г. Челябинск |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А47-12590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Колесниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосергиевского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.02.2016 по делу N А47-12590/2015 (судья Сиваракша В.И.).
В судебном заседании приняла участие представитель Администрации Новосергиевского района Оренбургской области - Евстратова Т.Г. (удостоверение N 75, доверенность N б/н от 14.02.2014, сроком на три года).
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Администрация Новосергиевского района Оренбургской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо), государственному инспектору Оренбургской области в области охраны окружающей среды Прядкину Федору Ивановичу (далее - инспектор Прядкин Ф.И.) о признании незаконным и отмене предписания N 25/3 ПП- Ц МО об устранении нарушений природоохранного законодательства от 28.08.2015 (с учётом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.02.2016 (резолютивная часть от 09.02.2016) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным предписание N 25/3 ПП-Ц МО об устранении нарушений природоохранного законодательства от 28.08.2015 в части обязания Администрации Новосергиевского района Оренбургской области в срок до 26.02.2016 подтвердить отнесение образующихся в процессе управленческой, бухгалтерской и канцелярской деятельности отходов к конкретному классу опасности. В остальной части суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Новосергиевского района Оренбургской области (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на то, что материалами дела не подтверждается обстоятельство обращения с отходами проверяемого лица в понимании Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", так как Администрация не осуществляет деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, а также размещению отходов. Орган местного самоуправления хозяйствующим субъектом не является.
Апеллянт считает необоснованной ссылку суда на "Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления", утверждёный Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 07.03.1999, поскольку данный Сборник содержит среднестатистические и среднеотраслевые значения удельных показателей образования основных видов отходов производства в материалоёмких отраслях экономики Российской Федерации и удельные показатели образования наиболее распространенных отходов производственного и бытового потребления, согласно п. 1.1. вышеуказанного норматива. Следовательно, обжалуемое решение суда основано не на доказательствах, которыми должен апеллировать именно административный и контрольный орган, а на предположении об образовании данного вида отхода заявителем и среднестатистических данных Сборника.
По утверждению заявителя, выводы об образовании Администрацией каких-либо отходов основаны вовсе не на доказательственной базе, так как не было произведено фото либо видеофиксации, изъятия образцов отходов, их экспертиза, а просто логическим путем сделано умозаключение о возможности наличия мусора от офисных помещений в общем контейнере собираемых отходов со всего здания (4 абз., стр.6 акта проверки), где расположено порядка 15 юридических лиц, включая столовую, зубную поликлинику и других хозяйствующих субъектов.
Кроме того, в дополнении к апелляционной жалобе апеллянт указал на то, что отходы, образуемые от деятельности всех юридических лиц данного здания, временно размещаются в контейнере, установленном на специальной площадке и обслуживаемой специализированным транспортом МУП "Новосергиевское ЖКХ" на договорной основе с МБУ "Хозяйственный отдел Администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области", а не с заявителем. МБУ "Хозяйственный отдел Администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области", зарегистрированное в качестве юридического лица, создано Администрацией Новосергиевского района как учредителем и в его уставную деятельность изначально включена функция по обслуживанию и уборке административного здания, которое впоследствии и передано ему на праве оперативного управления.
Именно данное учреждение осуществляет с помощью своего технического персонала уборку рабочих мест, размещение отходов в металлическом контейнере и затем их вывоз с территории согласно представленному госинспертору, а впоследствии и суду договору N 63/14 от 10 декабря 2014 года на вывоз бытовых отходов.
На этом основании заявитель просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленного требования и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований в полном объёме.
В апелляционной жалобе её податель указал, что обжалует судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
До судебного заседания от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истолкованной применительно к пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в обжалуемой апеллянтом части, поскольку от Министерства не поступило соответствующих возражений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путём размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте; в судебное заседание представители Министерства и инспектор Прядкин Ф.И.не явились.
С учётом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте её рассмотрения.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в указанной части не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация Новосергиевского района Оренбургской области зарегистрирована в качестве юридического лица 21.08.2000, имеет ОГРН 1025602668992, ИНН 5636006906, организационно-правовая форма - муниципальное казённое учреждение, основной вид деятельности по ОКВЭД - 75.11.3 "Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера".
