Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2016 г. N Ф07-5569/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А66-12236/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Центральный Кинопарк" Мошовца Р.А. по доверенности от 05.10.2015, Бузовкина С.В. по доверенности от 05.10.2015, от администрации городского поселения город Конаково Крылова А.Ю. по доверенности от 14.03.3013, Плотниковой О.А. по доверенности от 07.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения город Конаково на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 ноября 2015 года по делу N А66-12236/2015 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центральный Кинопарк" (ОГРН 1086911000098; ИНН 6911028210; место нахождения: 171250, Тверская область, город Конаково, улица 1-я Набережная, дом 64а; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Администрации городского поселения город Конаково (ОГРН 1056910027305; ИНН 6911023966; место нахождения: 171252, Тверская область, город Конаково, улица Энергетиков, дом 13; далее - Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 05.06.2015 N 1309; в качестве восстановления нарушенных прав просит обязать Администрацию выдать разрешение на строительство кинотеатра с центром досуга на земельном участке с кадастровым номером 69:43:0070402:0067 по адресу: Тверская область, городское поселение город Конаково, г. Конаково, ул. Набережная Волги, район ДК "Современник".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное автономное учреждение Тверской области "Управление государственной экспертизы документации и результатов инженерных изысканий Тверской области" (ОГРН 1076952034642; ИНН 6952015097; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 5, корпус 1).
Решением суда требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию выдать Обществу разрешение на строительство кинотеатра с центром досуга на указанном земельном участке
Администрация в апелляционной жалобе и её представители в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что представленная Обществом проектная документация не соответствует градостроительному плану земельного участка и градостроительному регламенту, установленному в Правилах землепользования и застройки городского поселения Конаково Тверской области, утверждённых решением Совета депутатов города Конаково N 591 от 26.02.2013 (далее - Правила N 591); градостроительный план земельного участка не соответствовал градостроительному законодательству, действовавшему на момент обращения Общества с заявлением; положительная государственная экспертиза содержит множество противоречий и возможно относится к иной проектной документации; проектная документация не соответствует разрешённому использованию земельного участка; объект, о выдаче разрешения на строительство которого Общество заявило, не соответствует его наименованию, так как фактически является не кинотеатром, а торговым центром (60% площади занимают торговые площади, площади кинозалов составляют 5,5%); строительство указанного объекта не соответствует виду разрешённого использования земельного участка; на момент обращения Общества с заявлением градостроительный план земельного участка от 22.06.2009 не соответствовал требованиям действующего законодательства ни по форме, ни по содержанию, следовательно, требуемый документ представлен не был; в силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации строительство новых объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами; поскольку Общество не приступало к строительству объекта, отражённого в проектной документации, на него распространяются требования Правил N 591; представленный Обществом градостроительный план земельного участка не соответствует статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), так как в нём отсутствуют сведения о градостроительном регламенте, видах разрешённого использования, предельно допустимых значениях площади застройки земельного участка и высотности возможных к размещению объектов; градостроительный регламент для спорного земельного участка на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство был установлен в статьях 52, 54, 56, 57, 58 Правил N 591; на чертеже градостроительного плана отсутствуют сведения о расположенных на нём объектах недвижимости, в то время как проектная документация такие сведения содержит; постановлением N 114 от 04.03.2016 признано утратившим силу постановление N 370 от 29.06.2009, которым утверждён представленный Обществом градостроительный план.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 69:43:0070402:0067 общей площадью 4000 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, городское поселение город Конаково, город Конаково, ул. Набережная Волги, район ДК "Современник", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности (том 1, лист 122).
Постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370 утвержден градостроительный план земельного участка.
Общество 28.05.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Кинотеатра с центром досуга", к которому были приложены свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, градостроительный план земельного участка, утверждённый постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370, проектная документация, положительное заключение государственной экспертизы.
Письмом от 05.06.2015 N 1309 Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка. Администрация также сообщила о том, что в соответствии Правилами землепользования и застройки городского поселения город Конаково Тверской области, утверждёнными решением Совета депутатов города Конаково N 591 от 26.02.2013, минимальная площадь участка состоит из занимаемой существующим или размещаемым на его территории объектом капитального строительства, и требуемых в соответствии с настоящими Правилами площади озеленённых территорий, площади для размещения машино-мест, проездов и иных, необходимых в соответствии с настоящими Правилами и техническими регламентами вспомогательных объектов, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации.
