г. Красноярск |
|
22 апреля 2016 г. |
Дело N А69-2194/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии: от Артели старателей "Ойна" - Шулбаева И.В.- представителя по доверенности от 09.11.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 января 2016 года по делу N А69-2194/2015, принятое судьей Хертек А.В.,
установил:
Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Артели Ойна" о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 31 от 13 декабря 2012 г. в редакции согласно приложению к исковому заявлению.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25.01.2016 в удовлетворении искового заявления Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва к Артели старателей "Ойна" о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 31 от 13 декабря 2012 отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции не обоснованно не принял во внимание таксационные описания; при расчете арендной платы произведено занижение поправочного коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение в отношении особо защитных участков лесов, а также занижение повышающего коэффициента для лесных участков с крутизной склона 20 градусов.
Ответчик представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству, её рассмотрение назначено на 15.04.2016.
В судебном заседании представитель Артели старателей "Ойна" поддержал доводы отзыва, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. В обоснование доводов отзыва, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии соглашения от 15.10.2015 о расторжении договора аренды лесного участка от 13.12.2012 N 31.
Поскольку дополнительные доказательства представлены в обоснование возражений на апелляционную жалобу, ходатайство Артель старателей "Ойна" удовлетворено судом на основании абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва (далее-Арендодатель) и Артели старателей "Ойна" (далее-Арендатор) заключен Договор аренды лесного участка N 31 от 13 декабря 2012 г.
По договору Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых сроком до 31.12.2015 г. площадью 32,5 га находящийся на территории Республики Тыва, Каа-Хемский кожуун, ГКУ РТ "Каа-Хемское лесничество", Кунгуртукское участковое лесничество, квартал 231 выдела 59,60,61. Квартал 260 выдел 9. По акту от 13.12.2012 лесной участок передан арендатору. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 11.01.2013 г., номер государственной регистрации 17-17-04/087/2012-171. Номер государственного учета в лесном реестре 196-2012-11. Размер арендной платы установлен в приложении N 1 к договору аренды и составляет 594716 рублей 06 копеек. В соответствии с характеристикой лесного участка (приложение N 2,3) кварталы 231, 260 лесного участка относятся к защитным лесам.
На основании Акта от 30.04.2015 г. N 9/2015 Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования субвенций выявлены нарушения при расчете арендной платы, а именно занижение поправочного коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение в отношении особо защитных участков лесов. В связи с чем, образовалась недоимка за 2013 г. в размере 278345 рублей 72 копейки, за 2014 г. 286994 рубля 88 копеек. Всего недоимки 563340 рублей 60 копеек.
Согласно представленного акта указанная недоимка образовалась в результате неприменения поправочного коэффициента ставок платы за единицу площади лесного участка (6), находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. N 310.
При расчете арендной платы занижен коэффициент для особо защитных участков в защитных лесах, занижен повышающий коэффициент для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов, а также занижен коэффициент для эксплуатационных лесов.
Направленное Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва Артели старателей "Ойна" для ознакомления и подписания дополнительное соглашение от 15 июня 2015 года к Договору аренды лесного участка N 31 от 13 декабря 2013 г., Артелью старателей "Ойна" подписано не было, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
Частью 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договор аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
При квалификации спорных отношений, суд первой инстанции, верно, установил, что отношения сторон возникли из договора аренды лесного участка от 13.12.2012 N 31 (т1 л.д. 18-40).
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Размер арендной платы установлен в приложении N 1 к договору аренды и составляет 594716 рублей 06 копеек.
Согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны свободны в заключение договора, условия договора определяются по усмотрению сторон. Пунктами 1, 2 статьи 450 указанного Кодекса предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, установлены в таблице 14 к Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и для лесных участков, расположенных на территории Республики Тыва, применяются следующие ставки: 2850 рублей 48 копеек и 2758 рублей 46 копеек за гектар в год.
В абзаце 2 пункта 7 примечаний к названной таблице указано, что для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов коэффициент удваивается.
Таким образом, для применения удвоенного коэффициента при расчете арендной платы за пользование лесным участком необходимо представить первичный документ, чтобы доказать наличие склона свыше 20 градусов на данном участке.
В материалы дела истцом представлены, характеристики лесного участка (приложение N 2), средние таксационные показатели насаждений лесных участков, форма 1.4. ГЛР на 01.01.2015, проект организации и ведения лесного хозяйства "ФГУ "Каа-Хемский лесхоз", в которых отсутствуют сведения о наличии склона свыше 20 градусов на лесном участке, предоставленном в аренду (т. 1 л.д. 4-8, 29-30, 47-50, т.2 л.д. 24-25).
