г. Хабаровск |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А73-18817/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 01.03.2016
по делу N А73-18817/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по Хабаровскому краю от 11.12.2015 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 13647/15/27027
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по Хабаровскому краю (далее - МОСП по исполнению особых исполнительных производств) от 11.12.2015 вынесенного в рамках исполнительного производства N 13647/15/27027 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.03.2016 в удовлетворении заявленных министерством требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 01.03.2016 по делу N А73-18817/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 105 Закона N 229-ФЗ при неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
28.05.2012 отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП РФ по Хабаровскому краю на основании исполнительного листа серии ВС N 046877796, выданного 15.05.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением суда по делу N 2-7438/11 об обязании министерства предоставить Яковлеву Александру Константиновичу благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров в пределах г. Комсомольска-на-Амуре, на состав семьи из одного человека, было возбуждено исполнительное производство N 24836/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. После передачи исполнительного производства в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, произошла перерегистрация, исполнительному производству присвоен номер 13647/15/27027.
Данным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства министерство представило в ОСП по Центральному району г. Хабаровска письмо от 07.06.2013, согласно которому решение Центрального районного суда г. Хабаровска по делу N 2-7438/11 не может быть исполнено, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
30.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 5000 руб. в связи с неисполнением министерством исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.
Требованиями от 16.07.2013, от 04.10.2013, от 29.01.2014, 20.02.2015, от 10.09.2015 министерству устанавливались новые сроки исполнения решения суда.
По состоянию на 18.11.2015 решение суда министерством исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем министерству выдано требование от 18.11.2015 об исполнении решения суда в срок до 04.12.2015, также министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Требование получено министерством 19.11.2015.
Этим же требованием министерство уведомлено о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (07.12.2015 в 11 часов 40 минут в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по адресу: г. Хабаровск, ул. Гайдара, д.13, каб. N 3), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
07.12.2015 судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств в отношении министерства в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 07.12.2015 полученным министерством 08.12.2015, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 11.12.2015 в 11 часов 30 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. ул. Гайдара, д.13, каб. N 3.
По состоянию на 11.12.2015 министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
11.12.2015 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о привлечении министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Требование исполнительного документа об обязании министерства предоставить гражданину помещение имеет неимущественный характер согласно статье 105 Закона N 229-ФЗ, поскольку в нем установлена обязанность должника совершить определенные действия. Сумма денежного эквивалента обязательным действиям должника в судебном акте не указана.
Об обязанности министерства исполнить решение суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право изменять содержание исполнительного документа. В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Министерством не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Не представлено доказательств о неоднократно предпринятых действиях должника по исполнению судебного акта.
Суд первой инстанции верно признал ссылку министерства на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, о возможном предоставлении жилого помещения после его приобретения министерством имущественных отношений Хабаровского края, об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствующую об уважительности причин неисполнения судебного акта.
На основании изложенного апелляционный суд считает действия судебного пристава-исполнителя во исполнение возбужденного исполнительного производства соответствующими нормам Закона N 229-ФЗ. В бездействии министерства имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Довод жалобы министерства о двойном привлечении к административному наказанию отклоняется. Материалами дела подтверждается установление судебным приставом-исполнителем в каждом требовании новых сроков для исполнения решения суда, в связи с не исполнением требований министерство привлекалось к административной ответственности. При этом в каждом случае приставом составлялся отдельный протокол об административном правонарушении, на основании которых вынесены различные постановления о привлечении к административной ответственности. Схожесть их содержания не свидетельствует о повторности привлечения к административной ответственности. Арбитражный суд апелляционный инстанции, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, считает верным квалификацию каждого нарушения, которое образует самостоятельный состав правонарушения по статье 17.15 КоАП РФ и является оконченным с момента его совершения.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 11.12.2015.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.03.2016 по делу N А73-18817/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18817/2015
Истец: ЖКХ, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю