22 апреля 2016 г. |
Дело N А83-1858/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2016.
В полном объёме постановление изготовлено 22.04.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Проценко А.И.,
судей Илюхиной А.П.,
Калашниковой К.Г.,
при ведении протокола секретарем с/з: Мосейчук М.А.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 мая 2015 года по делу А83-1858/2014 (судья Петухова Н.С.).
по иску Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым
(ул. К. Маркса,15, каб. 33, г. Джанкой, Республика Крым, 296100)
к Дочернему предприятию "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация"
(ул. Ленина,4, г. Джанкой, Республика Крым, 296100)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Джанкойского городского совета Республики Крым
(ул. К. Маркса,15, г. Джанкой, Республика Крым, 296100)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика по первоначальному иску: Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация"
(ул. Речная, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика:
Министерства здравоохранения Республики Крым
(пр. Кирова,13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
(ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015)
о взыскании задолженности по арендной плате и выселении,
по встречному иску Дочернего предприятия "Центральная районная аптека N 52" общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация" к Управлению архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым о признании договоров аренды недействительными,
УСТАНОВИЛ:
15.09.2014 Отдел по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета обратился в Хозяйственный суд Республики Крым с заявлением к Дочернему предприятию "Центральная районная аптека N 52" общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация" (далее - ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску, ДП "Центральная районная аптека N 52" ОО РК "Крым-Фармация") о взыскании 3464,20 рублей и выселении из встроено-пристроенного нежилого помещения N 57 общей площадью 9,4 кв.м., расположенных на первом этаже в жилом доме по ул. Ленина, 23, в г. Джанкое, Республики Крым.
Исковые требования мотивированны тем, что ответчиком нарушены условия договора аренды, а также требования законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в части уплаты арендной платы, возврата и освобождения объекта аренды. В связи с тем, что договор аренды является прекращенным, ответчик обязан вернуть объект аренды, однако, по мнению истца, ответчик продолжает незаконно использовать нежилое помещение для целей предпринимательской деятельности и уклоняется от его возврата.
Определением от 18.12.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Джанкойский городской совет; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство здравоохранения Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
18.12.2014 Дочернее предприятие "Центральная районная аптека N 52" общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация" обратилось со встречным исковым заявлением к Отделу по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета о признании договоров аренды коммунального имущества N 21/11-1 от 17.08.2011 и N 21/11 от 17.08.2011 недействительными.
В обоснование встречных исковых требований ДП "Центральная районная аптека N 52" ООО РК "Крым-Фармация" ссылался на то, что Отдел по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета не имел законных оснований передавать в аренду спорные помещения, а при заключении договоров аренда ввел истца в заблуждение, поскольку право собственности ответчика на объект аренды зарегистрировано после заключения спорных договоров.
Определением от 19.03.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика по первоначальному иску - Государственное Унитарное предприятие Республики Крым "Крым-Фармация" (ранее - ООО Республиканской компании "Крым-Фармация").
Определением от 06.04.2015 суд в порядке статьи 48 АПК РФ, произвел замену истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску - Отдел по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета на его правопреемника - Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности Администрации города Джанкоя Республики Крым (далее - истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2015 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречный иск удовлетворен:
- договор аренды коммунального имущества N 21/11-1 от 17.08.2011, заключенный между Отделом по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета (правопреемником которого является Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности Администрации города Джанкоя Республики Крым) и Дочерним предприятием "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация", признан недействительным;
- договор аренды коммунального имущества N 21/11 от 17.08.2011, заключенный между Отделом по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета (правопреемником которого является Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности Администрации города Джанкоя Республики Крым) и Дочерним предприятием "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация", признан недействительным;
Кроме того, судом взыскано с Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности Администрации города Джанкоя Республики Крым в пользу Дочернего предприятия "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация" государственную пошлину в размере 4000,00 рублей.
Решение суда первой инстанции мотивировано отсутствием оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований, поскольку из актов органов власти Республики Крым усматривается, что спорное имущество находится в государственной собственности Республики Крым.
Кроме того, судом первой инстанции при вынесении решения установлено, что договоры аренды коммунального имущества N 21/11-1 и N 21/11-1, заключенные 17.08.2011 между отделом по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета и дочерним предприятием "Центральная районная аптека N 52" и действия арендодателя в момент заключения указанных сделок являются незаконными, а потому встречные исковые требования суд удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым первоначальные исковые требования удовлетворить, а в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы наличием грубых нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Так, по мнению заявителя, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что спорные помещения являются собственностью Республики Крым. Заявитель считает, что территориальная громада города Джанкоя правомерно приобрела в коммунальную собственность многоэтажный дом по ул.Ленина, 23 в г.Джанкое, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями на первом этаже этого дома, которые предназначены для использования предприятиями торговли, общественного питания, жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения и не входили в имущественный комплекс Дочернего предприятия "Центральная районная аптека N 52" ООО Республиканская компания "Крым-Фармация", и не находились в ведении ПО "Фармация".
