г. Воронеж |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А36-6013/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,
при участии:
от АО "ЛГЭК": Гусакова О.Е., представитель по доверенности от 15.12.2015 г.,
от Администрации г. Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Департамента ЖКХ Администрации г. Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Липецк в лице Администрации города Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.01.2016 г. по делу N А36-6013/2015 (судья Серокурова У.В.) по иску акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (ИНН 4825066916, ОГРН 1094823016617) к муниципальному образованию город Липецк в лице Администрации города Липецка (ИНН 4826001213, ОГРН 1024800834464), при участии в деле в качестве третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Липецка, о взыскании 5 180 руб. 20 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к муниципальному образованию город Липецк в лице Администрации города Липецка (далее - Администрация г. Липецка, ответчик) о взыскании расходов за установку индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов в сумме 5 180 руб. 20 коп.
Определением суда первой инстанции от 25.08.2015 г. исковое заявление принято к рассмотрению порядке упрощенного производства на основании ст. 227 АПК РФ.
Определением от 19.10.2015 г. арбитражный суд области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Липецка (далее - Департамент ЖКХ Администрации г. Липецка, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.01.2016 г. иск АО "ЛГЭК" удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация г. Липецка обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Администрации г. Липецка и Департамента ЖКХ Администрации г. Липецка не явились.
Через канцелярию суда от Администрации г. Липецка поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель АО "ЛГЭК" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считая обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно постановлению Администрации г. Липецка от 08.05.2013 г. N 1163 АО "ЛГЭК" является гарантирующим поставщиком по снабжению холодной водой на территории муниципального образования г. Липецк.
Представленными в материалы дела выписками из реестра муниципальной собственности от 16.09.2015 г. подтверждается и ответчиком не оспаривается, что Администрации г. Липецка на праве собственности принадлежат квартиры в жилых многоквартирных домах, расположенных в г. Липецке по следующим адресам: ул. Семашко, д. 21, кв. 118; ул. Папина, д. 35, кв. 85; ул. Циолковского, д. 32/2, кв. 66.
Поскольку вышеуказанные жилые помещения не были оснащены индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) холодной воды, АО "ЛГЭК", исполняя требования Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", совершило действия по установке ИПУ холодной воды в данных квартирах.
Установленные истцом приборы учета допущены в эксплуатацию, о чем составлены акты ввода в эксплуатацию приборов учета от 07.04.2015 г. (ул. Папина, д. 35, кв. 85), от 04.04.2015 г. (ул. Циолковского, д. 32/2, кв. 66) и от 15.03.2015 г. (ул. Семашко, д. 21, кв. 118).
В соответствии с актами приемки-передачи выполненных работ N 1 от 15.03.2015 г., N 1 от 04.04.2015 г. и N 1 от 07.04.2015 г. общая стоимость установки (включая стоимость самого прибора учета) ИПУ холодной воды по адресу: г. Липецк, ул. Семашко, д. 21, кв. 118 составила 1 675 руб. 60 коп.; по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, д. 32/2, кв. 66 - 1 829 руб.; по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 35, кв. 85 - 1 675 руб. 60 коп. соответственно.
Всего общая стоимость установки ИПУ холодной воды в указанных квартирах составила 5 180 руб. 20 коп.
Письмами от 10.11.2014 г., 03.12.2014 г., 12.02.2015 г., 20.03.2015 г., 20.04.2015 г., 21.05.2015 г. истец сообщал ответчику о неисполнении им в установленный законом срок предусмотренной обязанности по установке индивидуальных приборов учета холодной воды, просил обеспечить допуск сотрудников АО "ЛГЭК" к местам установки приборов учета, указывая конкретные даты и время, а также оплатить соответствующие расходы. К письмам прилагались проекты договоров на установку приборов, акты приемки-передачи и счета на оплату выполненных работ.
Ответчиком не оспаривается факт получения названных писем от истца. При этом в деле имеются ответы третьего лица, из которых усматривается, что Департамент ЖКХ Администрации г. Липецка под различными предлогами отказывался оплачивать расходы истца на установку ИПУ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик провел обследование указанных в иске жилых помещений и составил справки, подтверждающие наличие ИПУ в названных квартирах.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований АО "ЛГЭК" об оплате расходов на установку приборов учета послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного требования.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу обычных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 548 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ закреплено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой, в том числе электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
С 01.07.2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что до 01.07.2013 г. (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч.ч. 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Из системного анализа указанных положений Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, то есть на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Следовательно, вывод арбитражного суда области о том, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в том числе индивидуальными средствами измерения воды, вправе взыскать понесенные в связи с этим расходы с собственников жилых помещений данного дома, в которых и установлены такие приборы учета, является правомерным.
Кроме того, указанный вывод суда согласуется с позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 12.11.2015 г. по делу N А36-6003/2014.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Факт установки АО "ЛГЭК" ИПУ холодной воды в квартирах, принадлежащих на праве собственности Администрации г. Липецка, расположенных по адресам: ул. Семашко, д. 21, кв. 118; ул. Циолковского, д. 32/2, кв. 66; ул. Папина, д. 35, кв. 85, подтверждается материалами дела и не оспорен ответчиком (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
При этом из материалов дела следует, что истцом в установленном порядке в адрес ответчика направлялись требования об исполнении норм закона об оснащении жилых помещений ИПУ холодной воды, которые не были исполнены Администрацией г. Липецка. Доказательств, подтверждающих обратное, ответчиком в материалы дела не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Довод Администрации г. Липецка о том, что между сторонами не заключался договор на установку счетчиков и выполнению работ по их установке, правильно не принят судом области, поскольку АО "ЛГЭК", являясь ресурсоснабжающей организацией, выполнило установку ИПУ холодной воды в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и связи с неисполнением такой обязанности в установленный законом срок собственником квартир. Кроме того, судом обоснованно учтено, что ответчик, будучи собственником жилых помещений, не обращался к истцу с предложением о заключении соответствующих договоров.
Также судом первой инстанции правильно отклонен довод ответчика о том, что истец не является сетевой организацией, передающей энергоресурсы в жилые многоквартирные дома, где находятся принадлежащие ответчику квартиры, так как истцом представлены правоустанавливающие документы на водопроводные сети, непосредственно присоединенные к указанным в иске жилым домам.
В данном случае истцом доказаны все предусмотренные законом условия для возмещения стоимости понесенных им затрат при исполнении установленной законом обязанности. Размер понесенных АО "ЛГЭК" расходов в сумме 5 180 руб. 20 коп. подтвержден документально (акты выполненных работ), и не опровергнут ответчиком (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Липецка аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Между тем, заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке ст. 333.37 НК РФ, в связи с чем оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 102-112, 266-269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.01.2016 г. по делу N А36-6013/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6013/2015
Истец: АО "Липецкая городская энергетическая компания"
Ответчик: Муниципальное образование город Липецк в лице администрации г. Липецка
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка