Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 февраля 2017 г. N Ф03-234/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А51-1505/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "ВЛАДИВОСТОКСКИЙ БУТОЩЕБЁНОЧНЫЙ ЗАВОД",
апелляционное производство N 05АП-8547/2016
на решение от 20.09.2016
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-1505/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Владивостокский бутощебёночный завод" (ИНН 2538007247, ОГРН 1022501897307, дата регистрации в качестве юридического лица 06.09.2002)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (ИНН 2540152379, ОГРН 1092540001421, дата регистрации в качестве юридического лица 06.03.2009)
о признании недействительными и отмене предписаний,
при участии:
от ОА "Владивостокский бутощебёночный завод": представитель Шелков А.С. по доверенности от 05.06.2016 сроком на 1 год, паспорт; представитель Строганова Т.В. по доверенности от 26.02.2016 сроком на 1 год, паспорт; представитель Рыбенков В.В. по доверенности от 26.09.2014 сроком на 3 года, паспорт; представитель Филиппенко Е.В. по доверенности от 26.02.2016 сроком на 1 год, паспорт;
от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края: представитель Грибанов А.В. по доверенности от 02.02.2016 сроком на 1 год, удостоверение; представитель Пастухов П.Р. по доверенности от 10.08.2016 сроком до 30.12.2016, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Владивостокский бутощебёночный завод" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "ВБЩЗ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными и отмене предписаний Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее по тексту - Департамент) от 04.12.2015 N 74в-03-6185/15-1, N 74в-03-6185/15-2, N 74в-03-6185/15-3, N 74в-03- 6185/15-4, N 74в-03-6185/15-5, N 74в-03-6185/15-6, N 74в-03-6185/15-7, N 74в-03-6185/15-8, N 74в-03-6185/15-9, N 74в-03-6185/15-10.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.09.2016 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконными и отменил предписания Департамента от 04.12.2015 N 74в-03-6185/15-8, N 74в-03-6185/15-9, N 74в-03-6185/15-10, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обжаловала его в порядке апелляционного производства. В обоснование своей правовой позиции податель жалобы настаивает на том, что оспариваемые предписания не соответствуют положениям Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах). Отмечает, что предписания содержат требования о соблюдении лицензионных условий, которые обществом как на момент проведения проверки, так и в настоящий момент исполняются в полном объеме. Также, по мнению общества, Департаментом проведена проверка не по фактам, изложенным в обращении граждан, а по всей деятельности общества, касающейся недропользования. С учетом изложенного, общество просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представители ОАО "Владивостокский бутощебёночный завод" ходатайствовали об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением технического директора Иванова В.И. в служебной командировке в г. Спасске-Дальнем и об истребовании у Департамента копии обращения жителей 87-го микрорайона г. Владивостока.
Представители Департамента против удовлетворения заявленных ходатайств возразили.
Судебная коллегия, рассмотрев заявленное ходатайство об отложении судебного заседания, не находит предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) оснований для его удовлетворения, поскольку правовая позиция заявителя изложена в имеющихся в материалах дела апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней, для представления своих интересов юридическое лицо привлекло и обеспечило в судебное заседание явку иных представителей, судебное заседание не назначалось для разрешения каких-либо техническим вопросов, в связи с чем участие в судебном заседании именно технического директора Иванова В.И. апелляционным судом не признано обязательным.
Отказывая в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, суд апелляционной инстанции исходит из того, что материалы дела не содержат доказательств заявления обществом такого ходатайства при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В деле также отсутствуют доказательства того обстоятельства, что заявитель был лишен возможности самостоятельно получить необходимое доказательства от лица у которого оно находится (часть 4 статьи 66 АПК РФ). Кроме того, заявителем ходатайства и апелляционной жалобы не обосновано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены доказательством, о запросе которого он ходатайствует, учитывая, что проведение проверки в отношении общества было согласовано с прокурором.
В судебном заседании представители ОАО "ВБЩЗ" поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемый судебный акт просили отменить по основаниям, изложенным в жалобе. На вопрос суда пояснили, что судебный акт обжалуется только в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Представители Департамента в судебном заседании и по тексту отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразили несогласие с изложенными в ней доводами, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Против проверки законности судебного акта только в обжалуемой части не возражали.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку представители Департамента не возражали относительно проверки судебного акта только в оспариваемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными и отмене предписаний от 04.12.2015 N 74в-03-6185/15-1, N 74в-03-6185/15-2, N 74в-03-6185/15-3, N 74в-03-6185/15-4, N 74в-03-6185/15-5, N 74в-03-6185/15-6, N 74в-03-6185/15-7.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
26.12.1996 ОАО "ВБЩЗ" выдана лицензия на право пользования недрами серии ВЛА N 238 ОЩ с целевым назначением и видами работ: добыча порфирита на Первореченском месторождении порфирита. Срок окончания действия лицензии установлен 01.04.2014.
Приказом Департамента от 15.01.2014 N 02 срок действия указанной лицензии продлен до 01.04.2034.