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств по делу, что привело суд к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 апелляционная жалоба принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Определением от 14.09.2015 производство по апелляционной жалобе приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делам N А83-3275/2015 и N А83-3346/2015.
Определением от 06.04.2016 апелляционный суд возобновил производство по делу и назначил апелляционную жалобу к судебному разбирательству в судебном заседании на 19.04.2016.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 произведена замена судьи Баукиной Е.А. на судью Илюхину А.П. и судьи Остаповой Е.А. на судью Калашникову К.Г.
В судебное заседание, назначенное на 19.04.2016, лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки апелляционный суд не уведомили.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствуют, находящиеся в материалах дела почтовые уведомления.
Сведения о времени и месте судебного разбирательства в информационной системе "Мой Арбитр", а также на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/).
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ считает возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 17.08.2011 между отделом по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета (Арендодатель) и дочерним предприятием "Центральная районная аптека N 52" (Арендатор) был заключен договор аренды N 21/11-1 коммунального имущества (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1. Договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает в срочное платное пользование на условиях договора аренды встроено-пристроенные нежилые помещения N 57, общей площадью 9,4 кв.м., пристроенных к пятиэтажному дому на одном уровне, расположенные по адресу: АР Крым, 96100, г.Джанкой, ул. Ленина, 23, находящееся в коммунальной собственности территориальной громады г. Джанкоя, стоимость которого определена согласно заключению независимого эксперта от 15.08.2011. Имущество передается в аренду для размещения аптеки, реализующей готовые лекарства, без права сдачи в субаренду.
Пунктом 3.1. Договора предусмотрено, что арендная плата определяется в соответствии с Методикой расчета арендной платы, утвержденной на сессии городского совета N 419 от 19.05.2000, арендной ставкой, утвержденной решением городского совета N 386 от 25.05.2007 в размере 10 % от оценки имущества и составляет 98,37 грн. за первый месяц аренды без учета НДС (базовый месяц - август 2011 года).
Размер арендной платы за каждый последующий месяц аренды определяется путем корректировки размера месячной арендной платы за предыдущий месяц на индекс инфляции за текущий месяц. Если индекс инфляции за текущий месяц меньше единицы, арендная плата корректируется путем умножения арендной платы за предыдущий месяц на единицу (пункт 3.2. Договора).
Пунктом 4.2. Договора стороны предусмотрели обязанность Арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за помещение ежемесячно до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
Срок действия Договора установлен сторонами в пункте 9.1. и установлен с 01.07.2011 по 29.06.2014.
17.08.2011 подписан акт приема-передачи коммунального имущества, согласно которому, арендодатель передал, а арендатор принял в срочное платное пользование встроено-пристроенное нежилое помещение N 57, общей площадью 9,4 кв.м., пристроенное к пятиэтажному дому на одном уровне, расположенное по адресу: АР Крым, 96100, г.Джанкой, ул. Ленина, 23, находящееся в коммунальной собственности территориальной громады г. Джанкоя.
17.08.2011 между Отделом по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета (Арендодатель) и Дочерним предприятием "Центральная районная аптека N 52" (Арендатор) был заключен договор аренды N 21/11 коммунального имущества (далее - Договор 2).
Согласно условиям данного договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает в срочное платное пользование на условиях договора аренды встроено-пристроенные нежилые помещения N 1, 2, 3, 46, 47, 48, 49, 51, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 общей площадью 324,1 кв.м., пристроенных к пятиэтажному дому на одном уровне, расположенные по адресу: АР Крым, 96100, г. Джанкой, ул. Ленина, 23, находящееся в коммунальной собственности территориальной громады г. Джанкоя, стоимость которого определена согласно заключению независимого эксперта от 15.08.2011 и составляет 407005,48 грн. Имущество передается в аренду для размещения аптеки, реализующей готовые лекарства, без права сдачи в субаренду.
Пунктом 3.1. Договора 2 предусмотрено, что арендная плата определяется в соответствии с Методикой расчета арендной платы, утвержденной на сессии городского совета N 419 от 19.05.2000, арендной ставкой, утвержденной решением городского совета N 386 от 25.05.2007 в размере 10 % от оценки имущества и составляет 3391,71 грн. за первый месяц аренды без учета НДС (базовый месяц - август 2011 года).
Размер арендной платы за каждый последующий месяц аренды определяется путем корректировки размера месячной арендной платы за предыдущий месяц на индекс инфляции за текущий месяц. Если индекс инфляции за текущий месяц меньше единицы, арендная плата корректируется путем умножения арендной платы за предыдущий месяц на единицу (пункт 3.2. Договора 2).
Пунктом 4.2. Договора 2 стороны предусмотрели обязанность Арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за помещение ежемесячно до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
Срок действия Договора установлен сторонами в пункте 9.1. и установлен с 01.07.2011 по 29.06.2014.
