Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2016 г. N Ф09-7030/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А76-29491/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2016 по делу N А76-29491/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница - Захарова М.В. (паспорт, доверенность от 16.11.2015); Миняйло А.С. (паспорт, доверенность N 1 от 11.01.2016);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Долгополова К.А. (удостоверение, доверенность от 24.06.2015 N 45);
общества с ограниченной ответственностью "СтандартСтройСервисРемонт" - Устинов В.В. (паспорт, доверенность от 28.01.2016 N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "ЧелябСтройКомплект" (далее - заявитель, ООО "ЧелябСтройКомплект", ООО "ЧСК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление ФАС по Челябинской области) о признании незаконными решения от 11.11.2015 по делу N 751-ж/2015 и предписания от 11.11.2015 по тому же делу.
Определением суда от 01.12.2016 заявление принято к производству, делу присвоен номер А76-29491/2015. Указанным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", общество с ограниченной ответственностью "СтандартСтройСервисРемонт", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Определением суда от 05.02.2016 принято к производству заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - заявитель, ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница") к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании незаконными (неправомерными) решения от 11.11.2015 по делу N 751-ж/2015 и выданное на основании решения предписание от 11.11.2015 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе по делу N 751-ж/2015. Делу присвоен NА76- 28719/2015.
Представителем ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" в судебном заседании заявлено ходатайство об объединении дел N А76-29491/2015 и N А76-28719/2015 в одно производство. Судом ходатайство удовлетворено, судебные дела N А76-29491/2015 и N А76-28719/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А76-29491/2015.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2016 (резолютивная часть объявлена 05.02.2016) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает на то, что положения документации об аукционе свидетельствуют о необходимости наличия у самого участника закупки (ООО "ЧСК") всех перечисленных разрешительных документов вне зависимости от намерения выполнить работы самостоятельно или с привлечением субподрядчиков.
По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия в протоколе проведения итогов от 08.10.2015 признала заявку ООО "ЧСК" не соответствующей требованиям документации об аукционе по следующей причине: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поименованных в пунктах 8 и 9 информационной карты документации об аукционе в электронной форме, а именно не представлена копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Податель жалобы указывает на нарушение аукционной комиссией частей 1, 2 пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, выразившимся в неправомерном признании в протоколе подведения итогов аукциона от 02.11.2015 заявки ООО "ЧСК" соответствующей требованиям документации об аукционе и указанного участника закупки победителем аукциона.
Управление ФАС по Челябинской области отмечает, что документацией об аукционе не предусмотрено право участника представлять в заявке договор субподряда и лицензию на осуществление конкретного вида деятельности иного хозяйственного субъекта. Аукционная комиссия обязана руководствоваться только положениями документации об аукционе, не совершая действий, направленных на создание преимущественного положения отдельным участникам закупки. Ввиду того, что аукционная комиссия действовала в противоречие требования законодательства о контрактной системе, положений документации о закупке, были нарушены права и законные интересы ООО "СтандартСтройСервисРемонт", как лица, претендующего на заключение контракта по результатам аукциона.
Кроме того, податель жалобы считает, что судом не учтено, что имеется разница между правовыми понятиями "участник закупки" и "подрядчик". Спор между заявителями и ответчиком возник на стадии рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, когда с ООО "ЧСК" еще не был заключен контракт, а, следовательно, оно и не являлось подрядчиком по работам, требующимся заказчику, в соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от ООО "ЧСК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления ФАС по Челябинской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "СтандартСтройСервисРемонт" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменном мнении.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЧелябСтройКомплект" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1147424002000.
ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027403895980.
03.11.2015 в Управление ФАС по Челябинской области поступила жалоба ООО "СтандартСтройСервисРемонт" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" (заказчик) путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 27.07.2015 (с изменениями от 11.09.2015) извещения о проведении аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 64 807 307,80 рублей.
По состоянию на 11.11.2015 контракт по результатам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Решением комиссии антимонопольного органа от 20.10.2015 по делу N 689-ж/2015 доводы жалобы ООО "СтандартСтройСервисРемонт" на действия аукционной комиссии признаны обоснованными, в действиях аукционной комиссии выявлено нарушение части 1, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем, в том числе, повторного рассмотрения заявок участников закупки с учетом требований законодательства о контрактной системе и решения антимонопольного органа.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 02.11.2015 заявки ООО "ЧСК", ООО "СтандартСтройСервисРемонт", ООО "АКВИЛОН климат проф" решением аукционной комиссии признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и победителем аукциона стало ООО "ЧСК" с ценой предложения 63 835198 рублей 18 копеек.
Аукционная комиссия в протоколе подведения итогов от 08.10.2015 (до вынесения антимонопольным органом решения и предписания от 20.10.2015 по делу N 689-ж/2015) признала заявку ООО "ЧСК" не соответствующей требованиям документации об аукционе по следующей причине: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поименованных в пунктах 8 и 9 информационной карты документации об аукционе в электронной форме, а именно не предоставлена копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Рассмотрев материалы дела, комиссия антимонопольного органа решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "СтандартСтройСервисРемонт" на действия аукционной комиссии в части неправомерного признания соответствующей заявки ООО "ЧСК" обоснованными, в части неправомерного признания соответствующей заявки ООО "АКВИЛОН климат проф" необоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1,2,-пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления ФАС по Челябинской области для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
На основании указанного выше решения Управления ФАС по Челябинской области, антимонопольным органом выдано предписание N 18 от 28.09.2015, которым предписано:
1. ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" предписано:
1.1 с даты размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.11.2015;
1.2 разместить решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, на официальном сайте;
1.3 после исполнения пунктов 1.2, 2.1. - 2.4, настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Аукционной комиссии в срок до 20.11.2015:
2.1 принять решение об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 02.11.2015;
2.2 передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, заказчику для размещения на официальном сайте;
2.3 рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе с учетом решения N 751-ж/2015 от 11.11.2015 в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2.4 после исполнения пунктов 1.2, 2.1. - 2.3. настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 16.11.2015 обеспечить ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница", аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания.
4. ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница" в подтверждение, исполнения предписания в срок до 30.11.2015 года в адрес Управления ФАС по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), протоколы (решение), составленные по результатам исполнения пунктов 2.1, 2.3 настоящего предписания, подтверждение размещения указанных протоколов (решения), принятых по результатам исполнения пункта 2.1, 2.3 настоящего предписания, на официальном сайте.
Не согласившись с принятыми решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Согласно статье 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.1 Информационной карты документации об аукционе указаны требования к участникам электронного аукциона: "1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки: 1.1) наличие действующего Свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на виды работ согласно описанию объекта закупки, в том числе: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство, а также 1.2) наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включающую в себя следующий перечень разрешенных видов работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной безопасности и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж и техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ".
Пунктом 8 Информационной карты документации об аукционе определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: "2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона единым требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: - копию действующего Свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на виды работ согласно описанию объекта закупки, в том числе: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.; - копию действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включающую в себя следующий перечень разрешенных видов работ: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной безопасности и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ".
Проектом договора на выполнение работ по капитальному ремонту, являющимся приложением N 15 к информационной карте документации об аукционе предусмотрено следующее:
- ".2.1. Подрядчик обязуется:
1) выполнить работы, указанные в пункте 1.2. настоящего договора, в соответствии с "Сводным сметным расчетом стоимости строительства" (Приложение N 1 к настоящему договору), Проектом "Капитальный ремонт стационара, лечебный корпус N 1 ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 42-а" (Приложение N 1а к настоящему договору), Локальными сметами (Приложения N2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 к настоящему договору), собственными и (или) привлеченными силами в сроки, указанные в пункте 1.3. настоящего договора;
24) предоставить заказчику надлежащим образом заверенную копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и/или лицензии на осуществление определенной деятельности, предусмотренных настоящим договором, на которые необходимо наличие такого свидетельства/лицензии, или иной документ подтверждающий право подрядчика или привлекаемой им субподрядной организации выполнять данный вид работ.
При этом, в случае выполнения указанных в настоящем пункте работ собственными силами подрядчика выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ и/или лицензия на осуществление данной деятельности должны быть выданы на имя подрядчика. В случае привлечения подрядчиком на выполнение указанных в настоящем пункте работ субподрядной организации. Подрядчик обязан предоставить надлежащим образом заверенную копию выданного саморегулируемой организацией субподрядной организации свидетельства о допуске к таким видам работ и/или лицензии на осуществление данной деятельности.
- 2.2. Подрядчик имеет право:
1) привлечь к исполнению настоящего договора субподрядчиков (субподрядные организации), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В этом случае подрядчик несет ответственность за определенные в настоящем договоре сроки и качество работ, выполняемые привлеченными субподрядными организациями.
В случае привлечения субподрядной организации для выполнения работ по настоящему договору, предоставить заказчику в течение 3 (трех) дней с даты заключения соответствующего договора на субподряд следующие сведения:, наименование субподрядной организации организационно-правовая форма, ИНН, ОГРН, юридический адрес, данные исполнительного органа, сумма договора, перечень видов работ, надлежащим образом заверенную копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и/или лицензии на осуществление данной деятельности, на которые необходимо наличие такого свидетельства/лицензии и выполняемые данной субподрядной организацией, или иной документ подтверждающий право субподрядной организации выполнять данный вид работ".
Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного или муниципального заказа.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу условий части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, совокупностью указанных норм права и аукционной документации, предусмотрено право привлечения субподрядчиков для выполнения работ, что в свою очередь, направлено на обеспечение принципов прозрачности закупки и обеспечения конкуренции между ее участниками.
Исполнитель принял на себя обязательства выполнять работы по монтажу и ремонту заполнения проемов в противопожарных преградах, работы по монтажу и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, работы по монтажу и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Как следует из материалов дела, в спорных правоотношениях объектом закупки является выполнение работ по ремонту нежилого пристроенного здания.
При этом работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по ремонту здания.
Из содержания аукционной документации следует, что подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право привлекать субподрядные организации.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по капитальному ремонту здания, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции, что выданные заинтересованным лицом решение и предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2016 по делу N А76-29491/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-29491/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2016 г. N Ф09-7030/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЧЕЛЯБСТРОЙКОМПЛЕКТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, УФАС по Челябинской области
Третье лицо: ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница", ООО "АКВИЛОН КЛИМАТ ПРОФ", ООО "РТС-тендер", ООО "СтандартСтройСервисРемонт"