г. Хабаровск |
|
22 апреля 2016 г. |
А73-18794/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.,
при участии в заседании:
от АО "Газпром Газораспределение Дальний Восток": Болтовского В.Р., представителя по доверенности от 26.01.2016,
от войсковой части N 6767: Овеснова В.А., представителя по доверенности от 26.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу войсковой части 6767
на решение от 11.02.2016
по делу N А73-18794/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.,
по иску акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток"
к войсковой части N 6767
о взыскании 3 491483, 72 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток" (ОГРН 1022701128317, ИНН 2722010548; далее - АО "Газпром газораспределение Дальний Восток") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Войсковой части 6767 (ОГРН 1032700246479, ИНН 2720022996; далее - в/ч 6767) о взыскании 3 491483, 72 рубля, из которых: 3 467 007, 36 рубля составляют основной долг по договору поставки природного газа за период с августа по ноябрь 2015 года, 24 476,36 рубля - пени.
Решением суда от 11.02.2016, с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 12.02.2016, принят отказ АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" от иска о взыскании с в/ч 6767 основного долга в сумме 3 467 007,36 рубля, производство по делу в данной части прекращено.
В остальной части иск удовлетворен частично, с в/ч 6767 в пользу АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" взыскано 23 298,07 рубля пени, а также 278 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ответчик просит принятое по делу судебное решение отменить в части взысканной суммы неустойки.
Обосновывая требования жалобы, ее податель ссылается на принятие им всех возможных мер к недопущению образования задолженности перед истцом. Вместе с тем ввиду повышения курса доллара США, от которого зависит стоимость принятого газа, производилась корректировка лимитов бюджетных обязательств на 2015 год. Ввиду поступления денежных средств ответчику только в декабре 2015 года произошла просрочка исполнения обязательства по оплате принятого природного газа.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивал.
Истец в предоставленном отзыве на жалобу, а также через своего представителя в судебном заседании, оспоренный в апелляционной порядке судебный акт от 11.02.2016 просил оставить в силе.
Согласно пункту 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель обжалует часть судебного акта (в части взыскания неустойки), возражений против проверки только части судебного акта не поступило, в связи с чем суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Как следует из материалов дела, между АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" (поставщик) и войсковой частью 6767 (покупатель) заключен государственный контракт от 04.02.2015 N 11-04/21/2015 поставки природного газа (далее - государственный контракт).
По условиям названного контракта поставщик обязался поставить газ природный и организовать его транспортировку, а покупатель обязался принимать и оплачивать поставку газа и его транспортировку на расчетный счет поставщика (пункт 2.1).
Согласно пункту 5.1 государственного контракта покупатель оплачивает поставляемый газ, расходы по его транспортировке денежными средствами на расчетный счет поставщика по ценам и тарифам, утвержденным в установленном законом порядке.
Цена на газ, поставляемый в рамках проекта "Сахалин-1" определяется Поставщиком, устанавливается в условных единицах (у.е.) и составляет 119,42 у.е. за 1 тыс. куб. м. Одна условная единица (у.е.) приравнивается к одному доллару США. Расчеты между сторонами производятся в российских рублях, исходя из обменного курса доллара США к российскому рублю, установленному ЦБ России на дату выставления счета (пункт 5.2 государственного контракта).
В соответствии с пунктом 5.4 государственного контракта поставщик до 15 числа месяца, предшествующему периоду поставки, выставляет счет на 100% оплату планируемых объемов газа и его транспортировки, равных месячному потреблению, указанных в п. 2.1 настоящего контракта или в заявке покупателя, согласованной с поставщиком. Счет за первый период поставки выставляется на дату заключения договора. Оплата указанного счета должна быть осуществлена покупателем в течение 5 календарных дней с даты его выставления. Если последний день срока оплаты приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В течение 5 дней после окончания периода поставки поставщик направляет покупателю надлежащим образом оформленные: товарную накладную и счет - фактуру на фактический принятый объем газа и его транспортировку (пункт 5.5 государственного контракта).
Исходя из пункта 5.6 государственного контракта, окончательный расчет за прошедший месяц между сторонами производится в течение 3 дней после получения счета-фактуры покупателем.
В случае нарушения покупателем обязательств по оплате поставщик вправе в одностороннем порядке начислить на сумму, причитающейся ему по договору и не выплаченной к дате указанной в п. 5.4, 5.6 пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (пункт 5.10 государственного контракта).
