г. Пермь |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А71-14426/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
от заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800265902, ИНН 1831098124): не явились;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Танго Телеком-Центр" (ОГРН 1131841002490, ИНН 1841032820): не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Танго Телеком-Центр"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 января 2016 года по делу N А71-14426/2015,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике
к обществу с ограниченной ответственностью "Танго Телеком-Центр"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Танго Телеком-Центр" (далее - ООО "Танго Телеком-Центр") к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2016, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, ООО "Танго Телеком-Центр" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Танго Телеком-Центр" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, при этом указывает, что по состоянию на 25.11.2015 ООО "Танго Телеком-Центр" не оказывало услуги связи в сети связи общего пользования; не имеет заключенных договоров с абонентами (пользователями) на оказание услуг связи сети связи общего пользования, что свидетельствует о том, что фактически предпринимательская деятельность не осуществлялась.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Танго Телеком-Центр" Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выданы лицензии от 05.02.2015 N N 126974, 126973, 126972, 126971 сроком действия до 05.02.2020 на осуществление лицензируемых видов деятельности: телематические услуги связи, услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (л.д.23-34). В п. 11 Приложения к лицензиям N 126973, N 126974, п. 12 Приложения к лицензиям N 126971, N 126972, разделами I, XIV, XV, XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей эфирного вещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, предусмотрено, что лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
По результатам рассмотрения поступившего обращения Федерального агентства связи о фактах нарушения требований нормативных правовых актов в области связи от 16.11.2015 N РШ-ПЗЗ-10266, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике установлено, что ООО "Танго Телеком-Центр" не представило сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2015 года, что является нарушением Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 N 41 (л.д.21-22).
В связи с чем Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в отношении ООО "Танго Телеком-Центр" составлен протокол от 26.11.2015 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д.11-13).
На основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Танго Телеком-Центр" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Танго Телеком-Центр" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия является специальным разрешением на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионными требованиями являются совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие Перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи" оператор связи обязан, в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В ч. 5 ст. 60 Федерального закона "О связи" предусмотрено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В соответствии с п. 1 Порядка представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по форме, приведенной в приложении N 1. В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, сведения представляются с нулевыми значениями показателей.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, для установления события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность на которую выдана соответствующая лицензия.
Из материалов дела следует, что в ходе производства по делу об административном правонарушении (письменные пояснения от 25.11.2015 к протоколу об административном правонарушении, л.д. 14-15), а также при рассмотрении дела в суде первой инстанции (отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности, л.д. 41-42) ООО "Танго Телеком-Центр" указывало на то, что по состоянию на 25.11.2015 не оказывает услуги связи в сети связи общего пользования; не имеет заключенных договоров с абонентами (пользователями) на оказание услуг связи сети связи общего пользования.
Между тем данные обстоятельства административным органом не исследованы и не опровергнуты, доказательств обратного административным органом в арбитражный суд не представлено, какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Танго Телеком-Центр" в спорный период осуществлялась лицензируемая деятельность в материалах дела не имеется. Суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие лицензии свидетельствует лишь о праве на занятие данным видом деятельности и не доказывает факта ее осуществления.
Ссылки административного органа и суда первой инстанции на то, что ООО "Танго Телеком-Центр" не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в 3 квартале 2015 года не осуществлялась деятельность по оказанию услуг связи, противоречат положениям ч. 5 ст. 205 АПК РФ, согласно которой по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Также суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что несоблюдение условий лицензии является административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, вне зависимости от фактического осуществления лицензируемой деятельности в течение всего периода действия лицензии. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии, без установления факта осуществления лицензируемой деятельности не может являться административным правонарушением, выразившемся в осуществлении деятельности с нарушением условий лицензии (Аналогичная позиция содержится, в частности, в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 18.12.2015 N 302-АД15-14397).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не представлено доказательств фактического осуществления ООО "Танго Телеком-Центр" предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что свидетельствует о недоказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу п. 1, п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных административным органом требований о привлечении к административной ответственности - отказать.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики 28 января 2016 года по делу N А71-14426/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Танго Телеком-Центр" к административной ответственности, предусмотренной по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14426/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике
Ответчик: ООО "Танго Телеком - Центр"