Распоряжением Администрации от 10.12.2000 N 146-р создано муниципальное бюджетное учреждение "Хозяйственный отдел Администрации Новосергиевского района Оренбургской области" (ОГРН 1105658027750, ИНН 5636020989).
В качестве одной из основных целей и задач деятельности данной организации определено содержание в надлежащем санитарном, противопожарном состоянии зданий Администрации района и прилегающих к ним территорий, организация и размещение твёрдых бытовых отходов, снега с прилегающей территории.
30.12.2014 между МБУ "Хозяйственный отдел Администрации Новосергиевского района Оренбургской области" (заказчик) и МУП "Новосергиевское жилищно-коммунальное хозяйство" (исполнитель) был заключен договор N 76 N 63/14 на вывоз твёрдых бытовых отходов.
Приказом Министерства от 15.07.2015 N 439 назначена плановая выездная проверка в отношении Администрации, предметом проверки является соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований, в том числе, в области обращения с отходами при осуществлении хозяйственной деятельности Администрации.
С копией приказа глава Администрации ознакомлен.
По результатам проверки составлен акт проверки N 25 ПП-Ц МО от 28.08.2015.
Проверкой установлено, что в процессе осуществления управленческой, бухгалтерской и канцелярской деятельности Администрации образуются отходы:
1)мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный - IV класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4);
2)отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности (код по ФККО 4 05 122 02 60 5).
Твёрдые бытовые отходы временно складируются на прилегающей к зданию Администрации территории в одном металлическом контейнере с крышкой для накопления отходов, который установлен на металлической площадке на высоте 1,5 м. от земли, что исключает попадание отходов на почву.
Твёрдые бытовые отходы по мере накопления вывозятся два раза в месяц на объект размещения отходов на основании договора от 30.12.2014 N 76 N 63/14 на вывоз твердых бытовых отходов.
Администрацией в установленном порядке предоставлялись расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в разделах 4 расчётов "Наименование отходов" указано бумага канцелярская, класс опасности - V.
Образование в деятельности Администрации отходов, относящихся к IV классу опасности, следует также из Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, утверждённого Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 07.03.2009 (далее - Сборник удельных показателей).
Проверкой установлено, что в нарушение частей 2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Администрацией не подтверждено отнесение образующихся в процессе осуществления управленческой, бухгалтерской и канцелярской деятельности к конкретному классу опасности, не составлены паспорта на отходы IV класса опасности.
В адрес Администрации инспектором Прядкным Ф.И. выдано предписание от 28.08.2015 N 25/3 ПП-Ц МО об устранении нарушений природоохранного законодательства, Администрации предписано:
1)в срок до 26.02.2016 подтвердить отнесение образующихся в процессе осуществления управленческой, бухгалтерской и канцелярской деятельности к конкретному классу опасности.
2)составить паспорта на отходы IV класса опасности.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Администрации не требуется в силу ст.ст. 14 и 20 Закона N 89-ФЗ подтверждать отнесение отходов, образующихся в процессе осуществления управленческой, бухгалтерской и канцелярской деятельности к конкретному классу опасности, поскольку эти отходы включены в Федеральный каталог отходов. Однако, суд признал неисполненной обязанность общества по разработке паспортов на отходы IV класса опасности, чем нарушены положения п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ, пунктов 7 и 10 Постановления N 712.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Из положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы;II класс - высокоопасные отходы;III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы;V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016), в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с актуальной редакцией пункта 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, введённой пунктом 13 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2016 и действовавшим на дату исполнения предписания -26.02.2016, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Таким образом, в 2016 году была упразднена и на дату исполнения предписания отсутствовала обязанность по подтверждению отнесения к конкретному классу опасности отходов, включённых в федеральный классификационный каталог отходов.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Федеральный классификационный каталог отходов утверждён приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445.