Кроме того данный документ имеет гриф "для служебного пользования", поэтому не имеет юридической силы и содержащиеся в нем данные не могут быть основанием для производства расчета арендной платы.
Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия склона свыше 20 градусов на предоставленных ответчику земельных участках.
Ответчиком в материалы дела представлен акт натурного технического обследования лесного участка от 18.10.2013, из которого следует, что ГУ "Каа-Хемское лесничество" проведено натурное обследование лесных участков выделы 57, 60, 61 квартала 231, выдел 9 квартала 260 (т.2 л.д.22-23).
Из указанного акта следует, что в местах размещения выдела 9 квартал 260 лесного участка склоны крутизной более 20 градусов отсутствуют.
Представленный в материалы дела акт натурного технического обследования лесного участка от 18.10.2013 составлен форме согласно Приложению к приказу Министерства природных ресурсов РФ от 24.11.2004 N 701 об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда.
Также действующим законодательством не предусмотрено установление арендной платы за пользование лесным участком с учетом качественных характеристик всего выдела, на котором он расположен, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на таксационное описание, составленное в 2000 году отклоняется судом апелляционной инстанции.
Кроме того, в дополнительном соглашении неверно указано целевое назначение лесов.
Так, согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 302 "Об отнесении лесов Каа-Хемского и Тоджинского лесничества к эксплуатационным лесам" кварталы 231-280 Кунгуртукского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.
Указанные обстоятельства свидетельствует о необоснованности требований истца в части применения удвоенного коэффициента при расчете арендной платы, что свидетельствует об отсутствии со стороны ответчика обязанности вносить арендную плату в размере установленном дополнительным соглашением.
Стороны не оспаривают факт отсутствия у них акта натурного технического обследования лесного участка.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 (на момент заключения договора аренды), 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственный кадастровый учет, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст.4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 3 ст.4.1. названного Закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (часть 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства.
Исходя из положений приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.11.2004 N 701 об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда и Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N516, основанием для изменения условий договора аренды земельного участка может быть только первичный документ - акт натурного технического обследования участка лесного фонда.
Кроме того, в дополнительном соглашении неверно указано целевое назначение лесов - защитные.
Согласно приложению N 1 к приказу Рослесхоза от 17.10.2013 N302 лесные участки 231-280, расположенные в Каа-Хемском лесхозе, Кунгуртукского лесничества, площадью 1030 га отнесены к эксплуатационным лесам (т.2 л.д. 11-13).
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что соответствии с пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора.
Таким образом, суд может внести изменения в договор только на будущее время. Поэтому требование об изменении условий договора на период, предшествующий судебному разбирательству, не может быть удовлетворено, поскольку противоречит названной норме Закона и общим принципам гражданского законодательства.
Более того, одностороннее изменение истцом размера арендной платы по указанным основаниям, распространенное на предшествующие периоды, не отвечает принципам гражданского оборота и ущемляет права арендатора, который, заключая сделку, рассчитывал на определенный договором размер арендной платы. В данном случае изменение порядка исчисления арендной платы на будущее время в нарушение условий договора, влекущее существенное увеличение ее размера, нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
Таким образом, поскольку вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности требований истца в части применения повышающего коэффициента при расчете арендной платы и понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 13.12.2012 N 31, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные истцом в иске, которым дана всесторонняя оценка судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте. Перерасчет размера арендной платы, приложенный к дополнительному соглашению к договору N 31, произведен истцом с учетом акта комиссии Федерального агентства лесного хозяйства о проведении проверки исполнения органами государственной власти Республики Тыва переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от 30.04.2015, в соответствии с которым при расчете арендной платы по договору аренды N 31 подлежал применению удвоенный коэффициент, поскольку лесные участки, предоставленные в аренду имеют крутизну склона свыше 20 градусов. В то же время в материалы дела не представлены первичные документы, свидетельствующие об установлении и выводах комиссии о наличии крутизны склона свыше 20 градусов на лесном участке, предоставленном ответчику по договору аренды N 26 (акт натурного технического обследования участка лесного фонда). Одностороннее изменение истцом размера арендной платы не связано с наличием обстоятельств, предусмотренных договором аренды N 2. При этом ни пунктом 2 статьи 451, пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положениями договора N 31 возможность распространения измененных в одностороннем порядке условий договора на будущее время не предусмотрено. Изменение порядка исчисления арендной платы на будущее время в нарушение условий договора, влекущее существенное увеличение ее размера, нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку, не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Тыва от 25 января 2016 года по делу N А69-2194/2015 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы (истца), которая с него не взыскивается в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 января 2016 года по делу N А69-2194/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2194/2015
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: Артель старателей "Ойна"
Третье лицо: Государственный комитете по лесному хозяйству Р. Тыва