город Ростов-на-Дону |
|
21 апреля 2016 г. |
дело N А32-33793/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2015 по делу N А32-33793/2015, принятое судьёй Колодкиной В.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранит-С"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края,
о признании незаконными действий,
при участии третьего лица - Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гранит-С" (далее - ООО "Гранит-С") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) о признании недействительным решения комиссии по вопросам согласования технических проектов разработки месторождений твердых полезных ископаемых Об отмене согласования технического проекта разработки и рекультивации северного участка Кошехабльского месторождения песчано-гравийной смеси в Курганинском районе Краснодарского края, выраженного в протоколе N 45/1 от 26.12.2013 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра).
Решением суда от 24.12.2015 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что решение об отмене согласования технического проекта не содержит обоснования и предписаний о необходимости устранения нарушений; законодательство не предусматривает возможность отмены согласования Технического проекта.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что основанием для принятия оспариваемого решения об отмене согласования технического проекта послужило несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленными лицензией КРД 80175ТЭ от 15.10.2009.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Министерства природных ресурсов КК в суд поступили письменные пояснения по существу спора.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом ООО "Гранит-С", основными видами деятельности общества, являются разработка гравийных и песочных карьеров и разработка и добыча иных полезных ископаемых (п. 2.2 Устава), которая осуществляется обществом на основании лицензии на право пользования недрами серии КРД N 80175, вид лицензии ТЭ, с целевым назначением и видами работ - добыча песчано-гравийной смеси на Северном участке Кошехабльского месторождения, сроком действия до 15 октября 2029 года.
Горный отвод в предварительных границах согласован Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом N 91/06-10 от 23 апреля 2010 года.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 года N 515 "Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых", Приказом N 790 от 25 июля 2011 года Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края лесной участок в составе земель лесного фонда общей площадью 45,86 га, расположенный в Лабинском лесничестве, в Ахметовском участковом лесничестве предоставлен обществу в аренду сроком до 15 октября 2029 года в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых -добыча песчано-гравийной смеси на Северном участке Кошехабльского месторождения с вырубкой деревьев, кустарников и лиан, в том числе: в Ахметовском участковом лесничестве в квартале N 34Б на площади 45,86 га.
14.09.2011 на основании вышеуказанного Приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, N 78/11, который зарегистрирован в установленном законом порядке.
С целью начала работ по добыче и переработке песчано-гравийной смеси обществом "Гранит-С" в 2010 году был заключен договор с ООО "Фирма Недра" на разработку Технического проекта на разработку и рекультивацию северного участка Кошехабльского месторождения песчано-гравийной смеси в Курганинском районе Краснодарского края (далее - Технический проект).
26.03.2013 подготовленный Технический проект согласован на заседании комиссии N 35 от 26.03.2013, что подтверждается письмом "О согласовании проектной документации" от 01.04.2013 N 01-02/1121 и грифом "Согласовано" с подписью заместителя начальника Управления по недропользованию по Краснодарскому краю.
На основании указанного согласования Технический проект был утвержден ООО "Гранит-С" и обществом начаты работы по добыче и переработке песчано-гравийной смеси.
Письмом N 01-02/769 "Об отмене согласования проектной документации" Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу уведомил ООО "Гранит-С" о том, что 26.12.2013 комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнения работ, связанных с использованием участков недр было принято решение - отменить согласование Технического проекта на разработку и рекультивацию северного участка Кошехабльского месторождения песчано-гравийной смеси в Курганинском районе Краснодарского края.
Считая незаконным решение об отмене согласования проектной документации, ООО "Гранит-С" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
К участкам недр местного значения в соответствии со статьей 2.3. закона Российской Федерации "О недрах" отнесены участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
По состоянию до 01.01.2014 согласование проектной документации на разработку недр местного значения осуществлялось комиссиями, созданным Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами. В Краснодарском крае комиссия создана приказом Управления по недропользованию Краснодарского края (Краснодарнедра) от 23.06.2010 N 70. В связи с реорганизацией Управления по недропользованию Краснодарского края (Краснодарнедра) в форме присоединения к департаменту на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 19.11.2013 N 950 эта комиссия сложила свои полномочия с 01.04.2014.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее Закон N 228-ФЗ), технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения пользователями недр подлежали согласованию с комиссий, которая создавалась федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включались представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Законом N 228-ФЗ внесены изменения в статьи 4, пункт 8.1 и 23.2 (абзац 2) Закона о недрах, согласно которым технические проекты и вносимые в них изменения в отношении участков недр местного значения подлежат согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Названный закон вступил в силу с 01.01.2014.
