Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф09-1198/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А50-16280/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777) - Старкова Е.Ю., паспорт, доверенность от 13.10.2016 года;
от заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знака почета" Пермская краевая клиническая больница" (ОГРН 1025900514640, ИНН 5902290473) - Касьянова О.Ю., паспорт, доверенность от 21.11.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2016 года
по делу N А50-16280/2016, принятое судьей Мухитовой Е.М.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Ордена "Знака почета" Пермская краевая клиническая больница"
о взыскании 502221,72 руб.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждения) в Ленинском районе г. Перми (далее - фонд, Управление ПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знака почета" Пермская краевая клиническая больница" (далее - учреждение) пеней, начисленных за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 502221,72 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2016 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что заявителем в платежных поручениях указан неверный КБК, что повлекло неперечисление данных сумм в бюджет пенсионного фонда, что повлекло обоснованное начисление пенсионным фондом пени и направление требования об ее уплате; отнесение сумм пени к излишне взысканным влечет нарушение прав пенсионного фонда и влечет необоснованное начисление процентов.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" 29.05.2015 г. представлен уточненный Расчет РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2015 года, согласно которому по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2015 года у Учреждения задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отсутствует (строка 150 РСВ-1 ПФР).
Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование Расчета за 1 квартал 2015 г. от 29.05.2015 г. и за полугодие 2015 г. от 13.08.2015 г. ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница".
По итогам камеральной проверки Расчетов Управлением выявлена несвоевременная уплата страховых взносов. В адрес ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" в соответствии со ст. 22 Закона N 212-ФЗ направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от 17.11.2015 г. N 069010140123999/А, N0690014012303 3/А.
Не согласившись с выставленными требованиями, должник направил в адрес Управления письмо от 04.12.2015 г. N " 5997/0715 "Об отказе в удовлетворении требований об уплате пени", в котором указал о несогласии с требованиями в части начисления пени за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в размере 740 884,48 руб., а также за период с 01.04.2015 г. по 30.06.2015 г. в размере 98 597,89 руб., так как считает их не подлежащими удовлетворению по следующему основанию - требования об уплате пени предъявлены без учета решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов N 203F07150002052.
Возражения должника на требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 17.11.2015 06900140123999/А, N 06900140123033/А рассмотрены и приняты, о чем в адрес Учреждения направлено письмо от 25.12.2015 N 07-21/19242.
Согласно сведениям об уплате страховых взносов ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" в ПФР за 1 квартал 2015 г., суммы страховых взносов уплачены в срок, но в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, тогда как денежные средства должны быть уплачены в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии (т.е. плательщик страховых взносов в платежных поручениях неверно указал коды бюджетной классификации и перечислил не в соответствующий государственный внебюджетный фонд).
24.04.2015 г ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" обратилось с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней штрафов в размере 33 787 466,87 руб.
08.05.2015 г. Управлением принято решение о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное медицинское страхование N 203F07150002052 в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в размере 33 787 466,87 руб.
Управлением произведен перерасчет сумм пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом принятого решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное медицинское страхование в ПФР на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. Требования об уплате недоимки, пеней и штрафов от 17.11.2015 г. N 06900140123999/А, N 06900140123033/А аннулированы.
Вновь созданные требования об уплате недоимки, пеней и штрафов от 24.12.2015 г. N 06900140106617/А, N 06900140106618/А на сумму 503228,54 руб. и 482,86 руб. направлены в адрес должника, срок уплаты по данным требованиям - до 18.01.2016 г.
Остаток задолженности по указанным требованиям (в связи с частичной уплатой долга) составляет 502 221,72 руб., из них: пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 502 221,72 руб. (пени начислены за период с 17.02.2015 г. по 08.05.2015 г. на недоимку по страховым взносам за 1 квартал 2015 г.).
В установленный требованиями срок и до настоящего времени учреждение пени не уплатило, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за спорный период отсутствовала, а, следовательно, начисление пеней произведено неправомерно.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 01.12.2014 N 385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета фонда (приложение N 1), согласно которому главным администратором доходов в отношении платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК - 39210202010060000160) является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Коды для уплаты страховых взносов на ОМС приведены также в Информации ПФР от 11.01.2012 "Об изменении кодов бюджетной классификации на обязательное медицинское страхование".
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 01.12.2014 N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" главным администратором доходов бюджета ФФОМС в части страховых взносов на ОМС работающего населения является ПФР (КБК 39210202101081011160).
Администраторами доходов бюджета в части страховых взносов на ОМС работающего населения являются отделения ПФР (распоряжение Правления ПФР от 20.12.2011 N 490р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования").
Как следует из статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального Банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (пункт 2 статьи 40 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
С учетом изложенного, факт неправильного указания КБК не может являться основанием для признания не исполненной обязанности по уплате страховых взносов, поскольку следует установить фактическое поступление денежных средств на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в течение 1 квартала 2015 года учреждение перечисляло взносы в Пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии на КБК 39210202101081011160 "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" вместо КБК 39210202010061000160 "Страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии"
24.04.2015 г. учреждением подано заявление о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в размере 33787466,87 руб.
08.05.2015 г. пенсионным фондом принято решение N 203F07150002052 об удовлетворении названного заявления должника.
Из материалов дела следует, что спорный платеж поступил на единый счет фонда.
Таким образом, указание кода бюджетной классификации при перечислении платежа не привело к непоступлению средств на единый счет Пенсионного фонда Российской Федерации в Федеральном казначействе, который, выполняя функции администратора доходов бюджета, в силу статьи 160.1 БК РФ уполномочен принимать решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлять соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что действия заявителя не могут быть квалифицированы как неисполнение обязанности по уплате страховых взносов в пенсионный фонд и являться основанием для начисления пеней.
На основании изложенного, оценив фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемого решения в части начисления пени.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заявителем в платежных поручениях указан КБК ФОМС вместо пенсионного фонда, что повлекло неперечисление данных сумм в бюджет пенсионного фонда; отнесение сумм пени к излишне взысканным влечет нарушение прав пенсионного фонда, отклоняются на основании следующего.
При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов (часть 8 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. В то же время согласно статье 160.1 БК РФ в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, фонд как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным КБК. Несмотря на неправильное указание заявителем КБК, денежные средства поступили на соответствующий счет администратора доходов бюджета.
При правильном указании в платежном документе счета администратора в Федеральном казначействе платеж в любом случае поступает его получателю, то есть ошибка не повлекла непоступление платежа на единый счет фонда, поэтому он в силу статьи 160.1 БК РФ имел возможность самостоятельно перераспределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов.
Аналогичный подход к спорным отношениям изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2016 N 309-КГ15-19114, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2013 N 784/13, а также в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N ВАС-6358/14, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2014 N ВАС-3506/14 по делу N А46-3514/2013.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие об уплате страховых взносов, у учреждения на дату вынесения требований от 24.12.2015 г. N N 06900140106617/А, 06900140106618/А отсутствовала задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за спорный период, а, следовательно, начисление пеней произведено неправомерно.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2016 года по делу N А50-16280/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16280/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф09-1198/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Перми
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЁТА" ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА"