Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2016 г. N Ф09-6762/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А34-5146/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Газаряна Карена Викторовича на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2016 по делу N А34-5146/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Газарян Карен Викторович,
представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Несговорова О.Г. (доверенность от 05.10.2015 N 03-01-5562).
Индивидуальный предприниматель Газарян Карен Викторович (далее - ИП Газарян, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Департамента по заявлению ИП Газаряна, выразившегося в невыдаче разрешения о предварительном согласовании места размещения объекта в г. Кургане, ул. Сибирская, 46 "б", и возложении обязанности на Департамент завершить процедуру оформления земельного участка путём выдачи решения о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Курган, ул. Сибирская, 46 "б" для строительства здания фитнес-центра (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом, л. д. 84, 85).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.02.2016 (резолютивная часть объявлена 10.02.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что 24.12.2014 обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра, таким образом, спорные правоотношения между сторонами возникли задолго до введения в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ). По мнению подателя жалобы, судом дано неверное толкование пункту 2 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, а именно: указано на то, что данный пункт относится только к торгам.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.12.2014 заявитель обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения здания фитнес-центра на земельном участке ориентировочной площадью до 400 кв. м, расположенном в г. Кургане, в районе пересечения ул. Аргентовского, 8 и ул. Сибирская, 46 на праве аренды (л. д. 7).
27 января 2015 года Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и курганцы" опубликовано информационное сообщение о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для строительства, в том числе здания фитнес-центра в районе пересечения ул. Аргентовского, 8 и ул. Сибирская, 46 (л. д. 11, 93).
25 февраля 2015 года постановлением Администрации города Кургана N 1683 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 371 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:070507, с категорией земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - спорт (для размещения здания фитнес-центра), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская обл., г. Курган, ул. Сибирская, 46 Б (л. д. 8).
26 февраля 2015 года на основании обращения Департамента от 30.12.2014 N 10-01-8997 с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка для размещения здания фитнес-центра по адресу ул. Сибирская, 46 Б на основании заявления ИП Газаряна комиссией согласован акт о выборе земельного участка для строительства N 85 (л. д. 9, 10).
27 февраля 2015 года Комитет по архитектуре и строительству Курганской области письмом N 234 согласовал предварительное размещение объекта капитального строительства на земельном участке общей площадью 0,0371 га по адресу: г. Курган, ул. Сибирская, 26 Б для проектирования здания фитнесс-центра (л. д. 12).
27 февраля 2015 года письмом N С-11 Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области направлены документы по выбору земельного участка по адресу ул. Сибирская, 46 Б для строительства здания фитнес-центра для принятия решения с учётом информации о наличии обращений других заявителей (л. д. 13).
27 февраля 2015 года ИП Газарян обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра на земельном участке площадью 0,0371 га, расположенном по адресу г. Курган, ул. Сибирская, 46 Б (л. д. 16).
03 марта 2015 года Департамент письмом N 09-01-1221, ссылаясь на вступление в силу с 01.03.2015 изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, внесённых Законом N 171-ФЗ, направил в адрес Администрации города Кургана обращение ИП Газаряна о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра на земельном участке по адресу: г. Курган, ул. Сибирская, 46 Б, для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения (л. д. 59).
Письмом от 03.04.2015 N Г-774 Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана проинформировал заявителя об отмене вступившим в силу с 01.03.2015 Законом N 171-ФЗ статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, и установлении в соответствии с пунктом 7 статьи 39.11 названного Кодекса предоставления земельных участков для строительства зданий, сооружений путём проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о подготовке, организации и проведении в течение 2015 года аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по ул. Сибирская, 46 Б (л. д. 17).
Предприниматель, полагая, что Департамент, не приняв по заявлению от 27.02.2015 решение о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра по адресу г. Курган, ул. Сибирская, 46 Б, допустил бездействие, не соответствующее закону и нарушающее права заявителя, обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что по поданному предпринимателем 27.02.2015 заявлению Департаментом допущено незаконное бездействие с целью воспрепятствовать реализации прав заявителя на предоставление земельного участка под строительство.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие со стороны заинтересованного лица незаконного бездействия и нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания отсутствия оспариваемого бездействия лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 названного Кодекса).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 названного Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 указанной статьи).
В силу пункта 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 указанной статьи).
В силу пункта 8 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В настоящем случае в соответствии с положениями пункта 7 статьи 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (в редакции закона от 30.06.2014 N 44) Департамент как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладал полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта, решения о предоставлении в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования города Кургана, для строительства и заключению соответствующих договоров.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения здания фитнес-центра на земельном участке ориентировочной площадью до 400 кв. м, расположенном в г. Кургане, в районе пересечения ул. Аргентовского, 8 и ул. Сибирская, 46 на праве аренды 24.12.2014.
Из приведенных выше обстоятельств дела следует, что по заявлению предпринимателя заинтересованным лицом совершены необходимые действия, а именно: заявление передано в Администрацию города Кургана для рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка.
В соответствии с пунктом 36 Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства", утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 20.08.2012 N 5811, основанием для начала выполнения административной процедуры является получение заявления и прилагаемых к нему документов отделом архитектуры и градостроительства Департамента.
В силу пункта 37 регламента специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента в течение 3 дней со дня получения заявления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и осуществляет выезд на месторасположение земельного участка.
Должностное лицо Департамента в течение 7 дней выносит заявление с прилагаемыми документами на рассмотрение комиссии по землепользованию и застройке города Кургана для принятия решения о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке.
На основании решения Комиссии о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке, оформленного протоколом, должностное лицо Департамента, не позднее 2 дней с момента принятия решения Комиссией, поручает специалисту отдела архитектуры и градостроительства Департамента опубликовать в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и разместить на официальном сайте муниципального образования города Кургана информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - 14 дней.
В пункте 42 регламента установлено, что специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента обеспечивает публикацию в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и размещение на официальном сайте муниципального образования города Кургана информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка других заявлений на данный земельный участок не поступило, должностное лицо Департамента принимает решение о выборе земельного участка.
В настоящем случае 27.01.2015 Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и курганцы" опубликовано информационное сообщение о поступлении заявления о предоставлении в аренду земельного участка.
25 февраля 2015 года постановлением Администрации города Кургана N 1683 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана.
26 февраля 2015 года на основании обращения Департамента от 30.12.2014 N 10-01-8997 с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка для размещения здания фитнес-центра комиссией согласован акт о выборе земельного участка для строительства N 85.
27 февраля 2015 года письмом N С-11 Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области направлены документы по выбору земельного участка.
27 февраля 2015 года ИП Газарян вновь обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра.
Однако, Законом N 171-ФЗ статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу с 01.03.2015, и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
Кроме того, пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ с 01.03.2015 утратил силу.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В связи с указанным 03.03.2015 Департамент письмом N 09-01-1221 направил в адрес Администрации города Кургана обращение ИП Газаряна о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра на земельном участке по адресу: г. Курган, ул. Сибирская, 46 Б, для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения.
Из указанного, как верно отметил арбитражный суд первой инстанции, не следует, что заинтересованным лицом по заявлению предпринимателя было допущено незаконное бездействие, имеющее своей целью воспрепятствование в реализации права заявителя на получение земельного участка по основаниям и в порядке, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ.
В данном случае документы по осуществлению выбора земельного участка были предоставлены заинтересованному лицу в последний рабочий день до 01.03.2015.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 137-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, с учётом изменений действующего земельного законодательства по процедуре предварительного согласования мог быть предоставлен в аренду спорный земельный участок, при условии, что до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В настоящем случае решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства не было принято до 01.03.2015.
Арбитражным судом первой инстанции правильно отклонена ссылка предпринимателя на необходимость применения в настоящем случае нормы части 2 статьи 34 Закона N 137-ФЗ как основанная на ошибочном толковании данной нормы, не подлежащей применению к процедуре предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Так, согласно указанной норме в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Изложенная норм регламентирует начатую процедуру предоставления земельных участков на торгах, что следует из совокупного толкования данной нормы и ранее приведенной нормы части 1 статьи 34 Закона N 137-ФЗ.
Наличие в норме части 2 указанной статьи ссылки, в том числе, на статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации не свидетельствует об обоснованности правовой позиции заявителя, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса предварительная и заблаговременная публикация сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков являлась частью процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, то есть путем проведения торгов.
Кроме того, следует обратить внимание на различие в терминологии, применяемой законодателем, а именно: в пункте 3 статьи 31 названного Кодекса применительно к предоставлению земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта употреблено понятие "информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства". В указанном же выше подпункте 3 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса применено понятие "публикация сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков", что употреблено и в части 2 статьи 34 Закона N 137-ФЗ.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
Предпринимателю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная на основании чека-ордера от 17.03.2016 государственная пошлина в размере 2850 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2016 по делу N А34-5146/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Газаряна Карена Викторовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Газаряну Карену Викторовичу из федерального бюджета излишне уплаченную на основании чека-ордера от 17.03.2016 государственную пошлину в размере 2850 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5146/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2016 г. N Ф09-6762/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Газарян К. В (представитель Кононов А. В.), ИП Газарян Карен Викторович
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области