г. Красноярск |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А33-26378/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии:
от департамента градостроительства администрации города Красноярска: Стариковой Е.Г. - представителя по доверенности от 22.03.2016 N 744-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства Администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" февраля 2016 года по делу N А33-26378/2014, принятое судьёй Шишкиной И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Лабиринт" (ИНН 2464007722, ОГРН 1022402301008) (далее - ООО ПКФ "Лабиринт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее также ответчик) о возвращении излишне уплаченных денежных средств в размере 22 000 рублей за продление срока размещения временного сооружения в соответствии с договором от 01.07.2014 N 5052.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.01.2015 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
28.01.2015 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, на 19.02.2015 назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование в лице Администрации города Красноярска.
В судебном заседании 19.02.2015 судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявителем требований, в котором истец просит взыскать с ответчика денежные средства, необоснованно удержанные за продление срока размещения временного сооружения, в размере 22 000 рублей по договору от 01.07.2014 N 5052 за счет казны.
Определением арбитражного суда от 19.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Определением арбитражного суда от 18.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Определением арбитражного суда от 11.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социально-экономического развития администрации г. Красноярска.
Представитель ответчика пояснил, что Департамент социально-экономического развития администрации г. Красноярска не является юридическим лицом.
Согласно Положению о Департаменте социально-экономического развития администрации г. Красноярска, утвержденному распоряжением Администрации г. Красноярска от 02.03.2015 N 74-р, департамент является органом администрации г. Красноярска без прав юридического лица (пункт 1).
С учетом этого суд первой инстанции определил исключить из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент социально-экономического развития администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.02.2016 иск удовлетворен. С муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска за счет казны муниципального образования город Красноярск в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Лабиринт" взыскано 22 000 рублей неосновательного обогащения, 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда от 01.02.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что оплата произведена истцом по действующему договору, уплаченные денежные средства неосновательным обогащением не являются.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда от 01.02.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
09.02.2010 Постановлением Администрации г. Красноярска N 55 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска (далее - Положение). Данное положение принято с целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска и устанавливало порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Красноярска.
Органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент градостроительства администрации города Красноярска (п.1.10 Положения).
Согласно названному положению в случае получения субъектом предпринимательской деятельности права на размещение временного сооружения, подлежит заключению договор на размещение временного сооружения, который заключается с департаментом градостроительства администрации г. Красноярска.
Пунктом 2.11 Положения в редакции до 02.04.2014 предусмотрено, что продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения уполномоченный орган рассматривает заявление и приложенные документы. Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора о размещении временного сооружения. Договор о размещении временного сооружения заключается в течение 30 дней с даты обращения о продлении срока размещения временного сооружения (пункт 2.2 Положения).
Постановлением администрации г. Красноярска от 26.03.2014 N 165 внесены изменения в Положение N 55, пункт 2.11 Положения дополнен абзацами следующего содержания:
"Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора на размещение временного сооружения. Заключение договора на размещение временного сооружения осуществляется за плату, которая определяется как стоимость права на заключение договора на размещение временного сооружения. Размер стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения определяется Уполномоченным органом на основании оценки рыночной стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения, произведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности";
абзац третий пункта 2.12 изложен в следующей редакции: "Договор на размещение временного сооружения заключается в течение 30 дней с даты обращения о продлении срока размещения временного сооружения (без учета времени, необходимого для проведения оценки рыночной стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения)";
пункт 2.12. дополнен абзацем следующего содержания: "Договором на размещение временного сооружения устанавливается размер оплаты стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения и порядок расчета, который может осуществляться путем единовременной оплаты или с рассрочкой платежа".
Согласно пункту 3 Постановления администрации г. Красноярска от 26.03.2014 N 165 постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление администрации г. Красноярска от 26.03.2014 N 165 опубликовано 02.04.2014 в газете "Городские новости".
Распоряжением Администрации Железнодорожного района города Красноярска "О разрешении размещения временного сооружения - павильона по адресу: г. Красноярск, ул. 30 июля, 1 "Г" (привокзальная площадь Железнодорожного вокзала) ООО ПКФ "Лабиринт"" от 21.11.2011 N 857-р обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Лабиринт" разрешено размещение временного сооружения - павильона для оказания услуг населению по организации общественного питания, площадью 50,00 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 30 июля, 1 "Г" (привокзальная площадь Железнодорожного вокзала), с 01.01.2012 по 31.12.2016.
На основании Распоряжения Администрации Железнодорожного района города Красноярска от 21.11.2011 N 857-р между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Лабиринт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 16.02.2012 N 182, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0200171:0045, находящийся по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. 30 июля, 1Г (привокзальная площадь Железнодорожного вокзала), для использования в целях размещения временного сооружения - павильона для оказания услуг населению по организации общественного питания, общей площадью 41,03 кв.м.
Срок аренды участка устанавливается с 21.11.2011 по 19.11.2012 (пункт 2.1 договора).
Дополнением от 18.10.2012 N 5560 к договору от 16.02.2012 N 18 срок действия договора продлен по 17.11.2013.
Дополнением от 19.12.2013 N 5779 к договору от 16.02.2012 N 18 срок действия договора продлен по 16.10.2014.
Дополнением от 01.12.2014 N 6414 к договору от 16.02.2012 N 18 срок действия договора продлен по 15.09.2015.
10.05.2014 обществом с ограниченной ответственностью "ИнкомОценка" по заявке Департамента градостроительства администрации г. Красноярска составлен отчет N 2014/049/1 "Об определении рыночной стоимости права на заключение договоров на размещение временных сооружений на территории Железнодорожного района г.Красноярска". Рыночная стоимость определена на дату 08.06.2014. В соответствии с вышеуказанным отчетом (стр.72, порядковый номер 210) определена рыночная стоимость права на заключение договора на размещение временного сооружения (павильон) по адресу: г.Красноярск, ул. 30 Июля, 1г (привокзальная площадь), общей площадью 22,25 кв.м., которая установлена в размере 22 000 рублей в год.
28.05.2014 ООО ПКФ "Лабиринт" обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением (вх. N 5052-ек) о продлении срока размещения временного сооружения - павильона, расположенного по адресу: г.Красноярск, Железнодорожный район, 30 Июля, 1г (привокзальная площадь Железнодорожного вокзала), сроком на 5 лет.
01.07.2014 между департаментом градостроительства администрации г. Красноярска и ООО ПКФ "Лабиринт" заключен договор N 5052 на размещение временного сооружения, пунктом 1.1. которого предусмотрено, что Администрация (департамент градостроительства) предоставляет владельцу (ООО ПКФ "Лабиринт") право размещения временного сооружения: павильона (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 300 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 (далее - схема) по адресу: г. Красноярск, 30 Июля, 1г (привокзальная площадь) и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (Приложение N 2) и являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливается с 01.01.2017 до 01.07.2019.
В пунктах 2.1, 2.2 договора определено, что общая стоимость размещения временного сооружения составляет 32969 рублей 86 копеек, которая должна быть оплачена в соответствии с графиком платежей (Приложение N 1).
В соответствии с Приложением N 1 оплата в сумме 22 000 рублей должна быть произведена 20.07.2014. В разделе 4 договора администрации предоставлено право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в случае если владелец несвоевременно вносит плату за размещение временного сооружения, предусмотренную пунктами 2.1. - 2.4. договора (п.4.1.2.5.).
Чеком-ордером Восточно-Сибирского банка СБ РФ от 04.08.2014 истец произвел оплату суммы 22 000 рублей в качестве платы за право заключения договора на размещение временного сооружения, получатель средств - УФК по Красноярскому краю (Департамент градостроительства администрации г. Красноярска).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 06.06.2014 по делу N 109-15-14 установлен факт нарушения Администрацией г.Красноярска ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции", в части издания акта - Постановления от 26.03.2014 N 165, подпунктом 4 и 6 которого предусмотрено взимание платы за продление (заключение) договора на размещение временного сооружения, что противоречит установленному порядку заключения договоров, влияет на положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и, следовательно, на состояние конкурентной среды.
