г. Владимир |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А11-4145/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.04.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" (ОГРН 1073340003956, ИНН 3329045402, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 4)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2016
по делу N А11-4145/2015,
принятое судьей Ушаковой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2"
о признании незаконными ненормативных правовых актов Лицензионной комиссии Владимирской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" - Никоновой Н.А. по доверенности от 29.05.2015 N 710,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" (далее - Общество, ООО "ЖРЭП N 2", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Лицензионной комиссии Владимирской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Лицензионная комиссия), оформленного протоколом от 08.04.2015 N 10, об отказе ООО "ЖРЭП N 2" в выдаче лицензии по управлению многоквартирными домами и решения Лицензионной комиссии от 08.04.2015 N 30; недействительным приказа Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 16.04.2015 N 30-06-11 об отказе ООО "ЖРЭП N 2" в предоставлении лицензии на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; незаконным уведомления Инспекции от 16.04.2015 N ГЖИ-2058-06-08 об отказе ООО "ЖРЭП N 2" в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также об обязании Лицензионной комиссии в месячный срок рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении ООО "ЖРЭП N 2" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании заявления от 26.02.2015; об обязании Инспекции в месячный срок рассмотреть вопрос об издании приказа о предоставлении ООО "ЖРЭП N 2" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на основании заявления от 26.02.2015.
Решением от 10.02.2016 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 26.02.2015 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании приказа (распоряжения) руководителя Инспекции от 03.03.2015 N 34/06-02 в период с 04.03.2015 по 01.04.2015 проведена внеплановая документарная проверка Общества с целью установления полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), результаты которой зафиксированы в акте от 01.04.2015 N 34/06-02.
В частности, проверяющие установили, что Общество раскрывает информацию в сети Интернет на сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - www.reformagkh.ru и на сайте управляющей организации - www.grep2.ru.
При этом на сайте www.reformagkh.ru отсутствовал договор управления с приложениями по каждому многоквартирному дому; не для каждого дома, с которым был расторгнут договор управления, указано основание его расторжения; не раскрыта информация о серии и типе постройки многоквартирных домов; отсутствуют сведения о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, результатах (решениях) таких собраний; информация о случаях привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом размещена не по всем случая привлечения к административной ответственности.
Данные обстоятельства признаны нарушением требований подпунктов "б", "в", "з", "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации).
Кроме того, установлены нарушения действующего законодательства о размещении информации на сайте www.grep2.ru.
По результатам рассмотрения заявления Общества орган государственного жилищного надзора подготовил для Лицензионной комиссии мотивированное предложение от 07.04.2015 N ГЖИ-1800-06-06 о возможности рассмотрения вопроса о выдаче Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
08.04.2015 Лицензионной комиссией принято решение об отказе Обществу в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (протокол заседания Лицензионной комиссии от 08.04.2015 N 10 и решение от 08.04.2015 N 30).
На основании решения Лицензионной комиссии Инспекцией издан приказ от 16.04.2015 N 30-06-11 об отказе ООО "ЖРЭП N 2" в предоставлении лицензии на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с чем в адрес Общества направлено соответствующее уведомление от 16.04.2015 N ГЖИ-2058-06-08.
Посчитав оспариваемые ненормативные правовые акты Лицензионной комиссии и Инспекции не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статья 192 ЖК РФ предусматривает, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Положение N 21), согласно пункту 2.5 которого Инспекции осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. Инспекция является лицензирующим органом и наделена полномочиями на принятие итоговых решений (ненормативных правовых актов, в том числе приказов) в сфере лицензирования, равно как по предоставлению, так и по отказу в предоставлении лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Владимирской области.
Согласно статье 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. К полномочиям лицензионной комиссии относится в том числе принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии. Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.
Постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2014 N 1367 создана Лицензионная комиссия для обеспечения деятельности государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и утверждено Положение о Лицензионной комиссии (далее - Положение N 1367), которое определяет полномочия, функции, порядок осуществления деятельности Лицензионной комиссии.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Лицензионной комиссии осуществляет Инспекция.
В силу пункта 2.1 Положения N 1367 к полномочиям Лицензионной комиссии относятся: а) принятие решения о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) или об отказе в выдаче лицензии; б) принятие квалификационного экзамена; в) участие в мероприятиях по лицензионному контролю; г) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензионная комиссия осуществляет следующие функции: а) рассматривает материалы, подготовленные лицензирующим органом, для принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии; б) обеспечивает принятие квалификационного экзамена и направление протокола такого экзамена в лицензирующий орган; в) проводит анализ решений лицензирующего органа об исключении из реестра лицензий Владимирской области сведений о многоквартирных домах, в том числе в целях выявления и проверки оснований для аннулирования лицензии; г) принимает решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии; д) обобщает и анализирует опыт лицензирования, судебную практику по вопросам лицензирования, подготавливает предложения по совершенствованию системы лицензирования; е) взаимодействует с лицензирующим органом, иными органами государственной власти Владимирской области и органами местного самоуправления по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; ж) обеспечивает раскрытие информации о работе лицензионной комиссии, в том числе о принятых к рассмотрению документах и принятых решениях путем размещения соответствующей информации на сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.gji.avo.ru (далее - официальный сайт); з) обеспечивает соблюдение конфиденциальности при работе с информацией, составляющей коммерческую тайну заявителей и других заинтересованных лиц; и) приглашает принять участие в заседаниях лицензионной комиссии соискателя лицензии, лицензиата, экспертов, представителей уполномоченного органа и других органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц (пункт 2.2 Положения N 1367).
Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом установлен в статье 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В соответствии с частью 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Законом о лицензировании, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (часть 2 статьи 194 ЖК РФ).
Аналогичные основания для отказа соискателю лицензии в ее предоставлении предусмотрены пунктами 1-2 части 7 статьи 14 Закона о лицензировании.
Согласно части 2 статьи 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение), которое устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
В пункте 2 Положения определено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Из пункта 4 Положения следует, что к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
Пункты 5, 6 Положения определяют, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о лицензировании, в котором также указываются сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения.
К заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии прилагает документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Закона о лицензировании, а также копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.
В силу пункта 7 Положения представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом о лицензировании.
Принятие лицензионной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 201 ЖК РФ, и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьями 14 и 15 Закона о лицензировании с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ. Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (пункт 10 Положения).
В соответствии с Административным регламентом предоставления Инспекцией по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением администрации Владимирской области от 16.02.2015 N 94 (далее - Регламент), государственная услуга предоставляется Инспекцией. Предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или отказ в ее предоставлении осуществляется Инспекцией на основании решения лицензионной комиссии Владимирской области (пункт 2.2 Регламента).
Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.
Пунктом 3.2.13 Регламента установлено, что приказ Инспекции о предоставлении лицензии и лицензия должны содержать: а) наименование Инспекции; б) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование лицензиата, в том числе фирменное наименование, организационно-правовую форму юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; в) фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; г) идентификационный номер налогоплательщика; д) лицензируемый вид деятельности; е) номер и дату регистрации лицензии; ж) номер и дату приказа Инспекции о предоставлении лицензии.
В приказе Инспекции об отказе в предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, и мотивированное обоснование причин отказа в предоставлении лицензии.
В случае принятия Лицензионной комиссией решения об отказе в предоставлении лицензии Инспекцией в течение 3 рабочих дней со дня получения такого решения издается приказ об отказе в предоставлении лицензии. В течение 3 рабочих дней со дня издания приказа об отказе в предоставлении лицензии Инспекция вручает соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии. Уведомление об отказе подписывается руководителем Инспекции (пункт 3.2.16 Регламента).
На основании части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются; 2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 названного Кодекса; 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 161 ЖК РФ).
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать в частности: информацию о перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечне многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества (подпункт "б"); общую информацию о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информацию о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в"); о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний (подпункт "з"); информацию о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (подпункт "к").
При этом информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" Стандарта раскрытия информации, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив (пункт 3.1 Стандарта раскрытия информации).
В пункте 5 Стандарта раскрытия информации установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
В силу пункта 6 Стандарта раскрытия информации информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и определен официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2013 N 28833).
Согласно данному нормативному правовому акту определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
В рассматриваемом случае установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение подпунктов "б", "в", "з", "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации:
- на сайтах www.reformagkh.ru и www.grep2.ru в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, на момент проверки отсутствовала (или не в полном объеме была раскрыта) информация об основаниях управления по каждому многоквартирному дому (отсутствует договор управления, ссылка на дату и номер договора, имеется только типовой договор управления); не раскрыта информация об основаниях расторжения договора управления многоквартирным домом (договоры управления расторгнуты с двумя многоквартирными домами, между тем основание расторжения указано только для одного дома); отсутствовала информация о серии и типе постройки многоквартирных домов; отсутствовали сведения о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, результатах (решениях) таких собраний; не раскрыта информация о случаях привлечения должностного лица управляющей организации к административной ответственности по статье 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении отсутствия информации об основаниях управления по каждому многоквартирному дому, то есть неуказания договора управления с приложениями, Общество указало, что условия договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, заключаемый управляющей организацией с собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, одинаковые для всех многоквартирных домов, соответственно, проект заключаемого договора управления во всеми приложениями раскрыт на сайте www.reformagkh.ru в текущей анкете в разделе "Деятельность по управлению МКД" и на сайте www.grep2.ru в разделе "Информация".
