО ГО "Томаринский" на общую сумму 207 629 669 рублей 46 копеек.
17.07.2015 муниципальным заказчиком - Комитетом было принято решение об отмене указанных электронных аукционов, но в связи с поступлением 17.07.2015 запросов на разъяснения положений документации электронных аукционов аукционы не были отменены своевременно, 20.07.2015 заказчиком были размещены ответы на запросы в единой информационной системе.
21.07.2015 муниципальным заказчиком - комитетом было принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе в пункты 20, 25, 26 и 27 раздела II аукционной документации в части продления срока для возможности отмены электронного аукциона.
22.07.2015 заказчиком размещено решение об отмене определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой информационной сети. На указанную дату заявки на участие в электронном аукционе не поступили.
Между тем, 17.07.2015 муниципальным заказчиком - комитетом на официальном сайте администрации МО ГО "Томаринский" размещены сообщения о проведении комиссионного отбора подрядчиков на право заключения договоров подряда на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт фасадов жилых домов в населенных пунктах МО "Томаринский городской округ" по двум лотам.
28.07.2015 по результатам комиссионного отбора признаны победителями ООО "Визит" и ООО "ТехИнвест", по итогам отбора составлены протоколы комиссионного отбора от 28.07.2015.
Полагая, что отбор подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов жилых домов в населенных пунктах МО "Томаринский городской округ" проведен с нарушением предъявляемым к нему требований, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ и разъяснениями пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовое регулирование порядка проведения комиссионных отборов в муниципальных образованиях Сахалинской области и предоставления из областного бюджета субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда осуществляется Постановлением Правительства Сахалинской области от 13.01.2012 N 13, которым утверждены "Порядок проведения отбора муниципальных образований Сахалинской области и предоставления из областного бюджета субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда" (далее - Порядок N 13) и рекомендуемый "Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно- строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией подрядных организаций для капитального ремонта многоквартирного дома с использованием средств субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда" (далее - Порядок привлечения).
В соответствии с пунктом 1. 1 Порядка отбора N 13 этот акт определяет порядок отбора муниципальных образований с целью предоставления субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда и ее распределения между муниципальными образованиями, а также цели и условия предоставления и расходования субсидии местным бюджетом из бюджета Сахалинской области.
Указанная субсидия предоставляется в рамках мероприятия "Капитальный ремонт, модернизация, реконструкция жилищного фонда" государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно - коммунального хозяйства на 2014 - 2020 годы".
Постановлением Правительства Сахалинской области от 23.01.2015 N 14 на основании статьи 139 Бюджетного кодекса РФ утвержден "Порядок предоставления и расходования субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям Сахалинской области на мероприятия по развитию жилищно - коммунального комплекса" (далее - Порядок предоставления субсидий), который определяет цели и условия предоставления и расходования субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям Сахалинской области на мероприятия по развитию жилищно-коммунального комплекса.
Руководствуясь вышеуказанным порядком, постановлением Администрации МО Томаринский городской округ Сахалинской области от 29.07.2014 N 531 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение населения муниципального образования "Томаринский городской округ" качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 годы", Администрация МО приняла постановление N 157, которым утвердила Порядок отбора подрядных организаций.
Согласно пункту 1. 1 Порядка отбора N 157 этот Порядок определяет
условия привлечения подрядных организаций для капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств областного бюджета, предоставляемых в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям Сахалинской области на мероприятия по развитию жилищно - коммунального комплекса, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 23. 01.2015 N 14, постановлением администрации МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области от 29.07.2014 N 531.
Постановлениями администрации МО "Томаринский городской округ" от 15.07.2015 N 157/1 и от 02.09.2015 N 205 в пункты 2. 1 и 2. 6. 5 были внесены изменения и дополнения.
В соответствии с названным Порядком отбора N 157 организатор комиссионного отбора - комитет - подготовил документацию о проведении отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту фасадов жилых домов и 17.07.2015 разместил на официальном сайте администрации сообщение о проведении комиссионного отбора.
Сообщение содержит извещение о проведении отбора, документацию о проведении комиссионного отбора, копии первых листов документации с оттиском печати КУМС МО ГО "Томаринский", датированные 17.07.2015 и подписанные должностным лицом КУМС, обоснование начальной цены, сводные сметные расчеты по каждому объекту и другие сведения.
Как указывает ответчик, после размещения сообщения о проведении комиссионного отбора в документации были обнаружены неточности, в связи с чем 17.07.2015 были приняты решения о внесении изменений в документацию и сканированные копии решений размещены на сайте в тот же день.
В соответствии с подпунктом 2.5.1 пункта 2. 5 Порядка отбора N 157 сообщение о проведении комиссионного отбора размещается организатором комиссионного отбора на официальном сайте муниципального образования не менее чем за 10 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе.
Как верно установил суд первой инстанции, требование названной нормы комитетом выполнено, что следует из извещений о проведении отбора, размещенных 17.07.2015, и протоколов комиссионного отбора от 28.07.2015.
Из представленного в материалы дела скриншота официального сайта администрации МО "Томаринский городской округ" следует, что постановления администрации от 15.07.2015 N 157 и N 157/1 размещены на официальном сайте.
В тот же день, т.е. 17.07.2015, на официальном сайте размещены решения о внесении изменений в документацию о проведении отбора подрядных организаций, в том числе порядок проведения отбора.
Таким образом, утверждение заявителя о предполагаемом размещении на сайте администрации документации комиссионного отбора 24.07.2015 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, также как и его утверждение о том, что Порядок отбора в нарушение положений статей 6 и 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на официальном сайте не размещался.