03.11.2015 руководителем Департамента вынесено распоряжение N 74В-03 о проведении в отношении заявителя внеплановой выездной проверки с целью проверки факта возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, изложенного в обращении жителей 87-го микрорайона г. Владивостока, ул. Сельская, д. 9-12, ул. Сабанеева, д. 15, 22 и в обращении граждан о неисполнении ОАО "ВБЩЗ" лицензионного соглашения на право пользования недрами по лицензии ВЛА N 238 ОЩ на участке Первореченского месторождения порфиритов. Срок проверки установлен с 09.11.2015 по 04.12.2015.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения лицензионных требований и положений действующего законодательства в области недропользования:
- отсутствует утвержденный проект проведения горно-технической рекультивации, проводимой предприятием на отработанном Южном участке Первореченского месторождения и благоустройства санитарно-защитной зоны (нарушение части 1 лицензионных условий по лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, пункта 9 части 1 статьи 23, статьи 26 Закона о недрах);
- не представлен Технический проект. Представленная документация на техническое перевооружение карьера технического проекта разработки Северного участка Первореченского месторождения не согласована с уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края и не утверждена в соответствующем порядке (нарушение статьи 23.2 Закона о недрах");
- не осуществляется контроль за состоянием карьерных вод согласно документации на техническое перевооружение карьера технического проекта. Утвержденная программа лабораторного контроля, а также данные лабораторного контроля за состоянием карьерных сточных вод отсутствуют (нарушение части 1 лицензионных условий лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, пункта 7, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах);
- не проводится горно-экологический мониторинг подземных вод в пределах лицензионного участка в соответствии с документацией на техническое перевооружение карьера (нарушение пункта 6.1.1 документации на техническое перевооружение карьера технического проекта, части 1 лицензионных условий по лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, нарушение пункта 7, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах);
- не проводится опережающая эксплуатационная разведка на площадях запасов полезного ископаемого Первореченского месторождения (нарушение пункта 6.1.5 документации на техническое перевооружение карьера, пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о недрах);
- отсутствуют планы-графики контроля загрязняющих веществ, а также результаты анализов атмосферного воздуха за проверяемый период в пределах лицензионного участка Первореченского месторождения (нарушение части 1 лицензионных условий по лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, пункта 7, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах);
- не проведены мероприятия, направленные на благоустройство санитарно-защитной зоны по предотвращению вредных воздействий на окружающую среду, организаций и граждан г. Владивостока (нарушение части 1 лицензионных условий по лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, пункта 7, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах);
- не проводится оповещение и иные мероприятия, направленные на защиту граждан, организаций при проведении буровзрывных работ (нарушение части 1 лицензионных условий по лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, статьи 24 Закона о недрах);
- не осуществляются необходимые согласования проведения взрывных работ на Северном участке Первореченского месторождения со всеми организациями, находящимися вблизи карьера и попадающими в опасную зону взрывных работ (нарушение части 1 лицензионных условий по лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, статьи 24 Закона о недрах);
- отсутствует соглашение (договор) недропользователя с органами представительной и исполнительной власти (района) г. Владивостока, а также документы, подтверждающие его участие в развитии социально- экономической инфраструктуры территории города Владивостока (нарушение части 5 лицензионных условий по лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Результаты проверки оформлены актом от 04.12.2015 N 74в-03- 6185/15.
В тот же день обществу выданы предписания об устранении выявленных нарушений N 74в-03-6185/15-1, N 74в-03-6185/15-2, N 74в-03- 6185/15-3, N 74в-03-6185/15-4, N 74в-03-6185/15-5, N 74в-03-6185/15-6, N 74в-03-6185/15-7, N 74в-03-6185/15-8 N 74в-03-6185/15-9, N 74в-03- 6185/15-10, срок исполнения которых установлен до 04.03.2016.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, ОАО "ВБЩЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписания от 04.12.2015 N 74в-03-6185/15-1, N 74в-03-6185/15-2, N 74в-03-6185/15-3, N 74в-03-6185/15-4, N 74в-03-6185/15-5, N 74в-03-6185/15-6, N 74в-03-6185/15-7 вынесены Департаментом в соответствии с требованиями закона и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, регулируются Законом о недрах.
По правилам статьи 22 данного Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со статьей 38 Закона о недрах задачами государственного горного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр или лицами, осуществляющими работы на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр, установленных законодательством Российской Федерации о недрах и утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартами (нормами, правилами) требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 29.11.2012 N 368-па (далее по тексту - Положение N 368) Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере регулирования отношений недропользования, в области водных отношений, в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, в области экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения N 368 Департамент осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Приказом Департамента N 71 от 18.04.2013 утвержден Регламент по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Приморского края при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее по тексту - Регламент).
Пунктом 5.1 Регламента предусмотрено право должностных лиц департамента, являющихся государственными инспекторами Приморского края в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами и регионального государственного экологического надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда окружающей среде.
В силу пункта 12.7.10 Регламента выдача предписаний об устранении выявленных нарушений осуществляется непосредственно после завершения внеплановой выездной проверки.
Таким образом, оспариваемые предписания выданы Департаментом в пределах своей компетенции по результатам проверочных мероприятий, проведенных в соответствии с положениями действующего федерального и регионального законодательства.
Согласно пункту 12.7.10 Регламента в предписании указываются в том числе: выявленные в ходе проверки факты несоблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; конкретное предписание по устранению выявленного нарушения; конкретное основание для выдачи предписания.
Исходя из общих правил подготовки и выдачи предписаний государственными органами, предписание об устранении выявленных нарушений должно быть законным, обоснованным и исполнимым.
Как следует из материалов дела, в соответствии с предписанием N 74в-03-6185/15-1 на общество возложена обязанность утвердить проект горно-технической рекультивации, проводимой предприятием на отработанном Южном участке Первореченского месторождения и благоустройства санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Лицензионным соглашением к лицензии серии ВЛА N 238 ОЩ одной из обязанностей владельца лицензии установлено своевременное осуществление горно-технической рекультивации и благоустройство санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами в том числе при разработке месторождений полезных ископаемых и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Пунктом 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв, утвержденных совместным Приказом Минприроды Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам N 67 от 22.12.1995 (далее по тексту - Основные положения) предусмотрено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом.
Пунктом 6 Основных положений установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливаются органами, предоставляющим земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанный документ вступил в законную силу 08.08.1996 и до настоящего времени является действующим. При этом данный документ является обязательным для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами (пункт 1 Основных положений).
Таким образом, как на момент подготовки рабочего проекта рекультивации Южного участка в 2005 году, так и в настоящее время данный проект подлежит утверждению недропользователем только после проведения государственной экологической экспертизы. При этом заключение экспертизы должно быть положительным.
В материалы дела обществом представлено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту "Рекультивация Южного участка Первореченского карьера в г. Владивостоке с попутным размещением строительного мусора во внутренний отвал", утвержденное приказом Управления по технологическому и экологическому надзору "Ростехнадзора" по Приморскому краю от 26.02.2005 N 133-Э.
Согласно указанному заключению комиссия по результатам рассмотрения проекта пришла к следующим выводам: проект не в полной мере соответствует требованиям нормативной и инструктивно-методической документации; имеет существенные недоработки по экологическим и техническими вопросам; представленные материалы могут служить основой для разработки рабочей документации, в которой должны быть учтены рекомендации и предложения экспертной комиссии.
Таким образом, при подготовке спорного проекта фактически обществом было получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.
Этот вывод также подтверждается и рекомендациями, данными уполномоченным органом по результатам рассмотрения документации в письме от 28.02.2006 N 5-66/137-Э, где указано на допустимость реализации проекта после предоставления на государственную экологическую экспертизу и согласования рабочей документации по организации дна карьерной выемки с устройством противофильтрационного экрана и сооружениям по отведению и очистке сточных вод с территории рекультивируемого объекта. При этом приказом Управления Ростехнадзора по Приморскому краю от 26.02.2006 N 133-Э срок действия заключения установлен на 1 год.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии необходимости подготовки экологического заключения ввиду того, что согласно документации на техническое перевооружение карьера на Северном участке рабочий проект по рекультивации Южного участка может применяться только в случае осуществления работ по рекультивации с попутным размещением строительного мусора во внутренний отвал Южного участка, коллегией отклоняется, поскольку Основные положения предусматривают обязательность проведения государственной экологической экспертизы в отношении любого проекта рекультивации независимо от предусматриваемого таким проектом способа ее осуществления.
При этом данный нормативный акт обладает свойством первоочередного применения, поскольку является специальным в отношении регулирования процесса рекультивации земель, в связи с чем доводы заявителя со ссылками на положения Федеральных законов "О государственной экологической экспертизе" и "Об отходах производства и потребления" в рассматриваемом случае правового значения не имеют.
Кроме того, в материалах настоящего дела факт размещения отходов, в том числе и строительного мусора на Южном участке Первореченского месторождения получил свое подтверждение, о чем свидетельствует и факт привлечения заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (постановление N 03-042/2016 от 18.05.2016), так и акт последующего осмотра с приложением соответствующих фотоматериалов.
Учитывая изложенное, проект рекультивации Южного участка Первореченского карьера подлежит государственной экологической экспертизе, положительное заключение которой у общества как на момент проверки, так и на момент рассмотрения настоящего спора отсутствовало.
Вопреки позиции общества, утверждение проекта Рекультивации Южного участка Приказом управляющего ОАО "ВБЩЗ" от 15.07.2013 N 455 "Об утверждении "Документации на техническое перевооружение карьера по добыче строительного камня на Северном участке Первореченского месторождения андезитов (не предусматривающей возведение объектов капитального строительства)" как составной части основного проекта (Документации на техническое перевооружение карьера), не является утверждением указанного проекта в установленном законом порядке.
Так, Рабочий проект рекультивации Южного участка Первореченского карьера в г. Владивостоке с попутным размещением строительного мусора во внутренний отвал, подготовленный в 2005 году, подготовлен как самостоятельный технический проект.
Действующим законодательством также предусмотрена подготовка отдельного проекта рекультивации, в связи с чем проект 2005 года не мог войти в качестве составной части в Документацию на техническое перевооружение карьера.
Кроме того, сама Документация содержит неоднократные ссылки на Рабочий проект рекультивации Южного участка как на отдельный документ, в соответствии с которым ведется такой этап разработки месторождения, как рекультивация отработанного участка карьера.
Пункт 6.2 Документации напрямую предусматривает, что работы по рекультивации ведутся согласно "Рабочему проекту рекультивации Южного участка Первореченского карьера в г. Владивостока с попутным размещением строительного мусора во внутренний отвал", выполненному в 2005 году ОАО "Дальвостниипроектуголь".
Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Рабочий проект рекультивации Южного участка Первореченского карьера в г. Владивостоке с попутным размещением строительного мусора во внутренний отвал, подготовленный в 2005 году на момент проведения проверки не имел положительного заключения государственной экологической экспертизы и не был утвержден в установленном законом порядке, в связи с чем обязанность по утверждению проекта горно-технической рекультивации, проводимой предприятием на отработанном Южном участке Первореченского месторождения и благоустройства санитарно-защитной зоны на предприятие возложена правомерно, а предписание N 74в-03-6185/15-1 является законным и обоснованным.
В соответствии с предписанием N 74в-03-6185/15-2 на общество возложена обязанность по согласованию технического проекта разработки Северного участка Первореченского месторождения с уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края и утверждению его в соответствующем порядке.
В силу статьи 11 Закона о недрах и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с лицензионным соглашением добычные работы лицензиат обязан производить в соответствии с утвержденным рабочим проектом.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Таким образом, пользование недрами осуществляется на основании лицензии, в соответствии с условиями пользования, изложенными в приложениях к лицензии, а также на основании технических проектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее по тексту - Положение N 118).
Пунктом 2 названного Положения установлено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно пункту 5 Положения N 118 проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр.
По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.
В соответствии с пунктом 23 Положения N 118 решение о согласовании проектной документации по участкам недр местного значения подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим.
Пунктом 24 Положения N 118 предусмотрено, что проектная документация, прошедшая согласование с комиссией (уполномоченным органом) в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр.
Из материалов дела следует, что ОАО по проектированию предприятий нерудной промышленности "ГИПРОНЕРУД" в 2013 году подготовлена документация на техническое перевооружение карьера по добыче строительного камня на Северном участке Первореченского месторождения андезитов (не предусматривающая возведение объектов капитального строительства).
24.06.2013 на заседании территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Приморскому краю указанная проектная документация была согласована на срок действия лицензии - до 01.04.2014.
Согласно статье 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
В соответствии с пунктом 7.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, лицензии выдаются для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, - на срок до 20 лет.
Пунктом 7.3 указанного Положения предусмотрено, что при проектном сроке отработки месторождения полезного ископаемого более 20 лет по инициативе владельца лицензии срок ее действия может быть продлен.
Как указывалось ранее, лицензия на право пользования недрами ОАО "ВБЩЗ" выдана 26.12.1996 на срок до 01.04.2014. На этот же срок была согласована и Документация на техническое перевооружение карьера. При этом согласно протоколу заседания территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от 24.06.2013 N 14/13-стп недропользователю рекомендовано после продления срока действия лицензии согласовать проектную документацию на срок отработки запасов участка.
По инициативе недропользователя приказом Департамента от 15.01.2014 N 02 срок действия лицензии продлен до 01.04.2034. При этом продление лицензии было осуществлено лицензирующим органом с учетом действующей на момент продления согласования Документации на техническое перевооружение карьера.
Вместе с тем, после продления лицензии 01.04.2014 срок действия согласования документации истек, в связи с чем недропользователь должен был исполнить рекомендацию государственного органа, согласовавшего документацию, поскольку уполномоченным на тот момент органом был установлен предельный срок действия согласования.
При этом довод заявителя о том, что факт продления лицензии свидетельствует о продлении действия согласования всей технической документации на осуществление лицензируемой деятельности, признается коллегией ошибочны ввиду следующего:
Так, определяя понятие лицензии на право пользования недрами статья 11 Закона о недрах указывает, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В положениях статьи 12 Закона о недрах, устанавливающих содержание лицензии на пользование недрами, отмечено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Частью 3 статьи 12 Закона о недрах установлено, что в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Исходя из пункта 2 Положения N 118 технический проект действительно возможно рассматривать в качестве одного из приложений к лицензии, как считает заявитель. Вместе с тем, Закон о недрах не предусматривает автоматического продления действия технической документации при продлении срока действия лицензии, поскольку напрямую указывает на возможность подготовки такой документации уже после выдачи лицензии.
Кроме того, отсутствие согласованного в установленном законом порядке технического проекта является и одним из оснований для отказа в продлении срока действия лицензии, а также досрочного прекращения права пользования недрами.
Как указывалось ранее, согласно статье 23.2 Закона о недрах технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Документация на техническое перевооружение карьера утверждена на определенный срок - до 01.04.2014, в протоколе заседания комиссии не указано на отсутствие необходимости продления срока утверждения в связи с продлением срока действия лицензии. Напротив, комиссией рекомендовано согласовать указанную документацию после продления действия лицензии на срок отработки запасов.
При этом данное требование комиссии является обоснованным и тем более целесообразным, поскольку лицензия, при осуществлении деятельности по которой была подготовлена спорная документация, изначально выдана обществу в 1996 году. Условия лицензии при ее продлении в 2014 году могли быть изменены, что повлекло бы за собой неизбежное изменение и условий недропользования, отраженных в Документации. В связи с чем, комиссия правомерно установила срок согласования документации именно на срок действия лицензии, и правомерно рекомендовала недропользователю представить документацию на согласование именно после продления срока действия лицензии с целью устранения возможного несоответствия условий лицензии технической документации, разработанной с целью надлежащего исполнения условий лицензируемой деятельности.
Таким образом, вывод проверяющего органа об отсутствии согласованного технического проекта (Документации на техническое перевооружение) при осуществлении деятельности на основании уже продленной лицензии является правомерным, в связи с чем обязанность по согласованию технического проекта разработки Северного участка Первореченского месторождения с уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края и утверждению в соответствующем порядке на предприятие возложена правомерно, в связи с чем предписание N 74в-03-6185/15-2 является законным и обоснованным.
В соответствии с предписанием N 74в-03-6185/15-3 на общество возложена обязанность по проведению контроля за состоянием карьерных вод согласно проекту, а также утверждению программы лабораторного контроля и фиксированию данных лабораторного контроля за состоянием карьерных сточных вод.
В соответствии с пунктом 5.1 Документации на техническое перевооружение карьера карьерные воды, образующиеся при отработке северного участка карьера, собираются в водосборник и с помощью водоотливной установки подаются на очистку в проектируемый двухсекционный пруд-отстойник, расположенный в южном участке карьера.
Для дальнейшей очистки стоков от взвешенных веществ и нефтепродуктов, карьерные воды северного участка направляются в двухсекционный пруд-отстойник, где смешиваются со стоками, поступающими с водосборной площади южного участка.
Пруд-отстойник рассчитан на очистку всех карьерных вод на весь рассматриваемый период эксплуатации карьера.
Пунктом 5.2 Документации установлено, что в соответствии техническими условиями, выданными Управлением содержания жилищного фонда и городских территорий N 96 от 22.07.20018 и N 52038/1У от 03.10.2012 проектом предусматривается осуществлять выпуск очищенных сточных вод с территории карьера через существующую водоотводную канаву, поступающую в трубу диаметром 1.000 мм. Труба укладывается под дорогой и далее по склону, выходящему на улицу Снеговую. Для более равномерного слива сточных вод в уличный лоток на трубе предусматривается устройство перепадного колодца и колодца гасителя - напора.
Контроль за состоянием очищенных карьерных вод осуществляется в соответствии с утвержденной программой лабораторного контроля на предприятии. Контроль выполняет ЦЛАТИ по Приморскому краю.
Из материалов дела следует, что 26.02.2015 на предприятии утверждена программа лабораторного контроля за соблюдением сбросов загрязняющих веществ со сточными водами на выпуск в ливневую сеть городской канализации. Программой установлен перечень контролируемых веществ, периодичность контроля (1 раз в год), а также осуществляющая контроль организация - специализированная инспекция лабораторного контроля.
Также в материалы дела представлен договор N 037/15-ДК от 25.03.2015, заключенный заявителем (заказчик) с ООО "Экоаналитика" (исполнитель) на выполнение лабораторных исследований объектов окружающей среды (воды, почвы, донных отложений, атмосферного воздуха).
При проведении проверки обществом проверяющему органу представлена копия протокола количественного химического анализа воды N 570/4 от 15.04.2015, согласно которому отбор проб был осуществлен 31.03.2015 на территории ОАО "ВБЩЗ" г. Владивосток, ул. Руднева, 17, проба N 4 - выпуск N 2, сброс в городские сети ливневой канализации.
При этом указанные документы были представлены проверяющему органу с возражениями на акт проверки 18.12.2015.
Согласно имеющимся в материалах дела пояснениям ООО "Экоаналитика", в рамках договора N 037/15-ДК от 25.03.2015 исполнителем произведено определение состава 4 проб сточных вод (отбор проб силами исполнителя). Результаты лабораторных исследований оформлены протоколами результатов измерений, которые содержат полные сведения о номере и дате заказа, дате и времени поступления проб в лабораторию, дате и времени отбора проб, чьими силами отобраны пробы, реквизитах акта отбора проб, объектах исследований, местах отбора проб, а также указание на соответствующие методики. Все протоколы результатов выполненных исследований выданы заказчику и находятся в его распоряжении.
Таким образом, оснований для постановки вывода об отсутствии утвержденной программы лабораторного контроля за состоянием сточных вод, а также отсутствии фиксации данных лабораторного контроля за состоянием карьерных сточных вод у проверяющего органа не имелось.
Вместе с тем, в ходе проверки проверяющим органом установлено, что предприятием не производится контроль за состоянием карьерных вод согласно техническому проекту.
Как указывалось ранее, согласно документации на перевооружение карьера карьерные воды, образующиеся при отработке северного участка карьера, собираются в водосборник и с помощью водоотливной установки подаются на очистку в проектируемый двухсекционный пруд-отстойник, расположенный в южном участке карьера.
Для дальнейшей очистки стоков от взвешенных веществ и нефтепродуктов, карьерные воды северного участка направляются в двухсекционный пруд-отстойник, где смешиваются со стоками, поступающими с водосборной площади южного участка.
Акт приема-передачи указанного сооружения (N 00000069) датирован 31.12.2015. Заключение о годности к эксплуатации данного объекта датировано 29.12.2015.
Таким образом, доказательства того, что на данной стадии сбор и очистка карьерных вод, а также контроль за указанным процессом осуществлялись в соответствии с техническим проектом (документацией на перевооружение) на момент проведения проверки и выдачи спорного предписания, отсутствуют.
Кроме того, материалы дела также свидетельствуют о том, что технические условия, в соответствии с которыми должен осуществляться сброс очищенных сточных вод в ливневую канализацию с территории карьера, согласованные Управлением содержания жилищного фонда и городских территорий администрации г. Владивостока письмом N 96 от 22.07.2008 на срок 3 года, продлены письмом от 03.10.2012 N 52038/1У на срок 2 года. То есть на момент проведения проверки данные технические условия утратили силу.