В процессе исполнения сторонами условий договора заключались дополнительные соглашения, которыми стороны изменяли размер арендной платы.
17.08.2011 подписан акт приема-передачи коммунального имущества, согласно которому, арендодатель передал, а арендатор принял в срочное платное пользование на условиях договора аренды встроено-пристроенные нежилые помещения N 1, 2, 3, 46, 47, 48, 49, 51, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 общей площадью 324,1 кв.м., пристроенных к пятиэтажному дому на одном уровне, расположенные по адресу: АР Крым, 96100, г. Джанкой, ул. Ленина, 23, находящееся в коммунальной собственности территориальной громады г. Джанкоя.
14.03.2014 истец по первоначальному иску направил в адрес ответчика письмо (исх. N 02.15-04/22), в котором сообщил, что исполнительным комитетом Джанкойского городского совета принято решение от 14.03.2014 N 128 "О прекращении действия договоров аренды", в соответствии с которым определено, что договора аренды от 17.08.2011 N 21/11-1 и от 17.08.2011 N 21/11 не продлеваются после окончания срока их действия (29.06.2014).
В последующем истцом по первоначальному иску в адрес ответчика направлены письма об окончании срока действия договора (исх N 02.3-23/89 от 30.06.2014) и об освобождении арендуемых помещений (исх.N 02.3-23/124 от 18.07.2014).
В связи с отсутствием ответа на указанные письма, Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании с ответчика по первоначальному иску суммы задолженности по арендной плате за период с января 2014 года по 29.06.2014 по договору N 21/11-1 в размере 3464,20 грн., по договору N 21/11 в размере 111651,39 грн.; которые возникли в связи с неисполнением ответчиком по первоначальному иску обязанностей по осуществлению арендных платежей и об освобождении арендуемых помещений.
Не согласившись с исковыми требованиями истца, ДП "Центральная районная аптека N 52" ООО РК "Крым-Фармация" обратилось в арбитражный суд со встречным иском о признании договоров аренды от 17.08.2011 N 21/11-1 и от 17.08.2011 N 21/11 недействительными, поскольку истец по первоначальному иску не имел законных оснований передавать в аренду спорные помещения, чем ввел истца по встречному иску в заблуждение, поскольку право собственности ответчика на объект аренды зарегистрировано после заключения спорных договоров.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений (определение ВС РФ от 05.12.2014 N 308-ЭС14-1405).
Изложенное согласуется с положениями пункта 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", из анализа которых следует, что к отношениям, связанным с ответственностью за ненадлежащее исполнение обязательства, возникшим из договора, заключенного в период действия законодательства Украины, подлежат применению нормы права, действовавшие на момент заключения договора.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что нормы ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (Определение ВС РФ от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939).
С учетом вышеизложенного, а также, принимая во внимание возникновение спорных отношений на территории Республики Крым до ее присоединения к Российской Федерации на основании Закона N 6-ФКЗ, давая правовую квалификацию обстоятельствам спора, материалам дела и доводам сторон, судом апелляционной инстанции относительно спорных правоотношений в части заключения договора аренды, исполнения обязательств по договору и ответственности за его неисполнение применяются нормы материального права Украины, действующие по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, которые не предусмотрены этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются договоры и другие сделки.
Статьей 626 ГК Украины установлено, что договором признается соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договор, в соответствии со статьей 629 ГК Украины, является обязательным к исполнению.
Как верно установлено судом первой инстанции, отношения сторон по правовой природе являются договором найма (аренды) коммунального имущества.
Согласно части 1 статьи 759, части 1 статьи 761, части 1 статьи 762 ГК Украины по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок. Право передачи имущества в аренду имеет собственник вещи или лицо, которому принадлежат имущественные права. За пользование имуществом с нанимателя взимается плата, размер которой устанавливается договором найма.
Отношения сторон данного договора регулируются также Законом Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества", который является специальным законом по спорным отношениям сторон и, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1, регулирует организационные отношения, связанные с передачей в аренду имущества государственных предприятий, учреждений и организаций, предприятий, основанных на имуществе, принадлежащем Автономной Республике Крым или находится в коммунальной собственности, их структурных подразделений и другого отдельного индивидуально определенного имущества, находится в государственной и коммунальной собственности; имущественные отношения между арендодателями и арендаторами относительно хозяйственного использования государственного имущества, имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, или находится в коммунальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона, арендой является основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.
Статьей 19 Закона, статьей 286 ГК Украины определено, что арендная плата это фиксированный платеж, какой арендатор платит арендодателю независимо от последствий своей хозяйственной деятельности.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме платить арендную плату установлена также частью 3 статьи 18 Закона и частью 3 статьи 285 ХК Украины.
Согласно с части 5 статьи 762 ГК Украины, плата за пользование имуществом вносится ежемесячно, если другое не установлено договором.
