г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А56-74420/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лутай В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Гунгер К.Г. - по доверенности от 30.12.2015 N 01-04-4927/15-0-0;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5423/2016) Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2016 по делу N А56-74420/2015 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Дом на 14-й", место нахождения: 191025, г. Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д. 67, ОГРН 1077847062677,
к Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом на 14-й" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ, Инспекция) от 25.09.2015 N 3599 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 28.01.2016 заявление Общества удовлетворено частично, постановление ГАТИ от 25.09.2015 N 3599 изменено в части назначения заявителю административного наказания, штраф снижен до 25 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 28.01.2016 отменить или изменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у суда первой инстанции не имелось оснований для снижения на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначенного Обществу административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией пункта 3 статьи 14 Закон N 273-70, поскольку указанное возможно лишь в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.08.2015, 06.08.2015 и 11.08.2015 Инспекцией проведены осмотры территории производства земляных работ по адресу: Санкт-Петербург, 14-я линия В.О., д. 51, заказчиком которых являлось Общество.
В ходе осмотров указанной территории обнаружен факт производства земляных работ по снятию асфальтобетонного покрытия и производства работ на инженерных сетях (канализации) на территории в зоне арки во дворе в отсутствие ордера ГАТИ на их проведение.
Усмотрев в действиях Общества, как заказчика вышеназванных работ на основании гарантийного письма от 23.07.2015 (л.д. 50 тома 1), признаки административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14 Закон N 273-70, 11.08.2015 Инспекция составила протокол об административном правонарушении N 32144.
Постановлением ГАТИ Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации, выразившемся в необеспечении оформления ордера ГАТИ на производство земляных работ на канализации, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило постановление Инспекции в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя частично, суд первой инстанции исходил из доказанности Инспекцией состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, вместе с тем, придя к выводу о том, что наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения, изменил постановление ГАТИ от 25.09.2015 N 3599 в части назначения заявителю наказания, снизив штраф до 25 000 руб.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ГАТИ, судебная коллегия находит её обоснованной, а решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене ввиду следующего.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223 "О государственной административно-технической инспекции" установлено, что ГАТИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в полномочия которой, в том числе, входит обязанность по проведению государственной политики в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ.
Реализуя свои полномочия, распоряжением от 22.01.2008 N 4 ГАТИ утвердила Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 4), в соответствии с которыми установлены единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4 Правил N 4 "Ордер" - это документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ.
Подпунктом 4.4 пункта 4 Правил N 4 установлено, что производство земляных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте инженерных сетей, инженерных сетей и сооружений вспомогательного использования, при строительстве сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства за пределами земельного участка, предоставленного для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также при ремонте инженерных коммуникаций независимо от способа их прокладки, в том числе земляные работы при ремонте инженерных коммуникаций, проходящих транзитом через строительную площадку или имеющих точки подключения в ее пределах, без ордера ГАТИ запрещено.
В соответствии с пунктом 3.1.1-1 Правил N 4 заказчик обязан до начала производства работ, указанных в пункте 4 настоящих Правил, получить ордер ГАТИ на их производство.
В силу пункта 6.1 Правил N 4 заказчики, планирующие работы, указанные в пункте 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство, выполнение работ, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено и является самовольным.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 установлено, что нарушение утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, за исключением правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Факт неисполнения Обществом обязанности по получению ордера ГАТИ на производство земляных работ на инженерных сетях (канализации) по адресу: Санкт-Петербург, 14-я линия В.О., д. 51, установлен судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что в свою очередь образует в его действиях событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил N 4 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств невозможности предотвращения правонарушения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о доказанности ГАТИ в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, следует признать правомерным.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение ГАТИ процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе соблюдение Инспекцией срока привлечения Общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Вместе с тем, суд первой инстанции, придя к выводу о том, что наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. не соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения, посчитал возможным снизить размер назначенного заявителю штрафа до 50 000 руб.
Однако, как верно указано ГАТИ в апелляционной жалобе, в силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, при наличии исключительных обстоятельств имеется лишь в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Следовательно, учитывая, что пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 минимальный размер административного штрафа для юридических лиц установлен в размере 50 000 руб. и именно в таком размере штраф был назначен Обществу, у суда первой инстанции не имелось оснований для изменения постановления ГАТИ.
На основании изложенного, принимая во внимание, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2016 отмене в части изменения назначенного Обществу административного наказания.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2016 по делу N А56-74420/2015 отменить в части изменения назначенного административного наказания.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Дом на 14-й" (191025, Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д. 67, ОГРН 1077847062677) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отменить постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга от 25.09.2015 N 3599 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
И. Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74420/2015
Истец: ООО "Дом на 14-й"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга