город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2016 г. |
дело N А32-41055/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2016 по делу N А32-41055/2015, принятое судьей Чесноковым А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" к заинтересованному лицу Краснодарской таможне о взыскании процентов за несвоевременный возврат таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган) о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин: по ДТ N 10309180/120414/0000680 в сумме 50200,82 руб.
Заявленные требования мотивированы нарушением таможней положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2016 с Краснодарской таможни в пользу ООО "Фрутини" взыскано 50200,82 руб. процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/120414/0000680.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2016 отменить, ссылаясь на то, что денежные средства возвращены обществу в пределах установленного месячного срока, в связи с чем, отсутствуют основания для начисления процентов.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Фрутини" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару за основным государственным регистрационным номером 1122312003725, ИНН 2312190826, адрес места нахождения исполнительного органа: г. Краснодар, ул. Путевая, дом 1, офис 404; является участником внешнеторговой деятельности.
Между ООО "Фрутини" (покупателем) и фирмой "STAR TARIM URUN VE TIC. LTD. STI" (Турция) (продавцом) заключён контракт N 17 от 12.11.2013 на поставку товаров.
Заявителем в Краснодарской таможне по таможенной декларации ДТ N 10309180/120414/0000680 были задекларированы овощи (томаты свежие для употребления в пищу) (далее Товар).
Указанный Товар поставлялся в рамках контракта N 17 от 12.11.2013 г. (далее Контракт), заключенного ООО "Фрутини" и фирмой "STAR TARIM URUN VE TIC. LTD. STI" (Турция). При этом, в соответствии с Контрактом, товар поставляется в адрес общества на условиях "Инкотермс 2000".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Таможенным органом вынесены решения о корректировке таможенной стоимости.
Не согласившись с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края, который решением от 22.10.2014 по делу N А32-24823/2014, вступившим в законную силу, признал незаконным решение о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10309180/120414/0000680.
Таможенный орган 23.03.2015 платежными поручениями N N 8, 836; перечислил на расчетный счет общества излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10309180/120414/0000680 в размере 647523,55 рублей.
Считая, что в связи с несвоевременным возвратом таможенных пошлин с таможенного органа подлежат взысканию проценты за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин: по ДТ N 10309180/120414/0000680 в размере 50200,82 рублей, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В силу части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Закона N 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства. Возврат (зачет) денежного залога также осуществляется, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, при этом указанный срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки. По истечении указанных сроков невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
В силу пункта 5 статьи 149 Закона N 311-ФЗ возврат (зачет) денежного залога производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данного денежного залога. Общий срок рассмотрения заявления о возврате (зачете) денежного залога, принятия решения о возврате (зачете) денежного залога и возврата (зачета) сумм денежного залога не может превышать один месяц со дня подачи указанного заявления и представления всех необходимых документов.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Незаконность действий Краснодарской таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного предпринимателем товара и доначислению таможенных платежей подтверждена решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2014 по делу N А32-24823/2014, вступившим в законную силу.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа по неправомерному взысканию и удержанию излишне уплаченных таможенных платежей.
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Независимо от соблюдения таможней срока рассмотрения заявления о возврате, таможенные платежи являются незаконно взысканными с момента получения ими статуса списанных в счет незаконной корректировки. Так, у таможни отсутствовали правовые основания для удержания соответствующих сумм с момента их списания, в связи с чем проценты также подлежат начислению с даты списания денежных средств на основании заявления о зачете денежных средств в счет уплаты таможенных платежей (со следующего дня после даты списания).
С учетом изложенного, проценты подлежат начислению с даты принятия таможней решения о зачете денежных средств в счет уплаты таможенных платежей, а по дополнительно выставленным требованиям - с даты поступления денежных средств на счет таможни, поскольку с даты принятия соответствующего решения денежные средства приобретают статус принудительно взысканных, так как решение об их уплате принято декларантом в связи с незаконными действиями таможни по непринятию заявленной таможенной стоимости и принятия решения о необходимости ее корректировки.
Право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне взысканных таможенных платежей, в связи с чем проценты подлежат уплате со дня, следующего за днем принятия решений о зачете денежных средств в счет уплаты таможенных платежей и соответственно приобретения ранее внесенными авансовыми платежами статуса принудительно взысканных.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
При проведении расчета процентов необходимо учитывать правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, в силу которой при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
С учетом того, что в данном случае возврату подлежат денежные средства, взысканные в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ, при решении вопроса о начислении процентов подлежит применению второе правило части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ - со дня, следующего за днем взыскания.
Фактически излишне уплаченные платежи возвращены на расчетный счет общества только 23.03.2015, что подтверждается платежными поручениями N 8, N 836.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества о взыскании с Краснодарской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 50200,82 руб.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Приведенный в решении расчет арифметически и методологически верен.
С учетом изложенного, требование общества о взыскании с таможенного органа процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей является законным, обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов, основаны на неправильном применении норм материального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2016 по делу N А32-41055/2015 оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41055/2015
Истец: ООО "Фрутини"
Ответчик: Краснодарская таможня
Третье лицо: Краснодарская таможня