В соответствии с вышеуказанным решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - администрации г. Красноярска предписано прекратить нарушения антимонопольного законодательства и отменить подпункты 4 и 6 Постановления от 26.03.2014 N 165.
Не согласившись с вышеуказанным решением, администрация города Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения и предписание от 06.06.2014 по делу N 109-15-14. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.05.2015 по делу N А33-12790/2014 в удовлетворении требований администрации г. Красноярска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2015 принят заявленный администрацией города отказ от требований, решение суда первой инстанции от 13.05.2015 по делу N А33-12790/2014 отменено, производство по делу прекращено.
Постановлением администрации г. Красноярска от 29.08.2014 N 537 признаны утратившими силу пункты 4-6 пункта 1 постановления администрации от 26.03.2014 N 165. В постановлении отражено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие после его официального опубликования (опубликовано в газете "Городские новости" 03.09.2014).
Постановлением администрации г. Красноярска от 29.08.2014 N 538 признано утратившим силу постановление администрации от 26.03.2014 N 165 (опубликовано в газете "Городские новости" 04.09.2014).
Постановлением от 25.11.2014 N 789 администрация города Красноярска внесла изменения в постановление от 29.08.2014 N 537, в котором постановила считать подп.4-6 п.1 постановления от 26.03.2014 N 165 утратившими силу. Постановление N789 вступает в силу с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 26.03.2014 (опубликовано в газете "Городские новости" 28.11.2014).
Дополнительным соглашением от 24.12.2014 N 12118/с к договору на размещение временного сооружения от 01.07.2014 N 5052 из договора исключены слова "в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения от 10.06.2014 N 2014/049/1", пункты 2.1.-2.4., 3.1.4, 3.2.10, 4.1.2.5, а также в пункте 3.1.3 исключены слова "в случае полной оплаты стоимости, предусмотренной п.2.1. договора".
Письмом от 16.12.2014 N 12637-ск истец обращался в департамент градостроительства администрации города Красноярска с просьбой вернуть денежные средства, уплаченные по договору от 01.07.2014 N 5052 в размере 22 000 рублей, уплаченные в соответствии с графиком платежей.
Письмом от 19.12.2014 N 15/9859-дг департамент градостроительства администрации города Красноярска отказал истцу в возврате уплаченной суммы.
ООО ПКФ "Лабиринт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска о взыскании денежных средств за счет казны, необоснованно удержанных за размещение временного сооружения, в размере 22 000 рублей по договору от 01.07.2014 N 5052.
Заслушав устные выступления, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Между департаментом градостроительства администрации г.Красноярска и ООО ПКФ "Лабиринт" заключен договор N 5052 на размещение временного сооружения. Данный договор подписан между сторонами во исполнение действующего на тот период в г. Красноярске Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска (далее - Положение).
До принятия постановления администрации г.Красноярска от 26.03.2014 N 165 заключение договора на предоставление места под размещение временного сооружения осуществлялось на территории г.Красноярска безвозмездно.
Постановлением администрации г. Красноярска от 26.03.2014 N 165 определено, что заключение договора на размещение временного сооружения осуществляется за плату, которая определяется как стоимость права на заключение договора на размещение временного сооружения. Размер стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения определяется на основании оценки рыночной стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения, произведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Договор от 01.07.2014 N 5052 на размещение временного сооружения заключен между истцом и ответчиком, после вступления в силу вышеуказанного постановления администрации города от 26.03.2014 N 165 и в разделе 2 содержал условия о стоимости размещения временного сооружения, которая, согласно произведенной оценке, составила 22 000 рублей и должна быть оплачена 20.07.2014.
Чеком-ордером Восточно-Сибирского банка СБ РФ от 04.08.2014 истец произвел оплату суммы 22 000 рублей в качестве платы за право заключения договора на размещение временного сооружения, получатель средств - УФК по Красноярскому краю (Департамент градостроительства администрации г.Красноярска).
Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из принципов предоставления таких услуг является правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно части 2 и части 3 данной нормы государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов, согласно которой:
- размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1);
- схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3);
- схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5);
- утвержденная схема размещения, а также внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения действующих, строящихся или реконструируемых торговых объектов (часть 6).
Частью 1 статьи 15 Правил землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 (действовавших на дату заключения договора), установлено, что размещение временных объектов должно осуществляться с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, норм и правил пожарной безопасности, строительных норм и правил, требований технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Правил землепользования требования к размещению временных объектов, а также порядок их размещения устанавливаются правовыми актами Главы города Красноярска.
Порядок размещения временных сооружений на территории города Красноярска регламентирован Положением о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным Постановлением администраций города Красноярска от 09.02.2010 N 55.
Положением от 09.02.2010 N 55 предусмотрено, что право на размещение временных сооружений осуществляется путем продажи права на аукционе.
Истцу такое право на аукционе за плату не предоставлялось.
Договор на размещение временного сооружения заключен сторонами в индивидуальном порядке, без аукциона, данный договор является основанием для заключения договора аренды земельного участка, занимаемого временным сооружением.
Администрацией города Красноярска в материалы дела представлен отчет об определении рыночной стоимости права на заключение договора на размещение временного сооружения на территории Железнодорожного района г.Красноярска.
Согласно статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 06.06.2014 по делу N 109-15-14 установлен факт нарушения администрацией г.Красноярска ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции", в части издания акта - Постановления от 26.03.2014 N 165, подпунктом 4 и 6 которого предусмотрено взимание платы за продление (заключение) договора на размещение временного сооружения, что противоречит установленному порядку заключения договоров, влияет на положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и, следовательно, на состояние конкурентной среды.
Изменение порядка продления договора на размещения временного сооружения может привести к неправомерному изъятию оборотных средств у хозяйствующих субъектов, что ограничит последних в праве на самостоятельное распоряжение финансовыми средствами, с целью достижения максимально положительного экономического результата от своей деятельности.
Неправомерное изъятие оборотных средств, на которые рассчитывает субъект предпринимательской деятельности, влечет ограничение конкурентоспособности субъекта вследствие увеличения уровня себестоимости производимых услуг (из-за увеличения издержек производства на единицу продукции), снижения уровня их рентабельности.
Уровень конкуренции на товарном рынке зависит от совокупного уровня конкурентоспособности действующих на нем хозяйствующих субъектов. Чем выше уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, и больше их количество, тем ниже уровень концентрации на рынке, тем выше уровень конкуренции.
Следовательно, установление (взимание) платы за продление договора на размещение временного сооружения приведет (может привести) к снижению конкурентноспособности.
Взимание платы за продление договора на размещение временного сооружения не является выгодным для хозяйствующих субъектов, вместе с тем, у органа местного самоуправления возникает право на получение дополнительной платы помимо платы за аренду земельного участка, на котором размещается временное сооружение.
Установление платы за продление договора на размещение временного сооружения приведет (может привести) к созданию неравных условий конкуренции для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность во временных сооружениях.
Неравенство условий функционирования хозяйствующих субъектов заключается в том, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в нестационарных торговых объектах, расположенных в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, то есть в иной форме собственности, нежели государственная или муниципальная, не несут такой дополнительной финансовой нагрузки в виде платы за продление договора на размещение временных сооружений.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в арендуемых зданиях, строениях, сооружениях (объектах недвижимого имущества) также не несут дополнительной финансовой нагрузки в виде платы за продление договора аренды.
Часть хозяйствующих субъектов, продливших договоры на размещение временных сооружений (до 2019 года), до издания оспариваемого акта, также не вносили плату за продление договора на размещение временного сооружения, в результате чего, имеют преимущественные условия осуществления деятельности по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим намерение продлить договор на размещение временного сооружения, срок размещения временных объектов которых истекает после принятия вышеуказанного акта (01.07.2014 у 2000 хозяйствующих субъектов истекает срок размещения временных сооружений, однако у других хозяйствующих субъектов срок размещения установлен до 2019 года).
Установление факта использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции или ущемление интересов хозяйствующих субъектов в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является недопустимым.
