г. Москва |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А40-234364/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В. (единолично),
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2016 по делу N А40-234364/15, принятое в порядке упрощенного производства судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи 139-1952)
по заявлению ФАУ МО РФ "Центральный спортивный клуб Армии"
к УФАС по г. Москве
о признании незаконным протокола об административном правонарушении по делу N 4-00-1013/77-15 от 10.11.2015, постановления о назначении административного наказания от 24.11.2015 по делу N 4-00-1013/77-15,
при участии:
от заявителя: |
Андреева А.М. по доверенности от 18.12.2015 |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" обратилась в Арбитражный суд города Москвы (далее - ФАУ МО РФ ЦСКА, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве о признании незаконным и отмене постановления от 24.11.2015 и протокола от 10.11.2015 по делу N 4-00-1013/77-15.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2016 прекращено производство по требованию о признании незаконным протокола от 10.11.2015 по делу N 4-00-1013/77-15, в удовлетворении требования о признании незаконным постановления от 24.11.2015 отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 2721 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в Московский УФАС России поступило обращение Московской городской военной прокуратуры за исх. от 12.02.2015 N КР-117 о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в действиях ФАУ МО РФ "ЦСКА" при проведении закупочной деятельности, а также при изучении информации, размещённой на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), было установлено, что 27.01.2015 ФАУ МО РФ "ЦСКА" размещено извещение о проведении запроса предложений на оказание услуг по санитарному содержанию спортивных объектов, административных зданий, казарменно-жилищного фонда и прилегающей территории ФАУ МО РФ ЦСКА (реестровый N 31501965247) (далее - Закупка).
Согласно сведениям, опубликованным на Официальном сайте в разделе "Сведения о лоте" предмет договора - оказание услуг по санитарному содержанию спортивных объектов, административных зданий, казарменно-жилищного фонда и прилегающей территории ФАУ МО РФ ЦСКА; классификация по ОКДП - 9460000 Услуги по санитарной обработке и аналогичные услуги.
В соответствии с постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N 17 "Об утверждении общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (далее - Постановление Госстандарта РФ N 17) к коду ОКДП 9010030 (Услуги по санитарной обработке и аналогичные услуги) относится к коду ОКДП 9000000 (Услуги по обеспечению экологической безопасности в городе службами коммунального хозяйства) включает следующие подгруппы: 9010010 (Услуги по канализации отходов), 9010020 (Услуги по удалению отходов), 9010030 (Услуги по санитарной обработке и аналогичные услуги), в том числе подгруппу 901 (Канализация и удаление отходов, санитарная обработка и аналогичные виды деятельности служб городского коммунального хозяйства), которая включает виды деятельности, связанные с: сбором мусора, хлама, отбросов и отходов, выбрасываемых домашними хозяйствами или промышленными, а также торговыми предприятиями, их транспортировкой и уничтожением путем сжигания или другими способами; удалением через сточные канавы, систему канализации или другими способами отходов жизнедеятельности человека, их обработкой и уничтожением. Включается также деятельность по: сокращению отходов, сбору золы, сбору мусора в мусорные урны в общественных местах; удалению строительного мусора; свалке отходов на землю или в воду; захоронению или запахиванию отходов и сточных вод ливневой канализации; опорожнению и чистке выгребных ям и отстойников для санитарной обработки вод; дезинфекции туалетов; разбавлению сточных вод, фильтрованию, седиментации, химическому осаждению, обработке активным илом и другими процессами обработки сточных вод; техническому уходу за канализационными и дренажными системами; подметанию и поливке улиц, дорог, мест стоянки и тому подобное; очистке автострад, взлетно - посадочных полос в аэропортах и тому подобное от снега и льда, в том числе посыпка песком или солью.
В то же время, согласно Техническому заданию Закупочной документации оказанию подлежат услуги по санитарному содержанию внутренних помещений Административных зданий и объектов и санитарному содержанию прилегающих территорий ФАУ МО РФ ЦСКА, включающие в себя работы связанные с уборкой зданий ФАУ МО РФ ЦСКА, в том числе внутренних помещений, служебных помещений, санитарных зон служебных помещений, спортивных объектов и учебных заведений, а также работы по дезинфекции спортивных комплексов.
Между тем, в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ N 17 деятельность, связанная с уборкой зданий всех типов, в том числе офисов, фабрик, магазинов, учреждений, а также прочих коммерческих и профессиональных помещений и многоквартирных жилых домов, включающая уборку внутренних помещений здания, например, мытье и натирку полов, очистку внутренних стен, натирку мебели и т.п., а также мытье окон как внутри, так и снаружи, для офисов, промышленных предприятий, фабрик и многоэтажных жилых домов, чистку печных труб и каминов, печей мусоросжигателей, бойлеров, вентиляционных шахт и вытяжных вентиляторов и т.п. включающая также услуги по дезинфекции и дезинсекции, относится к подгруппе 7493 (Деятельность по чистке и уборке зданий), к, коду ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
Таким образом, Техническим заданием Закупочной документации предусмотрены работы, услуги, соответствующие коду ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что о некорректном указании на Официальном сайте информации о работе, услуге, являющейся предметом Закупки, выразившемся в указании в качестве кода ОКДП 9010030 (Услуги по санитарной обработке и аналогичные услуги), вместо необходимого кода ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий), включающее работы, предусмотренные Техническим заданием Закупочной документации.