Под кодом 7 33 100 01 72 4 в Федеральный классификационный каталог отходов включен мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), под кодом 4 05 122 02 60 5 включены отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, поскольку образующиеся в деятельности Администрации отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов, заявителю не требуется в силу ст.ст. 14 и 20 Закона N 89-ФЗ (в актуальной редакции) подтверждать отнесение образующихся в процессе осуществления управленческой, бухгалтерской и канцелярской деятельности к конкретному классу опасности и признал недействительным предписание в части возложения на Администрацию данной обязанности.
В данной части предписание не обжалуется и не пересматривается судом апелляционной инстанции.
Кроме того, административный орган предписал Администрации составить паспорта на отходы IV класса опасности.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона об отходах па основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данные требования распространяются на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, в том числе на заявителя.
В целях реализации указанных положений принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности (Постановление N 712).
Таким образом, с 01.08.2014 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном Постановлением N 712.
Согласно пункту 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как следует из акта проверки, в деятельности Администрации образуется, в том числе, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный - IV класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4).
Вопреки доводам апеллянта, непосредственное обнаружение отходов, их фотосъёмка и экспертиза не являются единственно возможными доказательствами образования отходов в деятельности заявителя.
Из представленной в дело справки Администрации о среднесписочной численности работников от 30.06.2015 б/н следует, что в ней работает 45 человек (муниципальных служащих и делопроизводителей), в результате деятельности которых образуются отходы (л.д. 42).
Виды образуемых отходов от данного вида деятельности были правомерно установлены Министерством в соответствии со Сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденным Госкомэкологией РФ 07.03.1999 г., предназначенным для использования в качестве справочного руководства при осуществлении государственного экологического контроля при оценке видов и объёмов образования отходов (пункт 3.2.).
Кроме того, образование твёрдых бытовых отходов подтверждается договором на вывоз твёрдых бытовых отходов N 76 N 63/14 от 30.12.2014, заключенным между МУП "Новосергиевское жилищно-коммунальное хозяйство" и МБУ "Хозяйственный отдел Администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области". Поскольку МБУ "Хозяйственный отдел Администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" создано специально для содержания в надлежащем санитарном состоянии зданий Администрации района и прилегающих к ним территорий, а не каких-либо иных хозяйствующих субъектов, перечисленных в апелляционной жалобе Администрации, наличие данного договора подтверждает, что твёрдые бытовые отходы в деятельности Администрации образуются и вывозятся, в связи с чем коллегия судей отклоняет довод апеллянта о предположительном характере вывода административного органа об образовании в его деятельности твёрдых бытовых отходов.
Довод апеллянта о том, что обязанность по составлению паспортов исполняет МБУ "Хозяйственный отдел Администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" судом исследован и отклонён, поскольку в силу приведённых норм права обязанность по паспортизации возложена на то лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, а не на то лицо, которое занимается их накоплением, уборкой и передачей в специализированную организацию для последующего размещения.
Довод подателя жалобы о том, что орган местного самоуправления, хозяйствующим субъектом не является, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно был им отклонён, поскольку в данном случае Администрация совмещает функции хозяйствующего субъекта (учреждения) с функциями органа местного самоуправления. В части вменённого нарушения (отсутствие паспортов на отходы IV класса опасности) Администрация проверялась в качестве муниципального казённого учреждения, в результате деятельности которого образуются твёрдые бытовые отходы, а не в качестве органа местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст. ст. 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в деятельности Администрации как муниципального казённого учреждения образуются отходы, относящиеся к IV классу опасности (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), на которые должен быть составлен паспорт. Отсутствие паспортов на отходы IV класса опасности, образующихся в процессе деятельности Администрации (твёрдые бытовые отходы), нарушает положения п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ, пунктов 7 и 10 Постановления N 712, в связи с чем суд обоснованно признал законным предписание в части возложения на административный орган обязанности по составлению паспортов на отходы IV класса опасности.
В связи с этим соответствующие возражения, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учётом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда, которое является законным и обоснованным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Новосергиевского района Оренбургской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.02.2016 по делу N А47-12590/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новосергиевского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А.Малышева |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12590/2015
Истец: Администрация Новосергиевского района Оренбургской области
Ответчик: Государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Прядкин Федр Иванович, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области