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 83 от 13.02.2006, технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
При этом параметры выданных технических условий при их продлении определяются органом местного самоуправления с учетом уже существующей нагрузки на инженерные сети.
Принимая во внимание то обстоятельство, что срок действия технических условий истек 03.10.2014, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что контроль за состоянием карьерных вод на предприятии ни в соответствии с техническим проектом, ни в соответствии с положениями действующего законодательства, не осуществляется, в связи с чем в указанной части предписание N 74в-03-6185/15-3 административным органом в адрес ОАО "ВБЩЗ" выдано правомерно.
В соответствии с предписанием N 74в-03-6185/15-4 на общество возложена обязанность по проведению горно-экологического мониторинга подземных вод в пределах лицензионного участка в соответствии с пунктом 6.1.1 Технического проекта, части 1 лицензионных условий.
Согласно пункту 151 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Ростехнадзора России N 71 от 06.06.2003 (далее по тексту - Правила охраны недр), в пределах горного отвода обеспечиваются гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных и поверхностных вод.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Документации на техническое перевооружение карьера горно-экологический мониторинг осуществляется в целях снижения вредного влияния горных работ на окружающую природную среду, обеспечения безопасного ведения горных работ и охраны недр посредством информационного обеспечения управления в области рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, охраны окружающей среды и промышленной безопасности горных работ.
Горно-экологический мониторинг на карьере ОАО "ВБЩЗ" производится работниками маркшейдерской службы и службы технического контроля предприятия. Горно-экологический мониторинг осуществляется в пределах границ горного и земельного отводов, а также за их пределами в зонах вредного влияния горных работ - в пределах санитарно-защитной зоны.
Основными функциональными мероприятиями горно-экологического мониторинга относительно подземных вод Документацией предусмотрены следующие: наблюдения за загрязнением недр, атмосферы, поверхностных вод и геологической среды на карьере и прогнозирование степени загрязнения; учет сбросов карьерных вод и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, прогнозирование сбросов и выбросов.
Мероприятия горно-экологического мониторинга проводятся в основном на базе постов наблюдения за составом воздуха и подземных вод в процессе выполнения маркшейдерских съемок и замеров объемов добычи полезного ископаемого, удаления и складирования вскрышных работ.
Из материалов дела следует, что обществом при проведении проверки представлены акты о наличии подземных вод от 29.05.2014, от 22.09.2015. При этом в обоих актах местом отбора проб указан Северный участок, горизонт +143, +132 соответственно.
В материалы дела заявителем также представлены приказ N 459а от 30.12.2015 "О назначении ответственного за мониторинг подземных вод на карьере Северного участка Первореченского месторождения андезитов", отчеты мониторинга подземных вод в действующем карьере Северного участка Первореченского месторождения андезитов, утвержденные на предприятии 15.09.2014, 16.09.2015, а также программа мониторинга подземных вод в действующем карьере Северного участка Первореченского месторождения андезитов на 2016-2018, согласно которой местом проведения мониторинга также определен Северный участок карьера Первореченского месторождения андезитов на отметках +120 и +108.
Таким образом, недропользователем представлены доказательства проведения мероприятий горно-экологического мониторинга подземных вод на Северном участке Первореченского месторождения андезитов.
Вместе с тем, Правилами охраны недр на недропользователя возлагается обязанность обеспечения гидрогеологических наблюдений и контроля за состоянием подземных вод в пределах всего горного отвода.
Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 6.1.1 Документации, а именно: в пределах границ горного и земельного отводов, а также за их пределами в зонах вредного влияния горных работ - в пределах санитарно-защитной зоны.
Доказательств того, что в пределах Южного участка Первореченского месторождения андезитов, а также в пределах санитарно-защитной зоны карьера, предприятием проводится горно-экологический мониторинг подземных вод, обществом в материалы дела не представлено.
В то же время горноотводный акт для разработки Первореченского месторождения андезитов покрывает территорию как Северного, так и Южного участка.
Также согласно экспертному заключению по установлению окончательного размера санитарно-защитной зоны Северного участка карьера по разработке Первореченских андезитов ОАО "ВБЩЗ" от 11.03.2015 санитарно-защитная зона установлена за пределами горного отвода.
Учитывая изложенное, обязанность по проведению горно-экологического мониторинга подземных вод в пределах лицензионного участка, а также в соответствии с пунктом 6.1.1 Технического проекта на предприятие возложена правомерно, в связи с чем предписание N 74в-03- 6185/15-4 является законным и обоснованным.
В соответствии с предписанием N 74в-03-6185/15-5 на общество возложена обязанность по проведению опережающей эксплуатационной разведки на площадях запасов полезного ископаемого Первореченского месторождения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно пункту 33 Правил охраны недр геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр предусматривает, в том числе доразведку и опережающую эксплуатационную разведку при ведении горнопроходческих подготовительных и добычных работ, включая геологическое документирование и опробование горных выработок и скважин различного назначения, осуществление химических, спектральных и других видов анализа проб на полезные компоненты и вредные примеси, исследований технологических свойств полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, иные геологические работы по изучению и уточнению строения участка недр горно-геологических и других условий его использования.
Пунктами 73, 78 данных Правил установлено, что в процессе вскрытия и подготовки месторождения или его части к разработке осуществляются наблюдения и контроль за состоянием горного отвода (мониторинг горного отвода), включающие: контроль за соблюдением предусмотренных проектной документацией мест заложения, направлений и параметров горных выработок, технологических схем проходки, размеров предохранительных целиков и нормативов потерь; проведение опережающей эксплуатационной разведки и других геологических работ; проведение наблюдений за проявлением горного давления, сдвижением горного массива, деформациями охраняемых зданий и сооружений и другими явлениями, возникающими при разработке месторождения.
При проведении подготовительных работ осуществляется эксплуатационная разведка соответствующих участков месторождений полезных ископаемых.
Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 05.07.1999 N 83-р утверждено Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые) (далее по тесту - Положение N 83-р), в соответствии с разделом 4.2 Стадия 6 "Эксплуатационная разведка" которых эксплуатационная разведка проводится в течение всего периода освоения месторождения с целью получения достоверных исходных данных для безопасного ведения работ, оперативного планирования горно-подготовительных, нарезных и очистных работ и обеспечения наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. Объектами изучения и оценки являются эксплуатационные этажи, блоки, уступы и другие участки месторождения в зависимости от принятой системы вскрытия, подготовки и отработки месторождения.
Основными задачами эксплуатационной разведки являются уточнение контуров, вещественного состава и внутреннего строения тел полезного ископаемого, количества и качества запасов по технологическим типам и сортам руд с их геометризацией, уточнение гидрогеологических, горнотехнических и инженерно-геологических условий отработки по отдельным участкам, горизонтам, блокам.
По результатам эксплуатационной разведки производится уточнение схем подготовки и отработки тел полезного ископаемого, подсчитываются запасы подготовленных к отработке блоков и запасы, готовые к выемке.
В состав работ стадии входят проходка специальных разведочных выработок, бурение скважин, шпуров, опробование различными методами, геофизические исследования.
Для обеспечения рационального использования недр постоянно ведется учет потерь и разубоживания полезного ископаемого с группировкой потерь по месту их образования, определяются показатели извлечения количества полезного ископаемого и изменения его качества. Достоверность учета полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр подлежит проверке со стороны органов государственного геологического контроля и государственного горного надзора.
В процессе разработки месторождения при резком отклонении в отдельных частях месторождения геологических, горнотехнических, технологических и иных условий отработки, принятых в разведочных кондициях, а также в связи с изменением рыночной конъюнктуры на продукцию горного предприятия или других факторов, недропользователь имеет право разработать ТЭО эксплуатационных кондиций. Эксплуатационные кондиции разрабатываются на ограниченный временной период и должны быть привязаны к конкретным частям тел полезного ископаемого (горизонтам, этажам, уступам и т.д.). ТЭО (технико-экономическое обоснование) эксплуатационных кондиций и пересчитанные по этим кондициям запасы должны быть согласованы с местными органами управления, госгортехнадзором, органами, выдавшими лицензию, и, в необходимых случаях, пройти государственную экспертизу.
На протяжении всего этапа разведки и освоения месторождения ведется учет движения разведанных запасов по рудным телам, блокам и месторождению в целом с оценкой изменений запасов в результате их прироста, погашения, пересчета, переоценки или списания с баланса горного предприятия. Информация по движению запасов, добыче, потерях и обеспеченности предприятия разведанными запасами передается в установленном порядке в федеральный и территориальный фонды геологической информации.
Согласно разделу 3.2 Документации на техническое перевооружение карьера месторождение разрабатывается открытым способом горизонтальными слоями сверху вниз. Высота уступа принята 10 м до горизонта на отметке 180 м, а последующих горизонтов до отметки 24 м - 12 м.
На момент подготовки документации горные работы ведутся на горизонтах 200 м, 190 м, 180 м, 168 м, 156 м и 144 м.
Согласно календарному плану горных работ, вскрытие горизонтов предусматривается в 2014 году - до горизонта 132 м, в 2017 году - до горизонта 120 м.
В соответствии с пунктом 6.1.5 Документации качество исходного сырья на предприятии обеспечивается опережающей разведкой на площадях запасов.
Согласно представленному в материалы дела Отчету об эксплуатационной геологической разведке Первореченского месторождения строительного камня, участок Северный, г. Владивосток, подготовленного ООО "Дальневосточная комплексная геологоразведочная экспедиция" в 2011 году, целью проведения данной работы явилось уточнение качества камня и полученного из него щебня, геологического строения, горнотехнических и гидрогеологических условий и оперативный подсчет запасов камня в контуре подсчета запасов 2002 г., до отметки +143 м.
Согласно заключению по результатам проведенных работ на площади участка произведен оперативный подсчет запасов кондиционного камня, вскрышных и некондиционных пород до отметки +143 м, в контуре утвержденных запасов.
Таким образом, данный документ свидетельствует о том, что эксплуатационная разведка при освоении месторождения произведена до горизонта 143 м.
Вместе с тем, как указывалось ранее, согласно календарному плану горных работ (таблица 3.11, раздел 3.3.6 Документации), разработка карьера на горизонте 132 м предусмотрена с 2014 года, тогда как разработка карьера как на момент проведения проверки, так и на момент рассмотрения настоящего дела осуществляется на отметке 132 м.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований проверяющего органа о необходимости проведения опережающей эксплуатационной разведки на площадях запасов полезного ископаемого Первореченского месторождения.
При этом ссылка заявителя на рекомендации, изложенные в пункте 3.4 протокола N 130 заседания ТКЗ при Приморском территориальном геологическом управлении о проведении первоочередной отработки месторождения до горизонта 100 м, коллегией не принимается, поскольку данный документ не подтверждает проведение эксплуатационной разведки до указанного горизонта в установленном законом порядке. Кроме того, согласно документации на перевооружение карьера месторождение разрабатывается открытым способом горизонтальными слоями.
При этом согласно пункту 4.2.1 Положения N 83-р объектами изучения и оценки при проведении эксплуатационной разведки являются эксплуатационные этажи, блоки, уступы и другие участки месторождения в зависимости от принятой системы вскрытия, подготовки и отработки месторождения.
Таким образом, перед началом разработки каждого последующего горизонта с соответствующей отметкой недропользователем должны проводиться работы по эксплуатационной разведке месторождения.
Коллегия апелляционного суда критически относится к представленным заявителем доказательствам (Техническое задание от 10.10.2013 на проходку опережающей разведочной траншеи на Северном участке Первореченского месторождения андезитов, Акт на проходку опережающей разведочной траншеи, утвержденный 31.10.2013 техническим директором ОАО "ВБЩЗ" с приложением к ним соответствующих графических материалов), свидетельствующим по его мнению, о проведении разведочных работ до отметки, на которой в настоящее время осуществляется разработка карьера, поскольку данные документы составлены в одностороннем порядке, акт не содержит информации, необходимой для достижения целей и задач стадии эксплуатационной разведки, предусмотренных Положением N 83-р.
Кроме того, данный документ, как правомерно отметил представитель проверяющего органа, не соответствует положениям ГОСТ Р53579-2009 "Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению", который распространяет свое действие на отчеты по всем видам производственных, научно-производственных и опытно-методических работ по геологическому изучению недр, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности исполнителя и заказчика, и устанавливает общие требования к содержанию, построению, структурным элементам и оформлению обязательных экземпляров отчетов, представляемых в федеральный и территориальные фонды информации по природным ресурсам и охране окружающей среды заказчиком работ, выполненных за счет собственных средств, и всех экземпляров отчетов по работам, выполненным за счет государственных средств, с целью полного, объективного и единообразного изложения результатов этих работ и обеспечения долговременного хранения и использования отчетов в составе Архивного фонда Российской Федерации.
Более того, в нарушение пункта 4.2.6 Положения N 83-р данная документация ни в один государственный орган не направлялась.
Довод подателя жалобы о том, что в соответствии с пунктом 6.1.5 Документации на техническое перевооружение карьера опережающая эксплуатационная разведка на площадях запасов проводится с целью обеспечения и оценки качества исходного сырья и, как следствие, проводится по усмотрению самого недропользователя, также подлежит отклонению.
Цели проведения такой стадии геологоразведочных работ, как эксплуатационная разведка определены в пункте 4.2.1 Положения N 83-р, первой из которых установлено получение достоверных исходных данных для безопасного ведения работ. Поскольку месторождение с учетом его активной разработки само по себе является опасным производственным объектом, вскрытие очередного неразработанного горизонта без проведения соответствующих разведывательных работ не соответствует целям, установленным Порядком проведения геологоразведочных работ, как и противоречит основным правилам недропользования, установленным действующим законодательством.
По этим же основаниям отклоняется и довод заявителя о том, что ни действующим законодательством, ни технической документацией не установлена периодичность проведения опережающей эксплуатационной разведки. Как указывалось ранее, периодичность проведения такой разведки напрямую установлена разделом 4.2 Положения N 83-р и зависит она от стадии разработки карьера (горизонта, на котором ведется разработка).
Учитывая изложенное, обязанность по проведению опережающей эксплуатационной разведки на площадях запасов полезного ископаемого Первореченского месторождения на предприятие возложена правомерно, в связи с чем предписание N 74в-03-6185/15-5 является законным и обоснованным.
В соответствии с предписанием N 74в-03-6185/15-6 на общество возложена обязанность по разработке планов-графиков контроля загрязняющих веществ, фиксации результатов анализов атмосферного воздуха в пределах лицензионного участка Первореченского месторождения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране окружающего воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
По правилам пункта 4.1.1 санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", введенных в действие постановлением Министерства Здравоохранения РФ N 14 от 17.05.2001, юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК (предельно-допустимые концентрации) или ОБУВ (ориентировочные безопасные уровни воздействия) для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта).
В соответствии с пунктом 2.5 Документации на техническое перевооружение (Том 3 Перечень мероприятий по охране окружающей среды) контроль выбросов на проектируемом предприятии должен осуществляться силами предприятия или аккредитованной лабораторией.
Контроль следует выполнять в соответствии с действующими на предприятии планами-графиками контроля нормативов ПДВ.
В связи с тем, что большинство источников загрязнения атмосферы являются неорганизованными источниками, по которым контроль выбросов затруднен, целесообразно контролировать соблюдение нормативов ПДВ с помощью измерений приземных концентраций веществ на специально выбранных контрольных точках (например, на границе СЗЗ или жилой зоны).
Для рассматриваемого объекта в соответствии с проектом обоснования расчетного (предварительного) размера санитарно-защитной зоны для северного участка карьера, целесообразно осуществлять производственный контроль за уровнем загрязнения атмосферного воздуха и шума в 5 расчетных точках на границе близлежащей жилой застройки согласно приведенным координатам (застройка, школа по ул. Снеговая, 35; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 11; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 28; застройка, жилой дом по ул. Выселковая, 27; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 26).
Согласно экспертному заключению N 474/7.1-Т от 24.05.2012 по проекту обоснования расчетного (предварительного) размера санитарно- защитной зоны, осуществление производственного контроля над уровнем загрязнения атмосферного воздуха и шума предусмотрено в следующих точках: застройка, школа по ул. Снеговая, 35; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 11; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 28; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 26.
Экспертным заключением по установлению окончательного размера санитарно-защитной зоны от 11.03.2015 установлены следующие точки постов контроля: застройка, школа по ул. Снеговая, 35; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 11; застройка, жилой дом по ул. Карьерная, 28; застройка, жилой дом по ул. Выселковая, 27.
В ходе проверки предприятием административному органу были представлены: План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на контрольных точках (постах), утвержденный на предприятии 14.01.2015; копии протоколов результатов измерений параметров атмосферного воздуха от 25.09.2015 на контрольных точках, установленных экспертным заключением.
Таким образом, в части разработки планов-графиков контроля загрязняющих веществ требования проверяющего органа неправомерны, поскольку такая обязанность обществом на момент проведения проверки исполнялась, надлежащие доказательства ее исполнения были представлены проверяющему органу с возражениями на акт проверки 18.12.2015.
Вместе с тем, постановлением Администрации Приморского края N 8-па от 24.01.2012 в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" утвержден Порядок проведения в городских и иных поселениях Приморского края работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Согласно пункту 2 Порядка работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях Приморского края в периоды НМУ осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии с мероприятиями по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, согласованными с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
В соответствии с пунктом 3 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют для согласования в Департамент два экземпляра Мероприятий, разработанных в соответствии с методическими указаниями "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" РД 52.04.52-85, утвержденными Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 01.12.1986.
Как установлено Разделом 1 Руководящего документа РД 52.04.52-85 под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ разрабатывают предприятия, организации, учреждения, расположенные в населенных пунктах, где органами Госкомгидромета проводится или планируется проведение прогнозирования НМУ.
Мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются на всех предприятиях, имеющих источники выбросов вредных веществ в атмосферу, с участием отраслевых институтов.
Согласно пунктам 12, 14, 15 Правил руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель) утверждает согласованные Департаментом Мероприятия и назначает приказом ответственных лиц за прием и регистрацию предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в атмосферном воздухе в связи с НМУ в журнале по форме согласно приложению.
При наступлении НМУ юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят Мероприятия, согласованные с Департаментом, и заносят информацию о принятых мерах в журнал, указанный в пункте 11 настоящего Порядка.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение пяти календарных дней со дня прекращения НМУ направляют в Департамент отчеты о проведенных Мероприятиях.
Из материалов дела следует, что Программа мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях ОАО "ВБЩЗ" была направлена в Департамент для согласования 17.03.2016. Доказательств наличия такой программы на момент проверки обществом не представлено.
При этом коллегия отмечает, что данные мероприятия напрямую направлены на снижение уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и являются непременной составной частью процедуры контроля и анализов выбросов загрязняющих веществ, в связи с чем, несмотря на наличие разработанных и утвержденных планов-графиков контроля загрязняющих веществ, данный контроль осуществлялся обществом не в полном объеме, предусмотренном действующим законодательством для предприятия, обладающего источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в связи с чем обязанность по фиксации (с предварительным контролем) анализов атмосферного воздуха в пределах лицензионного участка на общество возложена правомерно, а предписание N 74в-03-6185/15-6 является законным и обоснованным.
