г. Москва |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А40-236103/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2016 по делу N А40-236103/15, принятое судьей Л.А. Дранко (шифр - 79-1921)
по заявлению ФГУП "Почта России"
к Московской таможне
о признании незаконным и отмене постановления N 10129000-904/2015 от 26.11.2015,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Панфилов А.Г. по доверенности от 31.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 10129000-904/2015 от 26.11.2015.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы, без удовлетворения по следующим основаниям.
Из фактических обстоятельств дела следует, что 22.02.2014, находящееся под таможенным контролем международное почтовое отправление (далее - МПО) N RT570194488DE, следующее по адресу: 430004, Мордовская Республика, г.Саранск, ул. Республиканская,34, кв.17 (получатель - М. Лазарев), направлено с таможенного поста "Международный почтамт" административного органа с таможенным уведомлением N 10129051/220214/000468LC/AO в Мордовский таможенный пост Саратовской таможни, перевозчиком данного МПО является Предприятие.
На таможенном уведомлении значится запись: "выдача почтовых отправлений без разрешения, уполномоченного сотрудника таможни "Мордовский таможенный пост" "ЗАПРЕЩЕНА". Отметка таможенного органа о совершении таможенных операций в отношении данного МПО на уведомлении отсутствует.
В соответствии с письмом ФТС России от 18.02.2005 N 01-06/4821 "О таможенном оформлении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" был сделан запрос от 07.08.2015 N 80-22/0716 на Мордовский таможенный пост Саратовской таможни, из "ответа которого N 08-03-16/00286 следует, что таможенное оформление МПО с таможенным уведомлением N 10129051/220214/000468LC/AO от 22.02.2014 в адрес М. Лазарева не осуществлялось.
Из информации с официального сайта ФГУП "Почта России" www.russianpost.ru следует, что 14.03.2014 МПО N RT570194488DE выдано оператором отделения почтовой связи Саранск 430004 ФГУП "Почта России" адресату.
В связи с отсутствием информации о совершении таможенных операций в отношении данного МПО и по факту выдачи без разрешения - находящегося под таможенным контролем МПО N RT570194488DE, таможенным постом Международный почтамт был направлен запрос в ФГУП "Почта России" от 07.09.2015 N 80-25/0845.
По информации, представленной в письме УФПС республики Мордовия - филиала предприятия от 28.09.2015 N 38.2.1-15/545 следует, что в ОП Саранск 430950 заказной мелкий международный пакет поступил 05.03.2015 по накладной ф.23 N 10200047200034429 от 03.03.2014 из Москва Казанский вокзал 102004 ПЖДП цех-3 (на три емкости, пломба N 9080256659), включен в накладную ф. 16 N 1409747248971450 от 02.03.2015 из Московский АСЦ цех посылок 140983 (на 38 отправлений, пломба N 8385971175). При этом на сопроводительных накладных, каких либо отметок о том, что вышеуказанное МПО следует с таможенным уведомлением, нет. Отметка отсутствовала и на адресном ярлыке ф.17. Из ОП Саранск 430950 в адрес ОПС Саранск ^^430004 заказной мелкий международный пакет RT570194488DE был отправлен 05.03.2015 в страховом мешке N 4309507201225332 от 05.03.2015, приписан в накладную ф.23 N 4309507201230176 от 05.03.2015, включен в накладную ф.23-а N 4309507201230398 от 05.03.2015. В ОПС Саранск 430004 заказной мелкий международный пакет RT570194488DE поступил 06.03.2015 без отметок "с таможенным уведомлением" или "с таможенным приходным ордером" и 14.03.2014 был вручен адресату. В сопроводительных документах отсутствовали отметки о том, что МПО следует "с таможенным уведомлением" или "с таможенным приходным ордером".
В докладной записке от 16.10.2015 N 80-13/1120 и.о. начальника т/п Международный почтамт МТ А.Л. Калачев сообщил, что таможенные операции в отношении данного МПО на т/п Международный почтамт МТ не производились, на таможенный контроль для совершения таможенных операций по месту нахождения адресата МПО не поступало.
Опрошенная ГГТИ ОТО и ТК N 1 т/п Международный почтамт МТ Е.А. Барбашева подтвердила обстоятельства возбуждения дела и сообщила, что таможенных операций/ в отношении данного МПО на т/п Международный почтамт МТ не производилось; на таможенном уведомлении отметки о совершении таможенных операций в отношении МПО нет.
Из информации на официальном сайте предприятия (адрес в интернете: www.russianpost.ru/tracking20/) следует, что МПО поступило в отделении почтовой связи (ОПС) N 430004 г.Саранска и вручено адресату 14.03.2014.
Фактом, подтверждающим таможенное оформление товара, является только соответствующая отметка таможенного органа на таможенном уведомлении, но такой отметки на таможенном уведомлении N 10129051/220214/000468LC/AO не имеется.