Доказательств, достаточно и достоверно свидетельствующих об обоснованности доводов Общества, последним в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Не нашёл своего подтверждения также довод о том, что конверты с заявками вскрыты на несколько часов раньше установленного срока для окончания приёма заявок. Из извещения (заказчики ОО ЖКХ", ООО "Горизонт") от 17.07.2015 следует, что время вскрытия конвертов с заявками - 28.07.2015 в 10 часов 00 минут (местное время). Согласно протоколу комиссионного отбора от 28.07.2015 конверты с заявками вскрыты 28.07.2015 в 10 часов 00 минут (местное время). Из извещения (заказчики ИП Руднев, ИП Тлепшев) от 17.07.2015 следует, что время вскрытия конвертов с заявками - 28.07.2015 в 14 часов 30 минут (местное время). Согласно протоколу от 28.07.2015 конверты вскрыты 28.07.2015 в 14 часов 30 минут (местное время). Таким образом, конверты заявки вскрыты в сроки, установленные в извещениях о проведении комиссионного отбора подрядных организаций.
Заявитель также указывает, что заказчиком были нарушены правила формирования комиссии, поскольку полагает, что лица, имеющие право принимать участие в комиссионном отборе, не знали о нарушении своих прав.
Согласно пунктам 1. 4 и 1. 5 Порядка отбора N 157 комиссия - это коллегиальный рабочий орган, формируемый организатором комиссионного отбора, и при проведении комиссионного отбора в состав комиссии включаются представители администрации муниципального образования "Томаринский городской округ", организации, осуществляющей строительный контроль при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ", и заказчика (ТСЖ, ЖСК, ЖК и иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация).
Подпунктом 2. 1 пункта 2 Порядка отбора N 157 с учетом внесенного изменения установлено, что организатор (КУМС) при проведении комиссионного отбора осуществляет следующие функции, в том числе:
- организует подготовку необходимой документации;
- размещает сообщение о проведении комиссионного отбора на официальном сайте органа местного самоуправления;
- не позднее, чем за 1 рабочий день до размещения сообщения о проведении комиссионного отбора на официальном сайте органа местного самоуправления принимает решение о проведении комиссионного отбора, о создании комиссии, определяет ее составы и порядок работы, назначает председателя комиссии.
Распоряжением КУМС от 15. 07. 15 N 651/1 утвержден состав комиссии по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, сообщение о проведении комиссионного отбора размещено на официальном сайте органа местного самоуправления 17.08.2015.
В состав комиссии включены представители администрации муниципального образования "Томаринский городской округ", организации, осуществляющей строительный контроль при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ", и руководители УК и /или руководители товариществ собственников жилья, что следует из указанного распоряжения.
То обстоятельство, что в распоряжении прямо не указаны фамилии руководителей УК и /или руководителей товариществ собственников жилья, представитель ответчика объяснил тем, что в состав комиссии включается не конкретное физическое (должностное) лицо, а юридическое лицо, руководитель которого может сам принять участие либо уполномочить принять участие в заседании комиссии любое должностное лицо, предоставив ему такое право доверенностью.
Пунктом 2. 6. 5 Порядка отбора N 157 в редакции изменений, внесенных постановлением администрации от 15.07.2015 N 157/1, установлено, что "решение о выборе подрядной организации должно содержать перечень подрядных организаций, предложения которых были рассмотрены и оценены.
Комиссионный отбор признается несостоявшимся, если:
- все заявки отклонены;
- по окончании срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе не подано ни одной такой заявки;
- по окончании срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации;
- по окончании срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации.
Заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком, если комиссионный отбор признан не состоявшимся в случаях:
- по окончании срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации;
- по результатам рассмотрения заявок на участие в комиссионном отборе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации".
Указанное требование пункта 2.6.5, как правильно указал суд первой инстанции, Комитетом выполнено.
В апелляционной жалобе Общество также указывает, что иск подан на основании статьи 449 ГК РФ, однако судом первой инстанции не учтены выявленные заявителем нарушения.
Согласно последнему уточнению требований от 04.02.2016 Общество просило признать незаконными действия Комитета по проведению комиссионного отбора подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов домов. В обоснование требования Общество указало на то, что при проведении комиссионного отбора были нарушены требования Порядка N 157. В завершении уточнения Общество сослалось на статью 449 ГК РФ.
По смыслу положений АПК РФ заявитель самостоятельно формулирует требование и избирает способ защиты нарушенного права.
Согласно части 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Для предъявления требования по основанию статьи 449 ГК РФ надлежащим способом защиты является требование о признании торгов и заключённых по его итогам договоров недействительными.
Вместе с тем, в настоящем случае содержание заявления Общества с учётом его уточнения свидетельствует о том, что требование направлено на признание незаконными действий Комитета, в связи с чем оно правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 24 АПК РФ. О признании торгов недействительными Обществом заявлено не было, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения статьи 449 ГК РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод заявителя о том, что по одним объектам комитетом одновременно проводились торги и комиссионный отбор, поскольку торги отменены комитетом 22.07.2015, что не оспаривается и самим заявителем.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствия доказательств нарушения прав заявителя, не подававшего заявление об участие в аукционе, а также не участвовавшего в комиссионном отборе, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления Общества является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.02.2016 по делу N А59-4436/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
А.В. Ветошкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4436/2015
Истец: ООО "СКФ "МИРА", ООО "Строительно-Коммерческая Фирма "Мира"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальной собственностью МО "Томаринский городской округ", Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области, КУМС МО "Томаринский ГО"
Третье лицо: ООО "Техинвест", ООО "Визит"