В соответствии с предписанием N 74в-03-6185/15-7 на общество возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на благоустройство санитарно-защитной зоны по предотвращению вредных воздействий на окружающую среду, организаций и граждан г. Владивостока.
Согласно лицензионному соглашению к лицензии серии ВЛА N 238 ОШ владелец лицензии принял на себя обязательства по своевременному благоустройству санитарно-защитной зоны.
В соответствии с пунктом 2.3 Документации на техническое перевооружение карьера (Том 3 Перечень мероприятий по охране окружающей среды) центром лабораторного анализа и технических измерений по Приморскому краю в 2011 году был выполнен проект обоснования размера единой расчетной санитарно-защитной зоны для ОАО "ВБЩЗ" (промплощадки северного участка карьера по разработке Первореченских андезитов, дробильно-сортировочного комплекса и отвала вскрышных пород).
Согласно разделу 7.3 экспертного заключения N 474/7.1-Т от 24.05.2012 по проекту обоснования расчетного (предварительного) размера санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) для защиты населения от воздействия со стороны карьера вдоль восточной границы горного отвода, выходящей к ул. Карьерной, возведен из вскрышных пород защитный вал.
Благоустройство СЗЗ с востока в направлении ул. Карьерной следует провести путем посадки полосы высокоствольных насаждений по имеющемуся защитному валу: шириной не менее 50 м, протяженностью 1,5 км с выходом первого яруса древостоя на высоту 20 м. Расстояние между рядами лесополосы следует принять 5 м, расстояние в рядах между деревьями - 6 м. Закладку данной защитной полосы следует выполнять по отдельному проекту.
Организация аналогичной лесополосы должна быть выполнена вдоль западной границы Северного участка карьера, выходящей к ул. Выселковой и ул. Хуторской. Здесь также необходимо провести реконструкцию существующих зеленых насаждений, относящихся к военному лесничеству ТОФ.
Пункт 6.1 экспертного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ПК" N 1-7.1.-СЗЗ от 11.03.2015 по установлению окончательного размера санитарно-защитной зоны полностью дублирует указанные положения.
Таким образом, основным мероприятием, направленным на благоустройство санитарно-защитной зоны с целью предотвращения вредных воздействий на окружающую среду является высадка лесополосы по всему периметру зоны. При этом необходимость осуществления данного мероприятия, в том числе в соответствии с отдельно разработанным проектом была вменена в обязанность предприятию еще при установлении предварительного размера санитарно-защитной зоны в 2011 году.
Вместе с тем, ни в ходе проверки деятельности предприятия, ни при рассмотрении настоящего дела такой проект предприятием не представлен.
Не получил при рассмотрении настоящего дела своего подтверждения и факт благоустройства СЗЗ без соответствующего проекта согласно перечню мероприятий по благоустройству и озеленению СЗЗ карьера в соответствии с заключениями по установлению предварительного и окончательного размера зоны.
В материалы дела обществом представлен отчет от 10.11.2015 по выполненным мероприятиям (благоустройство санитарно-защитной зоны), согласно которому предприятием произведена высадка высокоствольных деревьев в количестве 20 ед. в апреле 2015 и 12 ед. в октябре 2015 на восточном участке карьера.
Вместе с тем, как указывалось ранее, экспертными заключениями предусмотрена лесополоса шириной не менее 50 м, протяженностью 1,5 км. При этом расстояние между рядами лесополосы установлено 5 м, расстояние между деревьями в рядах - 6 м. Также, как указывалось ранее, такие мероприятия должны были проводиться с 2011 года.
Представленный предприятием в материалы дела акт осмотра Северного участка Первореченского карьера ОАО "ВБЩЗ" от 17.06.2016 также свидетельствует о том, что мероприятия по озеленению СЗЗ выполняются не в полном объеме, поскольку согласно акту саженцы высажены только в количестве 50 штук, а согласно фотоматериалами и не в тех параметрах, которые установлены заключениями от 24.05.2012 и от 11.03.2015.
Кроме того, по восточному участку санитарно-защитной зоны какой- либо информации о высадке саженцев даже в таком количестве не представлено вообще.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, проверяющий орган правомерно пришел к выводу о том, что предприятием не осуществляются в полной мере мероприятия, направленные на благоустройство санитарно-защитной зоны по предотвращению вредных воздействий на окружающую среду, в связи с чем предписание N 74в-03-6185/15-7 является законным и вынесено правомерно.
Довод апеллянта о том, что Департаментом проведена проверка не по фактам, изложенным в обращении граждан, а по всей деятельности общества, касающейся недропользования, отклоняется.
В силу пункта 30 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в частности, при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), как государственный экологический надзор.
Задачами государственного горного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр или лицами, осуществляющими работы на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр, установленных законодательством Российской Федерации о недрах и утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартами (нормами, правилами) требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр (статья 38 Закона о недрах).
Как усматривается из материалов дела, внеплановая выездная проверка в отношении общества проведена Департаментом с целью проверки факта возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, изложенного в обращении жителей 87-го микрорайона г. Владивостока, ул. Сельская, д. 9-12, ул. Сабанеева, д. 15, 22 и в обращении граждан о неисполнении ОАО "ВБЩЗ" лицензионного соглашения на право пользования недрами по лицензии ВЛА N 238 ОЩ на участке Первореченского месторождения порфиритов о согласованию с прокурором на основании распоряжения от 03.11.2015 N 74В-03.
Су апелляционной инстанции обращает внимание на то, что согласно распоряжению от 03.11.2015 N 74В-03, предметом проверки являлось, в том числе соблюдение обществом обязательных требований, проведение мероприятий: по предотвращению причинения вреда окружающей среде, по выполнению лицензионного соглашения на право пользования недрами на участке Первореченского месторождения порфиритов (пункт 6 распоряжения).
При таких обстоятельствах оснований считать нарушенной регламентированную положениями Закона N 294-ФЗ процедуру проведения проверки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые предписания от 04.12.2015 N 74в-03-6185/15-1, N 74в-03-6185/15-2, N 74в-03-6185/15-3, N 74в-03-6185/15-4, N 74в-03-6185/15-5, N 74в-03-6185/15-6, N 74в-03-6185/15-7 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. на основании статьи АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.09.2016 по делу N А51-1505/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Владивостокский бутощебёночный завод" (ИНН 2538007247, ОГРН 1022501897307, дата регистрации в качестве юридического лица 06.09.2002) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 10682 от 17.10.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1505/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 февраля 2017 г. N Ф03-234/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ВЛАДИВОСТОКСКИЙ БУТОЩЕБЁНОЧНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-234/17
13.12.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8547/16
20.09.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1505/16
12.05.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2900/16