Исполняя условия государственного контракта АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" в период с августа по ноябрь 2015 года, произвело поставку природного газа войсковой части, для оплаты которого выставлены счета-фактуры: от 31.08.2015 N Х08.31-340/ПГ на сумму 467 728,40 рубля, от 30.09.2015 NХ09.30-013/ПГ на сумму 427 329,43 рубля, от 31.10.2015 N Х10.31-315/ПГ на сумму 1 196 979,49 рубля, от 30.11.2015 NХ11.30-461/ПГ на сумму 1 521 965,35 рубля.
Ввиду частичной оплаты выставленных счетов-фактур на стороне войсковой части образовалась задолженность в сумме 3 467 007,36 рубля. Начислив по правилам пункта 5.10 контракта пени в сумме 24 476, 36 рубля, поставщик обратился в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 162 от 05.02.1998 (далее - Правила N162).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение этого закона.
Исходя из пункта 5 Правил N 162, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате поставленного газа подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Как отмечено выше, возможность начисления штрафных санкций в виде пени установлена пунктом 5.10 государственного контракта - в случае нарушения покупателем обязательств по оплате поставщик вправе в одностороннем порядке начислить на сумму, причитающейся ему по договору и не выплаченной к дате указанной в п. 5.4, 5.6 пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Установив факт просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде уплаты неустойки.
Поскольку истцом расчет пени произведен с неверным определением начала периода начисления, суд первой инстанции произвел перерасчет пени, по каждому счету-фактуре исходя из суммы задолженности, ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% и количества дней просрочки до 14.12.2015 (пени на задолженность в сумме 320 733,09 рубля по счету-фактуре от 31.08.2015 N Х08.31-340 за период с 15.09.15 по 14.12.2015 - 7 938,14 рубля, пени на задолженность в сумме 427 329,43 рубля по счету-фактуре от 30.09.2015 N Х09.31-013 за период с 20.10.15 по 14.12.2015 составила 6 463,36 рубля, пени на задолженность в сумме 1 196 979,49 рубля по счету-фактуре от 31.10.2015 N Х10.31-315 за период с 17.11.15 по 14.12.2015 составила 8 887,57 рубля).
Возражений в отношении произведенного судом расчета в апелляционной жалобе приведено, однако, по мнению ответчика, неустойка не подлежит взысканию ввиду принятия им всех возможных мер к недопущению образования задолженности перед истцом. При этом отмечает, что ввиду повышения курса доллара США, от которого зависит стоимость принятого газа, производилась корректировка лимитов бюджетных обязательств на 2015 год. Поступление денежных средств ответчику только в декабре 2015 года привело к просрочке исполнения обязательства по оплате принятого природного газа.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.07.2011 N 1290 утверждено Типовое общее положение о федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Типовое положение о войсковой части).
В пункте 1 Типового положения о войсковой части указано, что тип федерального бюджетного учреждения "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" изменен на федеральное казенное учреждение "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2011 N N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Таким образом, Войсковая часть является федеральным казенным учреждением в силу прямого указания законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Следовательно, факт недостаточного финансирования учреждения (недостаточность лимитов бюджетных средств) не может служить основанием как для отказа во взыскании задолженности за выполненные по договору работы (оказанные услуги), так и начисленных в этой связи штрафных санкций.
В силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Заключая государственный контракт на поставку природного газа, ответчик принял на себя обязательство по своевременной оплате отпущенного ресурса, без каких - либо указаний на возможность продления сроков оплаты в связи с увеличением курса доллара США.
Соответственно, фактическое отсутствие у ответчика денежных средств, равно как и корректировка бюджетных средств, не являются обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии его вины в нарушении обязательства, и основанием для освобождения от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ.
То обстоятельство, что ответчик является федеральным казенным учреждением, финансируемым из бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны в соответствии со статьей 124 ГК РФ строиться на основе равноправия, и, следовательно, уплата ответчиком договорной неустойки представляет собой санкцию, которая должна применяться по тем же правилам, что и нормы гражданско-правовой ответственности в соответствии с одним из основных принципов гражданского законодательства - равенством сторон.
При изложенных обстоятельствах, в ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для отмены решения от 11.0.2016 не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.02.2016 по делу N А73-18794/2015 Арбитражного суда Хабаровского края в оспариваемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18794/2015
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК"
Ответчик: Войсковая часть 6767