Общество, считая, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, поскольку представленные документы соответствуют требованиям нормативных актов в области градостроительства и градостроительному плану земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Тверской области.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых для получения такого разрешения документов в порядке, установленном частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исходя из положений части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Общество представило в Администрацию все документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, и не усмотрел оснований для вывода о несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Апелляционный суд считает указанные выводы ошибочными.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен быть приложен градостроительный план земельного участка.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Исходя из части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка должны быть указаны границы земельного участка, минимальные отступы от границ участка, информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
В разделе 2 представленного Обществом градостроительного плана "Информация о градостроительном регламенте земельного участка" указано, что градостроительный регламент не установлен, виды разрешённого использования земельного участка (основные, условно-разрешённые и вспомогательные) градостроительным регламентом не установлены.
Между тем, решением Совета депутатов города Конаково от 26.02.2013 N 591 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения город Конаково, включающие градостроительный регламент, в том числе градостроительный регламент по видам разрешённого использования недвижимости и градостроительный регламент по параметрам использования недвижимости.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что на основании заявления Общества от 05.08.2009 и градостроительного плана земельного участка, утверждённого постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370, заявителем было получено разрешение на строительство 1-го этапа строительства кинотеатра с центром досуга по адресу: Конаковский район, городское поселение город Конаково, улица Набережная Волги, район ДК "Современник".
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок (далее - ЕГРПН) с ним 23.12.2009 зарегистрировано право собственности Общества на возведённый заявителем на основании указанного разрешения объект незавершённого строительства, что подтверждено выпиской из ЕГРПН от 15.03.2016 N 69/001/010/2016-2169.
Общество, имея намерение снести данный объект незавершённого строительства и построить на его месте иной по техническим характеристикам объект капитального строительства, подготовило соответствующую проектную документацию на объект капитального строительства, поименованный также "Кинотеатр с центром досуга", получило положительное заключение государственной экспертизы, утверждённое Государственным автономным учреждением Тверской области "Управление государственной экспертизы документации и результатов инженерных изысканий Тверской области" 30.01.2015, и обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного объекта, представив градостроительный план земельного участка, утверждённый постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370.
Пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В данном случае на момент обращения Общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отличие от момента получения Обществом градостроительного плана, утверждённого постановлением Администрации от 29.06.2009 N 370, в отношении планируемого к застройке земельного участка, имелся утверждённый в установленном порядке градостроительный регламент. Представленный заявителем градостроительный план содержал информацию, не соответствующую действующему градостроительному регламенту.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с доводом Администрации о том, что требуемый в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка заявителем не был представлен, что в соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Апелляционный суд также отмечает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод Администрации о несоответствии представленного проекта статье 52 Правил N 591, поскольку согласно проекту на земельном участке отсутствуют территории озеленения, парковочные места в соответствии с указанными в проектной документации расчетными показателями.
Согласно статьё 52 Правил N 591 (глава 12 "Градостроительные регламенты по параметрам использования недвижимости") минимальная площадь земельного участка допускается не менее суммы площади, занимаемой существующим или размещаемым на его территории объектом капитального строительства, и требуемых в соответствии с настоящими Правилами площади озеленённых территорий, площади для размещения машино-мест, проездов и иных, необходимых в соответствии с настоящими Правилами и техническими регламентами вспомогательных объектов, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации.
Суд первой инстанции, отклоняя данный довод, сослался на указание в градостроительном плане на то, что градостроительный регламент не установлен. Кроме того, суд учёл, что Администрация письмом N 1797 от 03.08.2012 согласовала использование существующей стоянки для автомобилей у ДК "Современник" для обслуживания кинотеатра с центром досуга.
Апелляционный суд считает такую позицию ошибочной, поскольку, как указано выше, строительство объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, поэтому при выдаче разрешения на строительство в рассматриваемом случае не может быть принят во внимание градостроительный план земельного участка, утверждённый в 2009 году до вступления в силу действующих правил землепользования и застройки.
Отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Общество не лишено возможности получить градостроительный план земельного участка, соответствующий требованиям действующих правил землепользования и застройки, и обратиться в Администрацию с заявлением о выдаче разрешение на строительство.
При указанных обстоятельствах требования Общества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06 ноября 2015 года по делу N А66-12236/2015 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации городского поселения город Конаково в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 05.06.2015 N 1309, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12236/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2016 г. N Ф07-5569/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Центральный Кинопарк"
Ответчик: Администрация городского поселения город КонаковоТверской области
Третье лицо: Государственное автономное учреждение Тверской области "Управление государственной экспертизы документации и результатов инженерных изысканий Тверской области"
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8593/17
29.05.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1872/17
14.12.2016 Определение Верховного Суда России N 307-КГ16-16507
22.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5569/16
25.04.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11161/15
06.11.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12236/15