Аналогичные нормы содержатся в статьях 8, 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из первоначального искового заявления, истец просит суд взыскать с ответчика по первоначальному иску сумму задолженности по арендной плате за период с января 2014 года по 29.06.2014 по договору N 21/11-1 в размере 3464,20 грн, по договору N 21/11 в размере 111651,39 грн; которые возникли в связи с неисполнением ответчиком по первоначальному иску обязанностей по осуществлению арендных платежей, и выселить ответчика из встроено-пристроенного нежилого помещения N 57 общей площадью 9,4 кв.м., расположенного на первом этаже в жилом доме по ул. Ленина, 23, в г. Джанкое, Республики Крым.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении указанных требований по следующим основаниям.
29.06.1992 Верховным Советом Крыма принято постановление N 110-1 "О разграничении имущества государственной (Республики Крым) собственности и собственности административно-территориальных единиц (коммунальной)" (далее - Постановление N110-1 от 29.06.1992).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 110-1 от 29.06.1992 к коммунальной собственности городских и районных Советов народных депутатов отнесены все встроенно-пристроенные и отдельно стоящие помещения торговли, быта, связи, здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства, построенные за счет 6,4 - 8 % отчислений от государственного жилищного строительства (независимо от ведомственной подчиненности), за исключением помещений, построенных предприятиями с другой формой собственности за счет их фондов. Помещения, построенные для аптек, магазинов (Оптика), а также за счет средств оптовых баз, относятся к государственной собственности Республики Крым.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N110-1 от 29.06.1992 в разделе "Здравоохранение" к собственности Республики Крым отнесено ПО "Фармация" с подведомственными учреждениями и предприятиями (базы, склады, аптеки и др.) в городах и районах.
Как установлено судебной коллегией, изменений и дополнений в указанное постановление Верховного Совета Крыма "О разграничении имущества государственной (Республики Крым) собственности и собственности административно-территориальных единиц (коммунальной)" и Приложение N 1 с момента принятия, то есть с 29.06.1992, не вносилось.
Согласно постановлению Совета Министров АР Крым от 26.06.2001 N 242 "О республиканской аптечной сети в Автономной Республике Крым" на базе предприятий республиканской аптечной сети, входящих в состав Республиканского производственного объединения "Фармация", являющихся имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым, создано ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация", в которое вошло Дочернее предприятие "Центральная района аптека N 52". Участниками Общества являются Министерство здравоохранения АР Крым - 98,998 % уставного капитала и ООО "Трудовой коллектив - Фармация" - 1,002 % уставного капитала. Согласно Приложения к указанному постановлению в уставной фонд ООО "Крым-Фармация" передана Центральная районная аптека N 52, расположенная по адресу: г.Джанкой, ул. Ленина, 23.
Аналогичная норма содержится в Приложении N 2 к Постановлению Верховного Совета Автономной Республики Крым от 15.03.2000 N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым".
Как верно указано судом первой инстанции, Дочернее предприятие "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация" входило в состав ООО "РК "Крым-Фармация" (до 20.06.2001 - ПО "Фармация") и, соответственно, помещение, в котором расположена аптека по адресу: г.Джанкой, ул. Ленина, 23, является имуществом Республики Крым, так как изначально данное встроенно-пристроенное помещение проектировалось и строилась как аптека и относится к государственной собственности Республики Крым.
Указанное выше также подтверждается имеющейся в материалах дела копией Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 24.05.1990, утвержденного решением горисполкома от 29.06.1990 N 210. Согласно указанного Акта, к приемке в эксплуатацию предъявлен жилой дом со встроено-пристроенной аптекой, по адресу: г.Джанкой, ул. Ленина, 23, строительство которых осуществлялось по двум разным проектам - 67-015/75/1.2 и 67-016/75/1.2 (л.д.88-94, т.3).
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины N 594 от 29.08.1994 "О передаче имущества, которое находится в общегосударственной собственности в собственность Республики Крым" магазины аптечные являются общегосударственным имуществом, переданным в собственность Республики Крым.
Постановлением Верховного Совета Республики Крым от 15.03.2000 N 984-2/2000 "Об утверждении Перечня имущественных комплексов, предприятий, организаций, их структурных подразделений, принадлежащих Автономной Республике Крым, которые не подлежат приватизации и находятся в сфере управления министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым" утвержден перечень имущественных комплексов, предприятий, организаций, их структурных подразделений, принадлежащих Автономной Республике Крым, которые не подлежат приватизации и находятся в сфере управления министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым, в который под N 124 вошла Центральная районная аптека N 52, расположенная по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23, которая находится в сфере управления Министерства здравоохранения Автономной Республики Крым и принадлежит Республике Крым.
Указанным постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым N 982-2/2000 определено, что имущество, принадлежащее Автономной Республике Крым по состоянию на 12 января 1999 года, составляют предприятия, учреждения и организации согласно Приложению N 1, в которое под N 176 входит Центральная районная аптека N 52, расположенная по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 839-р от 22.08.2014 создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крым Фармация" и органом, в ведении которого находится созданное предприятие, определено Министерство здравоохранения Республики Крым.
В соответствии с Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 1215-р от 17.11.2014 в состав Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым-Фармация" согласно Приложению включено Дочернее предприятие "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью "Республиканская компания "Крым-Фармация".
Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 126-р от 24.02.2015 уточнен адрес нахождения Дочернего предприятия "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью "Республиканская компания "Крым-Фармация": г. Джанкой, ул. Ленина, 23.
Как усматривается из апелляционной жалобы, истец по первоначальному иску обосновывает право коммунальной собственности территориальной громады г. Джанкоя на жилой дом и встроенно-пристроенные помещения по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23, нормами Временного положения о передаче ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства исполнительных комитетов местных советов народных депутатов Республики Крым.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Крыма от 11.01.1994 N 11 "О передаче ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей на баланс жилищно-коммунальных организаций исполнительных комитетов местных Советов" утверждено Временное положение о передаче ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства исполнительных комитетов местных советов народных депутатов Республики Крым (далее - Временное положение).
Согласно пункту 1 Временного положения передача осуществляется при взаимном согласии субъектов права передаваемой государственной собственности и исполнительных комитетов местных советов.
При этом следует отметить, что в соответствии с частями 1, 4 статьи 4 Жилищного кодекса УССР в редакции, действовавшей с 1993 по 2000 годы, жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в иных зданиях, которые находятся на территории Украинской ССР. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных потребностей непромышленного характера.
В соответствии с приказом N 21 Арендного управления "Крымканалстрой" от 14.02.1994 директору Джанкойского завода ЖБК поручено в срок до 15.02.1994 разработать и представить согласованный с Джанкойским горисполкомом и жилищно-эксплуатационными организациями график передачи жилого дома, инженерных сетей.
Согласно регистрационному удостоверению, выданному Джанкойским бюро технической инвентаризации от 27.10.1993, за Джанкойским заводом сборных железобетонных конструкций зарегистрировано домовладение N 23 по ул. Ленина, которое в целом состоит из одного жилого дома.
Решением исполнительного комитета Джанкойского городского совета народных депутатов от 29.09.1995 N 237 "О безвозмездной передаче домов на баланс Джанкойской жилищно-эксплуатационной конторы" разрешено Джанкойскому заводу ЖБК "Крымканалстрой" передать на баланс Джанкойской жилищно-эксплуатационной конторы 101-квартирный жилой дом по ул. Ленина, 23, в г.Джанкое, о чем составлен соответствующий Акт от 02.10.1995.
В тоже время судебная коллегия считает ошибочной ссылку суда первой инстанции на то, что на момент составления акта передачи на баланс жилого дома от 02.10.1995 и вынесения Джанкойским городским советом решения N 237 от 29.09.1995 действовало Положение "О порядке передачи в коммунальную собственность государственного жилищного фонда, который находился в полном хозяйственном ведении или в оперативном управлении предприятий, учреждений и организаций", утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.11.1995 N 891, поскольку как уже указывалось, указанный Акт был составлен и подписан 02.10.1995, а Положение утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины - 06.11.1995, т.е. на момент составления данного Акта данное Положение отсутствовало.
Вместе с тем, коллегия судей считает необходимым указать на следующее.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.11.1991 N 311 "О разграничении государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной) собственностью" передача государственного имущества, находящегося в ведении министерств и ведомств Украины, других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, в состав коммунальной собственности, а также от одной административно-территориальной единицы в другую осуществляется бесплатно в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 28.04.1980 N 285 (285-80-п) "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений", с последующим уведомлением об этом органов государственной статистики, налоговых и финансовых органов.
Согласно пункту 6 Постановления Совета Министров СССР от 28.04.1980 N 285 "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений", в редакции от 01.01.1988, действовавшей до 26.06.1996, исполнительные комитеты городских Советов народных депутатов передают и принимают дома и здания с согласия исполнительного комитета областного, Киевского, Севастопольского городского Совета народных депутатов.
Совет Министров Крыма был образован 22.03.1991 в связи с воссозданием в составе УССР Крымской АССР, путём преобразования исполнительного комитета Крымского областного совета. В 1994-1997 годах высший исполнительный орган крымской автономии именовался Правительством Крыма, с 03.02.1997 - Советом Министров Автономной Республики Крым.
Однако в материалах дела отсутствует и истцом по первоначальному иску не представлено согласие собственника в лице уполномоченного на тот период органа - Правительства Крыма, на передачу спорного недвижимого имущества в собственность Джанкойского городского совета народных депутатов.
Суд первой инстанции также верно указал, что Постановлением Верховного Совета Крыма N 110-1 от 29.06.1992 определена форма собственности встроенно-пристроенного помещения к многоквартирному жилому дому по адресу: г.Джанкой, ул. Ленина, 23, в котором располагалось Дочернее предприятие "Центральная районная аптека N 52" - государственная собственность Республики Крым.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент вынесения Арендным управлением "Крымканалстрой" приказа N 21 от 14.02.1994, Джанкойским городским советом народных депутатов решения N 237 от 29.09.1995, составления и подписания акта приема-передачи от 02.10.1995 между Джанкойским заводом ЖДК ОУ "Крымканалстрой" и Джанкойским жилищно-эксплуатационным объединением, спорное встроенно-пристроенное помещение не находилось в собственности и ведении Арендного управления "Крымканалстрой", а находилось в государственной собственности Республики Крым и не могло быть передано Арендным управлением на баланс ЖЭО г. Джанкой и в последующем - в коммунальную собственность Джанкойского городского совета.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом по первоначальному иску не предоставлено доказательств отчуждения встроенно-пристроенного помещения по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23, из государственной собственности Республики Крым и согласия собственника в лице уполномоченного органа на передачу этого имущества в собственность Джанкойского городского совета народных депутатов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства действительного и фактического нахождения на балансе ЖЭО г.Джанкой спорного встроенно-пристроенного помещения (ордеров, журналов учета и т.д.), а также фактического обслуживания указанного помещения ЖЭО г. Джанкой.
В соответствии с пунктом 3 Положения "О порядке передачи в коммунальную собственность государственного жилищного фонда, который находился в полном хозяйственном ведении или в оперативном управлении предприятий, учреждений и организаций", утвержденное постановлением КМУ от 06.11.1995 N 891 вместе с ведомственным жилым фондом передаются соответствующим коммунальным предприятиям внешние сети элетро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также здания, предназначенные для обслуживания этого фонда (бойлерные, котельные, канализационные и водопроводные сооружения, встроенные и пристроенные помещения, оборудование и т.д.)
Встроенно-пристроенные помещения к жилому 101-квартирному дому по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23, не строились и не служили как здания, предназначенные для обслуживания самого дома, а изначально проектировались как помещение для аптеки.
Как усматривается из материалов дела, встроенно-пристроенное помещение было построено по отдельному проекту, с отдельными от жилого дома коммуникациями (водоснабжение, электроснабжение, канализация, отопление, вентиляция, охранно-пожарная сигнализация), что свидетельствует о том, что указанные помещения не являются составной частью жилого дома.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что встроено-пристроенные помещения к жилому дому по адресу: г.Джанкой, ул. Ленина, 23, не подлежали передаче на баланс ЖЭО г. Джанкоя вместе с жилым домом.
Истцом по первоначальному иску также заявлено требование о выселении ответчика из встроено-пристроенных нежилых помещений, с которым судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 договора аренды от 17.08.2011 года N 21/11-1 Арендодатель передает, а Арендатор принимает в срочное платное пользование на условиях аренды встроенно-пристроенные нежилые помещения N 57, общей площадью 9,4 кв.м., пристроенных к пятиэтажному жилому дому в одном уровне, расположенное по адресу: АР Крым, г. Джанкой, ул. Ленина, 23, находящееся в коммунальной собственности территориальной громады г. Джанкоя.
Согласно пункту 1 договора аренды от 17.08.2011 N 21/11 Арендодатель передает, а Арендатор принимает в срочное платное пользование на условиях договора аренды встроено-пристроенные нежилые помещения N 1, 2, 3, 46, 47, 48, 49, 51, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, общей площадью 324,1 кв.м., пристроенных к пятиэтажному дому на одном уровне, расположенные по адресу: АР Крым, 96100, г. Джанкой, ул. Ленина, 23, находящееся в коммунальной собственности территориальной громады г. Джанкоя.
Таким образом, с учетом установленного судом апелляционной инстанции и судом первой инстанции, факта отсутствия у арендодателя на момент заключения спорных договоров права собственности на встроено-пристроенные нежилые помещения по адресу: АР Крым, г. Джанкой, ул. Ленина, 23, судебная коллегия пришла к выводу о том, что какие-либо правовые основания для заключения данных договоров у арендодателя отсутствовали, а значит, арендатор был введен в заблуждение относительно права арендодателя на передачу его в аренду.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 производство по апелляционной жалобе Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым по делу N А83-1858/2014 приостанавливалось до вступления в законную силу судебных актов по делам N А83-3275/2015 и N А83-3346/2015.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Администрация города Джанкоя Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым и Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" о признании недействительным Приказа Министерства здравоохранения Республики Крым 2 от 18.11.2014 N 118 "О передаче имущества Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" в части закрепления за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крым-Фармация" на праве хозяйственного ведения для дальнейшей эксплуатации недвижимого имущества, находящегося на балансе ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация", расположенного по адресу: г.Джанкой, ул.Ленина, 23", а также о признании права собственности муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым на встроено-пристроенные нежилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома по ул.Ленина,23, в г.Джанкое Республики Крым.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.08.2015 выделено в отдельное производство требование Администрации города Джанкоя Республики Крым о признании права собственности муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым на встроено-пристроенные нежилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома по ул.Ленина,23, в г.Джанкое Республики Крым; выделенному требованию присвоено самостоятельный номер дела N А83-3346/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.12.2015 по делу N А83-3346/2015, которое оставлено без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 в удовлетворении исковых требований о признании права собственности муниципального образования городской округ Джанкой Республики Крым на встроено-пристроенные нежилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома по ул.Ленина,23, в г.Джанкое Республики Крым, отказано.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3275/2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016, в удовлетворении заявления Администрации города Джанкоя Республики Крым о признании недействительным Приказа Министерства здравоохранения Республики Крым от 18.11.2014 N118 "О передаче имущества Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крым-Фармация" в части закрепления за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крым-Фармация" на праве хозяйственного ведения для дальнейшей эксплуатации недвижимого имущества, находящегося на балансе ООО "Республиканская компания "Крым-Фармация", расположенного по адресу: г.Джанкой, ул.Ленина, 23", отказано.