Вместе с тем данный довод правомерно не принят судом во внимание, как противоречащий подпункту "б" пункта 3 Стандарта раскрытия информации, обязывающему управляющие организации раскрывать перечень многоквартирных домов с указанием адреса и основания по каждому многоквартирному дому.
При этом суд установил, что Общество имело возможность раскрытия данной информации, так как по состоянию на апрель 2015 года (после проведения проверки заявления и документов соискателя лицензии) указанная информация в полном объеме им была раскрыта.
По аналогичным основаниям признан несостоятельным довод Общества о невозможности раскрытия информации о серии и типе постройки многоквартирных домов, поскольку при раскрытии данной информации в апреле 2015 года отражены серия и тип проекта многоквартирного дома (например, 121 или 1447, панельные, каменные, кирпичные и т.д.).
Утверждение ООО "ЖРЭП N 2" о том, что в период с 01.12.2014 общие собрания собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении, не проводились (за исключением дома N 32 по ул. Юбилейной г. Владимира, что нашло отражение на сайтах), в связи с чем отсутствовала необходимость указания этих сведений, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как эту информацию также необходимо отражать на соответствующих сайтах, дабы не ввести в заблуждение заинтересованных в данном вопросе лиц о проводимых общих собраниях и о результатах принятых на них решений.
Несостоятельной признана и ссылка Общества на отсутствие необходимости раскрытия информации о привлечении директора ООО "ЖРЭП N 2" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в связи с невступлением постановления административного органа в законную силу, как противоречащая содержанию подпункта "к" пункта 3 Стандарта раскрытия информации, который не ставит размещение необходимой информации в зависимость от вступления соответствующего решения административного органа или судебного акта в законную силу.
Более того, по смыслу положений пунктов 8-10 Регламента организация, осуществляющая деятельность в сфере управления многоквартирными домами, не лишена возможности внесения изменений в соответствующие сведения и редактирования информации (в том числе и в случае отмены решения о назначении административного наказания).
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Общество не соответствует лицензионным требованиям.
Довод Общества на устранение выявленных в ходе проверки нарушений обоснованно отклонен судом со ссылкой на часть 7 статьи 14 Закона о лицензировании, статью 193 и часть 2 статьи 194 ЖК РФ, пункт 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, и факт установления Инспекцией при проверке заявления от 26.02.2015 и пакета документов на получение лицензии нарушений лицензионных требований в части раскрытия обязательной информации, о чем указано в акте проверки и мотивированном заключении.
Довод Общества о том, что внесение Инспекцией мотивированного предложения о возможности выдачи Обществу лицензии должно быть обязательным основанием для принятия Лицензионной комиссией положительного решения по данному вопросу, правомерно не принят арбитражным судом во внимание, поскольку по смыслу приведенных выше нормативных правовых актов принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче управляющей организации лицензии относится к исключительной компетенции Лицензионной комиссии.
Более того, в мотивированном предложении Инспекции от 07.04.2015 N ГЖИ-1800-06-06 указано, что "Инспекция полагает возможным рассмотреть вопрос о выдаче ООО "ЖРЭП N 2" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", оставляя тем самым принятие решения за специально уполномоченным органом в соответствии с закрепленными за ним статьей 201 ЖК РФ и пунктом 2.1 Положения N 1367 полномочиями.
Оценив доводы Общества о нарушении процедуры принятия Лицензионной комиссией решения, оформленного протоколом от 08.04.2015 N 10, и решения от 08.04.2015 N 30, и проверив их на соответствие нормам Положения N 1367, суд правомерно указал на их несостоятельность.
При этом неуведомление Общества о дате и времени заседания Лицензионной комиссии с учетом оценки пунктов 5.4 и 5.5 Положения N 1367, которые не устанавливают безусловной обязанности по приглашению для принятия участия в заседаниях Лицензионной комиссии соискателя лицензии, а также отсутствия в нормативных правовых актах, связанных с процедурой лицензирования на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, указания на последствия такого неуведомления правомерно расценено судом в качестве несущественного нарушения, которое не может быть достаточным основанием для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Лицензионной комиссии недействительными.
Как обоснованно отметил суд, неуведомление соискателя лицензии о дате и времени заседания комиссии не могло повлиять на принятие комиссией соответствующего решения.
При издании Инспекцией на основании решения Лицензионной комиссии об отказе в предоставлении Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами приказа от 16.04.2015 N 30-06-11 и подготовке уведомления от 16.04.2015 N ГЖИ-2058-06-08 судом также не установлено процессуальных нарушений, влекущих их безусловную отмену.
Иные доводы Общества также признаны судом несостоятельными.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемые ненормативные правовые акты Лицензионной комиссии и Инспекции не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2016 по делу N А11-4145/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4145/2015
Истец: ООО "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N2"
Ответчик: Лицензионная комиссия Владимирской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3140/16
26.04.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1851/16
10.02.2016 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-4145/15
02.06.2015 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-4145/15