Таким образом, с 01.01.2014 вопросы, связанные с согласованием технических проектов в отношении участков недр местного значения стали относиться к компетенции субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.10 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" (в редакции постановления главы администрации от 20.02.2014 N 81), к функциям министерства относится регулирование отношений в области недропользования на территории Краснодарского края, в том числе осуществление согласования технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (абзац 13).
Таким образом, права и обязанности Краснодарнедра с 20.02.2014 перешли к министерству в результате перераспределения функций.
На заседании Комиссии 26.12.2013 (протокол N 45/1) по результатам рассмотрения представления Прокуратуры Краснодарского края от 06.12.2013 N7/3-10-2013 об устранении нарушений законодательства о недрах при согласовании технического проекта на разработку и рекультивацию северного участка Кошехабльского месторождения песчано-гравийной смеси, представленного ООО "Гранит-С", было принято решение отменить согласование названого проекта (протокол ККР-ТПИ от 26.03.2013 N 35) как неправомерно принятое.
15 октября 2009 года обществом в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" получена лицензия на право пользования недрами серии КРД N80175, вид лицензии ТЭ, с целевым назначением и видами работ добыча песчано-гравийной смеси на Северном участке Кошехабльского месторождения, сроком действия до 15 октября 2029 года.
Согласно пункту 3.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси на Северном участке Кошехабльского месторождения, лицензионный участок расположен на территории муниципального образования Курганинский район в 6 км северо-западнее г. Курганинск. Длина участка с северо-запада на юго-восток составляет 1,8 км, ширина участка - от 500 до 900 м. Участок расположен на землях лесного фонда в границах Ахметовского участкового лесничества Лабинского лесничества (выдел 11 квартала 34Б). Лицензионному участку придается статус горного отвода в предварительных границах с ограничением по глубине 37 м. Уточненные границы горного отвода определяются после утверждения проекта на разработку лицензионного участка и прохождения экспертиз в установленном порядке (пункт 3.2 Лицензионного соглашения).
Горный отвод в предварительных границах согласован Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом N 91/06-10 от 23 апреля 2010 года.
Приказом N 790 от 25 июля 2011 года Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края Обществу предоставлен в аренду сроком до 15 октября 2029 года лесной участок в составе земель лесного фонда общей площадью 45,86 га, расположенный в Лабинском лесничестве, в Ахметовском участковом лесничестве в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - добыча песчано-гравийной смеси на Северном участке Кошехабльского месторождения с вырубкой деревьев, кустарников и лиан, в том числе: в Ахметовском участковом лесничестве в квартале N 34Б на площади 45,86 га.
14 сентября 2011 года на основании вышеуказанного Приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, N 78/11. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что общество обладает правами на пользование недрами в соответствии с условиями указанной лицензии, а также правом пользования соответствующим земельным участком.
Статьей 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
С целью начала работ непосредственно по добыче и переработке песчано-гравийной смеси Обществом в 2010 году был заключен договор с ООО "Фирма Недра" на разработку Технического проекта на разработку и рекультивацию северного участка Кошехабльского месторождения песчано-гравийной смеси в Курганинском районе Краснодарского края.
26 марта 2013 года подготовленный Технический проект согласован на заседании комиссии (протокол N 35 от 26.03.2013 г.), что подтверждается письмом "О согласовании проектной документации" от 01.04.2013 N 01-02/1121 и грифом "Согласовано" с подписью заместителя начальника Управления по недропользованию по Краснодарскому краю 26.03.2013 непосредственно на Техническом проекте.
На основании указанного согласования Технический проект был утвержден заявителем и начаты работы по добыче и переработке песчано-гравийной смеси.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются:
а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;
б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами "в" и "г" пункта 13 настоящего Положения);
в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
В решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации. Указанное решение подписывается председателем комиссии или лицом, его замещающим (руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим) (пункт 22 Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 N 118).
В письме N 01-02/769 и в протоколе N 45/1 от 26.12.2013 основания отказа в согласовании проектной документации и рекомендации по доработке проектной документации не указаны.
Таким образом, Департаментом не соблюдены требования пунктов 21, 22 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, в связи с чем, действия комиссии, выраженные в отмене согласования проектной документации являются незаконными.