Вышеуказанными судебными актами также установлено принадлежность спорного имущества Республике Крым.
Что касается доводов апелляционной жалобы относительно того, что регистрация права собственности территориальной громады г. Джанкоя на жилой дом по ул. Ленина, 23 в г. Джанкое, согласно свидетельству о праве собственности от 23.11.2013, означает регистрацию права собственности и на встроено-пристроенные нежилые помещения в данном жилом доме, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.
Как усматривается из свидетельства о праве собственности территориальной громады г.Джанкоя на жилой дом по ул. Ленина, 23, в г. Джанкое от 23.11.2013 и извлечения из государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество, территориальная громада г. Джанкоя в лице Джанкойского городского совета зарегистрировала право коммунальной собственности на жилой дом, объект жилой недвижимости жилой площадью 3372 кв.м., расположенной по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23.
Кроме того, в материалах дела имеется проекты на строительство и инвентарное дело на дом, в соответствии с которыми, жилая площадь многоквартирного жилого дома составляет 3372 кв.м., а площадь встроенно-пристроенных помещений, которая не входит в площадь жилого дома, дополнительно составляет более 1000 квадратных метров.
Согласно справке КРП "БРТИ г.Джанкоя" от 19.08.2013 N ПО по состоянию на 31.12.2012 право собственности на встроенно-пристроенные помещения по адресу: г.Джанкой, ул. Ленина, 23 не зарегистрировано.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГК Украины содержание сделки не может противоречить этому Кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным принципам.
Частью 1 статьи 761 ГК РФ предусмотрено, что право передачи имущества в найм имеет собственник вещи или лицо, которому принадлежат имущественные права.
Права на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации в соответствии с законом (ч.4 ст. 334 ГК Украины).
Согласно части 1 статьи 4 Закона Украины "О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений" обязательной государственной регистрации подлежат имущественные права и ограничения на недвижимое имущество, размещенное на территории Украины, которое принадлежит физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным громадам в лице органов местного самоуправления, а именно право собственности на недвижимое имущество.
Частью 1 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что государственная регистрация имущественных прав на недвижимое имущество - официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 3 статьи 3 вышеуказанного Закона права на недвижимое имущество, которые подлежат государственной регистрации, согласно этого Закона, возникают с момента такой регистрации.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительного того, что Джанкойским городским советом 23.11.2013 зарегистрировано право коммунальной собственности только на жилую площадь дома, право собственности на встроенно-пристроенные нежилые помещения не зарегистрировано.
Кроме того суд апелляционной инстанции обращает внимание на тот факт, что в решении Джанкойского городского совета народных депутатов N 237 от 29.09.1995 "О безвозмездной передаче домов на баланс Джанкойской жилищно-эксплуатационной конторы", на которые истец по первоначальному иску ссылается как на основополагающее доказательство приобретения в 1994-1995 годах права коммунальной собственности на встроенно-пристроенные помещения по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23, также указана площадь передаваемого дома - 3372 кв.м.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчиком по первоначальному иску не предоставлено суду доказательств передачи имущества (аптек) согласно постановлению Кабинета Министров Украины N 594 от 29.08.1994 "О передаче имущества, которое находится в общегосударственной собственности в собственность Республики Крым" в порядке, предусмотренном постановлением Советом Министров УССР от 28.04.1980 N 285 "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений" судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.
