г. Москва |
|
22 апреля 2016 г. |
Дело N А40-151452/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альсена"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2015 по делу N А40-151452/15 принятое судьей Л.А. Дранко (шифр судьи 79-1224),
по заявлению ООО "Альсена" (129626, Москва, 3-я Мытищинская, д.3, стр.1, оф.601)
к Федеральной службе по аккредитации
о признании незаконным приказа от 05.06.2015 г. N 6386
при участии:
от заявителя: |
Касач Л.В. по доверенности от 28.09.2015; |
от заинтересованного лица: |
Стариков А.В. по доверенности от 05.04.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альсена" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по аккредитации (далее - управление) о признании незаконным приказа от 05.06.2015 N 6386.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 05.06.2015 на основании приказа управления от 05.06.2015 N 6386 действие аккредитации общества приостановлено.
Не согласившись с оспариваемым приказом от 05.06.2015 г. N 6386 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с часть 2 статьи 30 Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - закон об аккредитации), регулирующей переходные положения, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в сил у настоящего Федерального закона и сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение третьего года и пятого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3.1 настоящей статьи.
Часть 3.1 этой же переходной статьи определяет, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и не проходили процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184- ФЗ "О техническом регулировании" в течение двух лет, предшествовавших дню вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную опенку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Закон об аккредитации, в силу его части 1 статьи 31, вступил в силу с 1 июля 2014 года.
Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица урегулирована статьей 24 Закона об аккредитации, которая определяет, что общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общий срок проведения документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и общий срок проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельны административных процедур подтверждения компетентности аккредитованного лица, не установленные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Частью 8 этой же статьи определены действия, совершаемые в рамках документарной и выездной оценки, - в ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты и которая формируется в соответствии с частями 6-10 статьи 17 Закона об аккредитации. Пункт 6 Положения об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 N 519, предписывает, что общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица составляет 90 рабочих дней со дня приема заявления о подтверждении компетентности аккредитованного лица до дня принятия решения в соответствии с частью 19 статьи 24 закона об аккредитации.
Таким образом, если в целях реализации переходных положений части 2 и 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона об аккредитации, должны были пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном законом об аккредитации, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то, учитывая дату вступления в силу закона об аккредитации (01.07.2014) и общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, который составляет 90 рабочих дней со дня приема заявления подтверждении компетентности аккредитованного лица до дня принятия решения, для исполнения обозначенной обязанности общество должно было обратится с заявлением о подтверждении компетентности аккредитованного лица не позднее 25 февраля 2015 года. Однако, как указывает общество, с соответствующим заявлением оно обратилось лишь 20 мая 2015 года.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона об аккредитации действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части в случае отказа или уклонения от прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, а также несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, которое выявлено по результатам процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и факт устранения которого может быть установлен национальным органом по аккредитации только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованного лица в форме выездной проверки.
Следовательно, приказ управления, приостановивший действие аккредитации общества, соответствует закону об аккредитации, а законный ненормативный правовой акт не может нарушать прав заявителя.
Как установлено судом первой инстанции управлением были проанализированы реестры аккредитованных лиц с целью выявления лиц, уклоняющихся о прохождения процедуры подтверждения компетентности.
По результатам проведенного анализа оспариваемым приказом приостановлено действие аккредитации 3361 общества, аккредитованное в качестве органа по сертификации, указано в позиции 419 в приложении к приказу.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, в предмет доказывания государственного органа не входит установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми актами, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку данное обстоятельство в силу состязательности процесса подлежит доказыванию заявителем.
Общество, доказывая факт нарушения оспариваемым приказом его прав и законных интересов, ссылается на ограничение доступа к личному кабинету на ВЭБ-сайте в сети Интернет. По его мнению, в силу издания приказа удалены все функциональные кнопки, что привело к остановке деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 закона об аккредитации управление создает федеральную государственную информационную систему (далее также - ФГИС) в области аккредитации, предназначенную для сбора, обработки, хранения и передачи информации, указанной в части 2 настоящей статьи, взаимодействия заявителей, аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертных организаций с национальным органом по аккредитации, обеспечивает функционирование этой системы и доступ к ней.
Часть 2 этой же статьи определяет перечень информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации: законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам аккредитации; реестр аккредитованных лиц; реестр экспертов по аккредитации; реестр экспертных организаций; реестр технических экспертов; международные договоры Российской Федерации в области аккредитации; порядок аккредитации заявителей, права и обязанности аккредитованных лиц; порядок аттестации экспертов по аккредитации, порядок их подготовки и повышения их квалификации; информация о рассмотрении апелляций и жалоб; иная информация о деятельности национального органа по аккредитации.
Из распорядительной части обжалуемого приказа следует:
1. Приостановить действие аккредитации лиц, указанных в приложении к настоящему приказу, во всей области аккредитации, с даты регистрации настоящего приказа сроком до 29 июля 2015 года, а также внести об этом запись в соответствующий реестр.
2. Управлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц (С.В. Несяев) обеспечить подготовку направление лицам, указанным в приложении к настоящему Приказу, уведомления о приостановлении действия аккредитации, с указанием срока устранения выявленного несоответствия их деятельности требованиям законодательства Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц С.В. Несяева.
Таким образом, анализ приказа свидетельствует, что им не предписывается граничить доступ к федеральной государственной информационной системе в области аккредитации, тем более к личному кабинету какого-либо пользователя.
Обществом оспаривается приказ управления, как ненормативный правовой акт, а не действия управления по ограничению доступа к личному кабинету пользователя в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации, которые если и имели место быть, по мнению заявитель, то ни как не вязаны с изданием спариваемого приказа.
Общество в период с 23 ч. 31 мин. до 23 ч. 56 мин. 08.06.2015 зарегистрировало декларацию о соответствии ТС N RU Д - CN.AT03.B.77628.
Общество в заявлении указывает на то обстоятельство, что доступ к системе ГИС был ограничен.
В соответствии с частью 1 статьи 25 федерального закона N 412-ФЗ ФГИС в области аккредитации предназначена для сбора, обработки, хранения и передачи информации, указанной в ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 412-ФЗ, взаимодействия заявителей, аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертных организаций с национальным органом по аккредитации.
В соответствии с положениями пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 10,04.2006 N 201 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений" сведения о сертификатах соответствия передаются органами по сертификации в Федеральную службу по аккредитации в электронном виде по каналам связи в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о выдаче сертификата соответствия, в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении действия выданного сертификата соответствия.
Действие аккредитации общества приказом управления приостановлено на срок менее 3 дней, 08.06.2015 в системе ФГИС общество внесло сведения о декларации, о соответствии.
Иные решения в отношении деклараций и сертификатов обществом не принимались, в реестры не вносились.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции аккредитация общества возобновлена в связи с изданием приказа управления от 08.07.2015 N 6427.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.12.2015 г. по делу N А40-151452/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151452/2015
Истец: ООО "Альсена", ООО АЛЬСЕНА
Ответчик: Федеральная служба по аккредитации