С учетом немотивированности решения об отмене согласования проектной документации ООО "Гранит-С" фактически лишено законного права на добычу песчано-гравийной смеси на Северном участке Кошехабльского месторождения (лицензия серии КРД N 80175, вид лицензии ТЭ от 15.10.2009), поскольку в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами, которые в свою очередь должны быть согласованы.
Отсутствие обоснования отмены согласования Технического проекта, а также рекомендаций по доработке Технического проекта делает невозможным осуществление предпринимательской деятельности заявителя.
Обществу не было указано на несоответствия Технического проекта и нормы действующего законодательства, которым проект не соответствует.
В статье 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
При этом, действующее законодательство Российской Федерации в области недропользования, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 не предусматривает возможности отмены согласования Технического проекта.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о несоответствии оспариваемого решения, выраженного в протоколе N 45/1 от 26.12.2013, требованиям статьи 23.2 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-ФЗ "О недрах", пунктам 20, 22 постановления Правительства Российской Федерации N 118 от 03.03.2010.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что основанием для принятия оспариваемого решения об отмене согласования технического проекта послужило несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленными лицензией КРД 80175ТЭ от 15.10.2009: -
данные о количестве запасов полезного ископаемого по категории А+В, принятого к отработке (добыче) согласно таблице 1.1., п. 3.2.1 технического проекта составляют 4 140,4 тыс. куб. м., промышленные (т.е. исключая потери) - 3 439,8 тыс. куб. м., что не соответствует запасам по категории А+В, утвержденным ТКЗ (12 300 тыс. куб. м.) и содержащимися в лицензии;
согласно п. 3.2.1 технического проекта проектные решения предполагают отработку участка недр на глубину до 22 м., что не соответствует лицензионному соглашению (до 37 метров).
Суд первой инстанции указал, что приведенные обстоятельства не имеют значения для решения вопроса о законности оспариваемого отказа, поскольку данные несоответствия комиссией при принятии решения не рассматривались и не были положены в основу отмены согласования Технического проекта.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции по ходатайству общества к материалам дела приобщены письма ООО "Гранит-С" от 16.04.2014 N 25, от 05.06.2014 N 35,от 11.11.2015 б/н и Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 29.04.2014 N 202-5825/14-10.2, от 11.06.2014 N 202-7936/14-10.2, от 24.02.2016 N 202-2885/16-10.2, подтверждающие обращение общества в Министерство природных ресурсов Краснодарского края в целях изменения границ участка горного отвода для приведения в соответствие проектной документации и условий пользования недрами.
В письме от 24.02.2016 N 202-2885/16-10.2 Министерство указало, что сведения об уточненных координатах границ участка недр, предоставленного обществу по лицензии и схему его расположения, подтверждающую графические координаты, было направлено для рассмотрения в Министерство обороны РФ, в Федеральную службу безопасности России, Министерство природных ресурсов и экологии России. Решение по заявлению общества будет принято после получения министерством информации о возможности изменения границ участка недр, предоставленного по лицензии.
Согласно поступившему 14.04.2016 отзыву Министерства природных ресурсов до настоящего времени ответы из министерств и служб не получены.
Согласно пояснениям Министерства после получения информации, заявка общества на внесение изменений в границы горного отвода, предоставленного на основании лицензии, будет передана на рассмотрение постоянно действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с внесением изменений в условия лицензии на пользование участками недр, переоформлением лицензий, досрочным прекращением права пользования участками недр местного значения на территории Краснодарского края.
При таких обстоятельствах, учитывая немотивированностью оспариваемого решения об отмене согласования технического проекта, оформленного протоколом от N 45/1 от 26.12.2013, несоответствия решения положениям статьи 23.2 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-ФЗ "О недрах", пунктам 20, 22 постановления Правительства Российской Федерации N 118 от 03.03.2010, а также учитывая принятые обществом исчерпывающие меры для приведения в соответствие проекта с лицензионными требованиями, суд апелляционной инстанции считает подлежащими удовлетворению требования ООО "Гранит-С" на основании статьи 201 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Таким образом, решение суда от 24.12.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 декабря 2015 года по делу А32-33793/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33793/2015
Истец: ООО "Гранит-С"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу (Югнедра), Департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу, Министерство природных ресурсов Краснодарского края г Краснодара