Так, согласно постановлению Совета Министров УССР от 28.04.1980 N 285 "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений" не предусмотрено составление какого-либо письменного документа, а предусмотрено лишь согласование с соответствующими министерствами и соответствующими органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины N 594 от 29.08.1994 "О передаче имущества, которое находится в общегосударственной собственности в собственность Республики Крым" передача указанного в данном постановлении имущества, в том числе магазинов аптечных, из общегосударственной собственности в собственность Республики Крым согласована с министерствами и других подведомственными Кабинету Министров Украины органами государственной исполнительной власти, на которые возложены функции по управлению общегосударственным имуществом.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что доказательств передачи аптеки по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 23, из общегосударственной собственности в собственность Республики Крым не требуется.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения гражданского законодательства Российской Федерации относительно признания недействительными договоров аренды судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1211 ГК РФ, если иное не предусмотрено настоящим. Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1211 ГК РФ стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся, в частности арендодателем в договоре аренды.
Договоры аренды, которые во встречном иске истец просит признать недействительными, заключены в 2011 году по законодательству Украины, действовавшему на тот момент в Республике Крым.
Арендодатель - отдел по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета, на момент заключения договора аренды являлся юридическим лицом, зарегистрированным по законодательству Украины, и основным местом его деятельности являлась Украина.
Таким образом, согласно положениям статьи 1211 ГК РФ к данным правоотношениям следует применять законодательство Украины.
Иные положения апелляционной жалобы о невозможности применения законодательства Украины и Закона Украины "О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений", по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку согласно вышеприведенных обстоятельств, право коммунальной собственности Джанкойским городским советом в 1994 году на встроенно-пристроенные помещения по адресу: г.Джанкой, ул. Ленина, 23 приобретено не было, в том числе и безвозмездно.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на тот факт, что законодательством Украины, действовавшим на момент заключения спорных договоров аренды в 2011 году, не предусмотрено наличие права собственности без государственной регистрации и возможность сдачи в аренду недвижимого имущества, которое не прошло государственную регистрацию.
В своей апелляционной жалобе апеллянт ссылается на применение исковой давности к встречным исковым требованиям, поскольку истцу по встречному иску стало известно об отсутствии права собственности ответчика по встречному иску на встроенно-пристроенное помещения 19.08.2013 из письма БТИ. Вместе с тем, судебная коллегия считает данные доводы надуманными и необоснованными по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, истцу по встречному иску стало известно об отсутствии права собственности у ответчика на спорные помещения в феврале 2014 года в ходе судебных заседаний по гражданскому делу по иску ДП "Центральная районная аптека N 52" ООО "РК "Крым-Фармация" к Джанкойскому горрайонному совету Республики Крым о признании незаконным решения субъекта властных полномочий.
17.02.2014 ответчиком по встречному исковому заявлению в судебное заседание по указанному делу, рассматриваемому Джанкойским межрайонным судом АР Крым, предоставлены письменные возражения, согласно которым Джанкойский городской совет приобрел право коммунальной собственности на спорные помещения безвозмездно в 1995 году и приложил свидетельство о праве собственности и извлечение из реестра имущественных прав на недвижимое имущество от 23.11.2013.
Именно на данные документы ответчик ссылается как на доказательство наличия у него права собственности и именно с этого момента, то есть с 17.02.2014, истцу по встречному иску стало известно, что его права нарушены, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - объект аренды, прошла после заключения договора спустя 2,5 года и только с этого момента истец узнал о нарушении его прав при заключении договоров аренды от 2011 года.
Как усматривается из материалов дела, встречное исковое заявление подано 19.12.2014, то есть менее года с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что доводы заявителя апелляционной инстанции о применении к встречному исковому заявлению сроков исковой давности является необоснованным.
Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что договоры аренды коммунального имущества N 21/11-1 и N 21/11-1, заключенные 17.08.2011 между отделом по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета и дочерним предприятием "Центральная районная аптека N 52" являются незаконными в соответствии с частью 1 статьи 203 ГК Украины, а действия арендодателя в момент заключения указанных сделок являются незаконными, а потому суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований, а встречные исковые требования удовлетворил.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Кроме того, обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (постановление пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Суд предыдущей инстанции привел правовое обоснование своих выводов, о наличии оснований для отказа в удовлетворении первоначального иска и удовлетворения встречного иска, заявителем апелляционной жалобы в процессе рассмотрения дела не было доказано и предоставлено соответствующих доказательств в обоснование своих доводов, а, следовательно, судебная коллегия считает решение суда соответствующим нормам материального и процессуального права, а поэтому оставляет решение суда первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ, поскольку апелляционная жалоба подана Управлением архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым, которое в силу Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов за подачу апелляционной жалобы в данном случае не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 мая 2015 года по делу N А83-1858/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности администрации города Джанкой Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Проценко |
Судьи |
А.П. Илюхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1858/2014
Истец: Отдел по управлению и реформированию коммунальной собственности Джанкойского городского совета, Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципальной собственности Администрации города Джанкоя Республики Крым
Ответчик: Дочернее предприятие "Центральная районная аптека N 52" Общества с ограниченной ответственностью Республиканская компания "Крым-Фармация"
Третье лицо: ГУП РК "Крым-Фармация", ДЖАНКОЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство здравоохранения РК, Министерство имущественных и земельных отношений РК