г. Москва |
|
22 апреля 2016 г. |
Дело N А40-181511/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, И.Б. Цымбаренко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу РАО "Москва Златоглавая"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2016 по делу N А40-181511/15, принятое судьей Л.В Ласкиным. (146-546),
по заявлению РАО "Москва Златоглавая" (ОГРН: 1027739017316)
к 1) Правительству Москвы; 2) Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: Чистяков П.И. по дов. от 01.07.2015;
от ответчиков: 1) Клоков Е.В. по дов. от 08.09.2015, 2) Садовская Ю.С. по дов. от 21.10.2014,
УСТАНОВИЛ:
РАО "Москва Златоглавая" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительству Москвы и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (заинтересованные лица) о признании незаконным бездействия по исключению земельного участка с адресными ориентирами: пер. Переведеновский, вл. 17, корп. 1 (пункт 314 Перечня) из Приложения N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП. Также заявитель просил возложить обязанность на Правительство Москвы исключить земельный участок с адресными ориентирами: пер. Переведеновский, вл. 17, корп. 1 (пункт 314 Перечня) из Приложения N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Решением от 25.01.2016 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда, РАО "Москва Златоглавая" обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что оспариваемое решение суда не соответствует материалам дела.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Изложили свои правовые позиции.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителю предоставлен в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, пер. Переведеновский, дом 17, стр. 1. Вид разрешенного использования - эксплуатация части здания под административные цели. Договор аренды представлен в материалы дела (л.д. 24-41).
Право собственности РАО "Москва Златоглавая" на часть здания зарегистрировано, выдано Свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 20).
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости от 17.02.2014 на земельном участке по адресу: г. Москва, пер. Переведеновский, вл. 17, корп. 1, расположено многоэтажное здание, к торцу примыкает одноэтажная пристройка, расположенная за границами землеотвода. Установлен факт незаконного использования земельного участка.
02.10.2014 пристройка демонтирована.
Вместе с тем, названный земельный участок включен в приложение N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд первой инстанции правомерно установил, что заявителем пропущен срок, установленный приведенной правовой нормой. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, что подтверждается нормой ч. 1 ст. 115 АПК РФ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О.
Отклоняя соответствующие доводы апелляционной жалобы, и поддерживая выводы суда, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Вопреки мнению подателя апелляционной жалобы обществу стало известно о возможном нарушении прав из ответа Госинспекции по недвижимости от 18.03.2015 N 20-066439 (л.д. 47).
Как усматривается из названного исходящего, оно является ответом на обращение заявителя по вопросу "исключения из постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП объекта по адресу: г. Москва, пер. Переведеновский, вл. 17, корп. 1.
Госинспекция по недвижимости указала обществу в исх. от 18.03.2015 N 20-066439, что исключение объекта при подтверждении демонтажа не предусмотрено.
Данное обстоятельство подтверждено и заявлением общества (л.д. 7).
Вместе с тем, заявление РАО "Москва Златоглавая" подано в Арбитражный суд города Москвы 28.09.2015, что подтверждается штампом канцелярии суда.
Учитывая изложенное, заявителем пропущен установленный нормой ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование бездействия заинтересованных лиц.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части сводятся к потенциальной опасности утраты заявителем недвижимого имущества, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, пер. Переведеновский, вл. 17, корп. 1.
Указанные доводы не могут быть приняты судом.
Как следует из п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП приложением N 3 утвержден Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках.
Следовательно, объекты недвижимого имущества под действие названного перечня не подпадают.
При этом доказательства того, что в отношении принадлежащего заявителю объекта недвижимого имущества, а также права аренды государственными или муниципальными органами власти совершены какие-либо действия, суду не представлены.
По существу заявленного требования о признании незаконным бездействия следует отметить следующее.
Доводы РАО "Москва Златоглавая" основаны на толковании п. 2.1. постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, согласно которому перечни, указанные в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению, подлежат актуализации не реже одного раза в квартал.
Вместе с тем, толкование заявителем термина актуализация не может быть признано обоснованным, исходя из совокупного смысла п. 2.2. постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Иные нормативные источники, обязывающие Правительство Москвы внести изменения в приложение N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, заявителем не названы.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Фактически заявитель не согласен с существующей редакцией приложения N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП. То есть фактически оспаривает решение в понимании Главы 24 АПК РФ и приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, что исключает рассмотрение требований общества как оспаривание действий (бездействия).
В настоящем случае суд первой инстанции правомерно указал, что квалификация заявителем несогласия с принятым Правительством Москвы нормативно-правовым актом в качестве бездействия является несостоятельной.
Таким образом, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2016 по делу N А40-181511/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181511/2015
Истец: НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ И ТОРГОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ", НП и ТИ РОАО "Москва Златоглавая"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, Госинспекция по недвижимости г. Москвы, Правительство Москвы
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