Согласно Перечню товаров, работ и услуг в электронной форме осуществляется закупка товаров, работ и услуг, согласно следующим кодам по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКДП), в том числе: ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
Таким образом, закупка на оказание услуг по уборке зданий, которые, как было установлено ранее, и являются предметом Закупки (реестровый N 31501965247), подлежит осуществлению в электронной форме.
На основании изложенного, антимонопольным органом сделан вывод о том, что в нарушении положений ч. 4 ст. 3 Закона о закупках ФАУ МО РФ ЦСКА фактически не применило положения п. 5.1 Положения о закупках и приеме заявок участников в бумажной форме. Таким образом, действия ФАУ МО РФ ЦСКА, выразившиеся в осуществлении Закупки (реестровый N 31501965247), в бумажной форме, которая в свою очередь в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, путем подачи участниками закупки заявок посредством использования электронных торговых площадок, как это утверждено в Положении о закупках ФАУ МО РФ ЦСКА, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
10.11.2015 заместителем руководителя Московского УФАС России И.О. Шандиевой, при участии представителя ФАУ МО РФ ЦСКА по доверенности от 05.12.2014 Дараселия Л.Ш. составлен протокол по делу об административном правонарушении N 4-00-1013/77-15. Копия вручена представителю.
24.11.2015 заместителем руководителя Московского УФАС России И.О. Шандиевой, при участии представителя ФАУ МО РФ ЦСКА по доверенности от 05.12.2014 г. Дараселия Л.Ш. вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4-00- 1013/77-15 на основании ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ в размере 100 000 руб.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, обоснованно исходил из следующего.
В части прекращения производства по требованию о признании незаконным протокола от 10.11.2015, суд верно отметил, что в силу положений ст. 207 АПК РФ, ст. 29.9 и ст. 30.1 КоАП РФ, не предусмотрена возможность обжалования протокола об административном правонарушении, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 150 АПК РФ, по данному требованию прекращено производство.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень товаров, работ и услуг), в частности определены наименования товаров, работ и услуг и соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Согласно Перечню товаров, работ и услуг в электронной форме осуществляется закупка товаров, работ и услуг, согласно следующим кодам по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКДП), в том числе: ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
Таким образом, закупка на оказание услуг по уборке зданий, которые, как было установлено ранее, и являются предметом Закупки (реестровый N 31501965247), подлежит осуществлению в электронной форме,
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФАУ МО РФ ЦСКА, утвержденного протоколом наблюдательного совета ФАУ МО РФ ЦСКА от 25.12.2014 N 4 (далее - Положение о закупках) Закупки товаров работ и услуг способами, предусмотренными Положением, кроме способов, предусмотренных п.п. 4.2.1.1 - 4.2.1.2 Положения, входящие в перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утверждаемый Правительством Российской Федерации, Заказчик обязан производить в электронной форме посредством электронной торговой площадки (далее - ЭТП).
Под закупкой в электронной форме понимается закупка, проведение которой обеспечивается оператором ЭТП на электронной торговой площадке. Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, электронные торговые площадки и операторы электронной торговой площадки определяются Заказчиком.
Закупка в электронной форме осуществляется в соответствии с Положением, Регламентом работы ЭТП, соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором ЭТП, а также извещением и документацией о закупке.
При закупке в электронной форме информация о закупке, установленная в пункте 2.3. Положения, помимо единой информационной системы размещается на электронной торговой площадке, на которой проводится закупка.
Таким образом, из вышеизложенных норм Положения о закупках следует, что при закупке, осуществляемой в электронной форме, проведение закупки обеспечивается оператором ЭТП на электронной торговой площадке.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.3 Закупочной документации обмен всей корреспонденцией производится курьером участника и за счет участника.
В соответствии с пунктом 7.3 Закупочной документации все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника (для юридических лиц) и подписана участником или лицом, уполномоченным таким участником. Опись входящих в состав заявки документов должна соответствовать форме, установленной настоящей документацией, должна быть заполнена по все пунктам, быть скреплена печатью участника и подписана лицом, уполномоченным таким участником.
Согласно пункту 16 Закупочной документации место подачи и окончание срока подачи предложений - г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 29, кабинет 304 (Управление ЦСКА), окончание подачи 02.02.2015 года 10 часов 00 мин.
Таким образом, прием заявок на участие в Закупке осуществляется путем направления претендентами на участие в Закупке заявок на бумажных носителях по указанному в документации о Закупке адресу.
Указание заказчика на конкретное место подачи заявок (г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 29, кабинет 304) не может предполагать возможность подачи заявок каким-либо иным способом.
В связи с изложенным, коллегия судей поддерживает вывод суда первой инстанции о совершении заявителем вмененного административного правонарушения.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено антимонопольным органом в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и не могут быть приняты судом.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на норму ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не корректна в силу ее неотносимости к спорным правоотношениям и не принимается судом.
Доводом апелляционной жалобы является малозначительность совершенного административного правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кроме того, в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 указано, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения учреждения от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Довод подателя апелляционной жалобы о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что значительный размер штрафа за то или иное административное правонарушение сам по себе не является достаточным основанием для его снижения, в рассматриваемом случае учреждением ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены доказательства и судом апелляционной инстанции не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению правонарушителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.02.2016 по делу N А40-234364/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234364/2015
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ АРМИИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, УФАС России по г. Москве