В соответствии с пунктом 2.14 Положения от 09.02.2010 N 55 основанием для отказа в продлении срока размещения временного сооружения является:
- наличие подготовленного администрацией города проекта правового акта о предоставлении земельного участка для строительства;
- размещение временного сооружения на земельном участке, предварительно согласованном для размещения объекта недвижимости;
- размещение объекта с нарушением норм действующего законодательства;
- невыполнение заявителем условий договора на размещение временного сооружения, договора аренды земельного участка либо договора безвозмездного срочного пользования земельным участком;
- проведение работ по формированию земельного участка, предоставляемого для строительства без предварительного согласования места размещения объекта;
- невыполнение заявителем требований настоящего положения по сдаче установленного объекта по акту приема представителям уполномоченного органа;
- отсутствие временного сооружения в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в том числе отсутствие нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Указанный перечень оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит и такое основания для отказа в продлении срока размещения временного сооружения как отсутствие документа, подтверждающего внесение платы за продление договора на размещение временного сооружения, отсутствует.
Учитывая положения статей 6, 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в силу решение Красноярского УФАС России, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что положения постановления от 26.03.2014 N 165 противоречат положениям статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", т.к. взимание платы за заключение договора на размещение временного сооружения является дополнительной финансовой нагрузкой, которая влечет повышение стоимости реализуемой продукции, товаров, услуг, как следствие, уменьшение объемов продаж, снижение уровня доходности хозяйствующих субъектов; не предполагает оказание какой-либо ответной услуги и, по сути, является административной процедурой, в которой заявитель поставлен в неравное и экономически нестабильное положение, несмотря на подписание гражданско-правового договора.
Установление факта использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции или ущемление интересов хозяйствующих субъектов в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является недопустимым. При таких обстоятельствах пункты 4, 6 постановления N 165 нарушают принцип определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования.
Постановлением от 25.11.2014 N 789 администрация города Красноярска внесла изменения в постановление от 29.08.2014 N 537, которым определила считать подп.4-6 п.1 утратившими силу с 26.03.2014, т.е. с даты принятия постановления от 26.03.2014 N 165.
Таким образом, получение платы за заключение договора на размещение временного сооружения не имеет правовых оснований, несмотря на факт заключения договора от 01.07.2014 N 5052.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Содержанием обязательства из неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему. Следовательно, основанием для возникновения обязательства из неосновательного обогащения является сам факт обогащения лица за счет иного лица без легитимирующего это юридического факта.
Таким образом, иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения (сбережения) имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца.
Учитывая, что у ответчика отсутствовали правовые основания для получения от истца денежных средств в сумме 22 000 рублей за заключение договора размещения временного сооружения, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств в размере 22 000 рублей в качестве неосновательного обогащения.
Довод апелляционной жалобы о том, что взимание платы за предоставление права на размещение временного сооружения является добровольно принятым на себя истцом обязательством, подлежит отклонению как необоснованный. Условия договора от 01.07.2014 N 5052 на размещение временного сооружения являются типовыми, разработанными органом местного самоуправления, и не содержат со стороны органа местного самоуправления по отношению к субъекту предпринимательской деятельности каких-либо встречных (за произведенную оплату) обязательств. При этом наличие в договоре условий об одностороннем (со стороны департамента градостроительства) досрочном расторжении договора, в случае несвоевременного внесения оплаты за размещение временного сооружения, при отсутствии в договоре встречных со стороны департамента обязательств, ставит владельца сооружения в неравное положение.
Данные условия не являются взаимовыгодными для хозяйствующих субъектов, а у органа местного самоуправления возникает право на получение дополнительной платы помимо платы за аренду земельного участка, на котором размещается временное сооружение.
Установление факта использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции или ущемление интересов хозяйствующих субъектов в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является недопустимым. При таких обстоятельствах пункты 4, 6 постановления N 165 нарушают принцип определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку, не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2016 года по делу N А33-26378/201 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы (ответчика), которая с него не взыскивается в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2016 года по делу N А33-26378/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26378/2014
Истец: ООО ПКФ "Лабиринт"
Ответчик: МО в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска
Третье лицо: Департамент МИ и ЗО администрации г. Красноярска, Департамент социально*-экономического развития администрации г. Красноярска, МО в лице администрации г. Красноярска, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кк, УФАС по КК