Таким образом, предприятие выдало МПО N RT570194488DE получателю без разрешения таможенного органа (Мордовский таможенный пост Саратовской таможни), чем нарушило предписание, указанное в таможенном уведомлении N 10129051/220214/000468LC/AO.
В деянии предприятия обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч 1, ст. 16.9 КоАП России, а именно - выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
16.11.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 10129000-904/2015.
Постановлением административного органа от 26.11.2015 по делу об АП N 10129000-904/2015 предприятие привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности предприятие обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления таможни в части назначения административного штрафа.
Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС) в МПО регламентируется ТК ТС (глава 44), а также Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ТС в МПО (далее - Правила), утвержденными приказом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТКРФ) от 03.12.2003 N 1381.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 96 Таможенного Кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с пп.16 п.1 ст.4 ТК ТС под МПО для целей применения главы 44 ТК ТС понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории ТС, поступающие на таможенную территорию ТС либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, п.1 ст.312 ТК ТС закреплен перечень объектов относящихся к МПО, в число которых также входят посылки.
В соответствии с п. 3. ст. 312 ТК ТС МПО не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа.
Согласно п. 3 Правил, пересылка через таможенную границу ТС МПО осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN 23, форма которой установлена регламентом Всемирного почтового союза от 11.11.2008.
Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена, определяемых ГТК РФ (ФТС России) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (п.п. 4, 5 Правил). В данном случае пунктом международного почтового обмена являлся согласно приложению N 1 к Правилам - Международный почтамт, находящийся по адресу: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37.
Для таможенного оформления и таможенного контроля МПО, в соответствии с п.29 раздела IV Правил, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, при проведении таможенного контроля вынимает таможенные декларации CN23, пересылаемые внутри МПО и прикрепляет способом, исключающим их утерю, к сопроводительным документам, направляемым вместе с МПО в объект почтовой связи (почтамт) для выдачи адресату.
На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена (далее - таможенный орган отправления), также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (п.53 Правил).
Согласно п.п.54, 55, 56 Правил на накладной ф.16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Груз таможенный" и письменную отметку "С уведомлением".
Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф.22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Согласно п. 58 Правил полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи.
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, принятого начальником таможенного органа, либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа, при условии выполнения адресатом мер, предусмотренных ст. 197 ТК ТС, и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным должностным лицом таможенного органа отметки "Выдача МПО разрешена", заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.
Объект почтовой связи, являющийся местом международного почтового обмена, осуществляет выдачу МПО адресату применительно к порядку, установленному пунктами 56 - 57 Правил. При этом выдача МПО получателю (адресату), а также иные действия с МПО, предусмотренные Правилами оказания услуг почтовой связи, место международного почтового обмена осуществляет после завершения таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, при наличии оттиска штампа "Выпуск разрешен", поставленного в таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
Согласно п.3 ст.312 ТК ТС МПО не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории ТС без разрешения таможенного органа.
Аналогичные требования к запрещению выдачи МПО без разрешения таможенного органа содержит п. 8 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в МПО, утвержденных приказом ГТК РФ от. 12.2003 N 1381, а также п.37 раздела III Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, непосредственно регулирующих взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи на территории Российской Федерации, а также устанавливающих права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Проведенным административным расследованием установлено, что, вступив в таможенные правоотношения и взяв на себя обязанности по выполнению действующих в таможенном деле требований, имея для этого необходимые возможности, предприятие осуществило выдачу вышеуказанного товара без разрешения таможенного органа, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч 1 ст. 16.9 КоАП России.
Вина предприятия заключается в том, что организация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не сделала этого, а именно, выдала товар получателю без разрешения таможенного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, предприятие должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Предприятие не выполнило требования таможенного законодательства: осуществило выдачу МПО без разрешения таможенного органа.
Предприятие считает необоснованным назначение штрафа в размере 350 000 рублей, которое, по его мнению, не соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения и ссылается на часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и "финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, принятие административным органом решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного
соответствующей санкцией, допускается только в исключительных случаях.
В данном случае невозможно применить положения об исключительности, так как, по информации учетно-регистрационного отделения административного органа (служебная записка от 28.10.2015 N 26-12/0327) (листы дела об АП N 70-71) предприятие неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений по ч.1 ст.16.9 КоАП России. В соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП России повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП России, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Штрафная санкция назначена с учетом отягчающих обстоятельств. Санкция за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, назначена в пределах, предусмотренных КоАП РФ и не влечет "избыточного государственного принуждения".
Также нельзя считать данное правонарушение малозначительным. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.01.2016 по делу N А40-236103/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236103/2015
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, Московская таможня ФТС РФ