г. Челябинск |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А07-22804/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2016 по делу N А07-22804/2015 (судья Кузнецов Д.П.).
В судебном заседании принял участие представитель:
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Кокшарова А.Ф. (доверенность от 26.10.2015 N 185).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо) о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по разделу земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" восстановить в государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "Башнефть-Розница", Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - Администрация, третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2016 (резолютивная часть объявлена 24.02.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности, соответственно, суд неверно сослался на то, что на момент преобразования земельного участка в 2010 году право собственности Российской Федерации на участок не было зарегистрировано. Государственная регистрация является правом, а не обязанностью правообладателя. Заявитель не принимал решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160. Данному земельному участку присвоен статус архивный, что означает прекращение его существования как объекта права, что является нарушением прав Российской Федерации как собственника указанного земельного участка. Судом не дана оценка доводу ТУ Росимущества о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 согласно представленному свидетельству имел площадь 667 805 кв. м, а земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:38211 имеет площадь 592 899 кв. м. Следовательно, площадь земельного участка, отнесенного к федеральной собственности, уменьшилась на 74 906 кв. м, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации в виду уменьшения имущества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заявителя и третьих лиц не явились. С учетом мнения представителя заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты общего пользования, общей площадью 667 805 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский р-н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12.05.2011 серии 04АГ N 188020, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.09.2015 N 04/101/029/2015-17182 (т. 1, л. д. 17-19).
В указанном свидетельстве в качестве основания государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок указаны распоряжение ТУ Росимущества от 02.02.2011 N 30 и постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В частности, в соответствии с указанным распоряжением ТУ Росимущества от 02.02.2011 N 30 "О внесении в реестр федерального имущества и регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки" предписано внести в реестр федеральной собственности, среди прочего, земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160, площадью 667 805 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский р-н (т. 2, л. д. 1-4).
Земельный участок площадью 667 805 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский р-н, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 04.10.2007, с кадастровым номером 02:55:050302:160, с разрешенным использованием: под объекты общего пользования, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.09.2015 N 02/15/1-720914 (т. 1, л. д. 20, 21).
Среди прочего в кадастровом паспорте указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, граница земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:100901:34, 02:55:050302:703, 02:55:000000:38211, 02:47:100901:95, 02:47:100901:78.
Как указывает ТУ Росимущества, из письма Управления Росреестра от 19.08.2015 N 13926/211 стало известно, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 имеет статус архивный и разделен на два других земельных участка: с кадастровыми номерами 02:55050302:670 и 02:55050302:703, право собственности Российской Федерации на указанные участки не зарегистрировано, кроме того земельный участок с кадастровым номером 02:55050302:670 аннулирован, а на земельный участок с кадастровым номером 02:55050302:703 зарегистрирована аренда в пользу общества с ограниченной ответственностью "АЗС-УФА" (т. 1, л. д. 14-16).
Также из материалов дела следует, что 07.04.2010 Администрация обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55050302:670 (т. 1, л. д. 52).
15 апреля 2010 года федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан приняло решение N Ф/10-37453 о снятии с государственного кадастрового учета указанного земельного участка (т. 1, л. д. 48).
Постановлением главы Администрации от 18.06.2010 N 3370 выставлен на торги на право заключения договора аренды земельный участок, расположенного в Ленинском р-не городского округа город Уфа Республики Башкортостан, между н.п. Ветошниково и н.п. Миловка, площадью 3936 кв. м, с кадастровым номером 02:55050302:703, для строительства автозаправочной станции (т. 1, л. д. 81, 82).
На основании указанного постановления 08.10.2010 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 37/Т-10, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает за плату во временное пользование земельный участок с кадастровым номером 02:55050302:703, общей площадью 3936 кв. м, расположенный по адресу: Ленинский р-н городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у автодороги между н.п. Ветошниково и н.п. Миловка, для строительства автозаправочной станции ориентировочной площадью планируемых к строительству объектов 200 кв. м (автомойка, магазин, операторский пункт) (пункт 1.1 договора) (т. 2, л. д. 31-34).
Земельный участок площадью 3936 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский р-н, между н.п. Ветошниково и н.п. Миловка, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 21.05.2010, с кадастровым номером 02:55050302:703, с разрешенным использованием: для строительства автозаправочной станции, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.10.2010 N 02/10/1-632053 (т.2, л. д. 35, 36). В паспорте имеется указание на то, что предыдущим кадастровым номером земельного участка является 02:55:050302:160.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.01.2016 N 02/101/002/2016-19596 подтверждена государственная регистрация обременения в виде аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55050302:703 сроком до 21.09.2015 в пользу общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Уфа" (т. 2, л. д. 108).
Указывая на то, что ТУ Росимущества не принимало решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160, соответственно, у заинтересованного лица не имелось оснований для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о снятии с учета указанного земельного участка и о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050302:703 и 02:55:050302:670, заявитель обратился в суд с названными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что на момент совершения заинтересованным лицом оспариваемых действий право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 еще не было зарегистрировано, соответственно, не подтверждено нарушение прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данными решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Требования заявителя основаны на доводе о незаконном осуществлении в 2010 году заинтересованным лицом кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 названного Кодекса).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 16 названного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно нормам статьи 7 названного Закона к числу уникальных характеристик земельного участка относятся кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, его местоположение, площадь.
В силу части 1 статьи 20 названного Закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица или их представители.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (часть 2 указанной статьи).
В силу части 3 указанной статьи с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В настоящем случае из материалов дела и информации заинтересованного лица (т. 1, л. д. 136-143) следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 был поставлен на кадастровый учет путем преобразования земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:149 на основании заявления Администрации. Площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160 была декларативной. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 был снят с кадастрового учета 19.11.2010. Из данного земельного участка в 2010 году были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02:55050302:670 и 02:55050302:703. Земельный участок с кадастровым номером 02:55050302:670 был поставлен на кадастровый учет 15.02.2010, снят с учета 15.04.2010, имеет статус "аннулированный". Земельный участок с кадастровым номером 02:55050302:703 был поставлен на кадастровый учет 21.05.2010. В связи с поступлением сведений о государственной регистрации прав и обременений на земельный участок с кадастровым номером 02:55050302:703 последний стал "учтенным", а земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 приобрел статус "архивный" и перестал существовать как объект гражданских правоотношений.
Дополнительно заинтересованное лицо указало, что на момент преобразования земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160 зарегистрированные права на него отсутствовали. На момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок он уже имел статус "архивный". При восстановлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160 произойдет пересечение его границ с иными существующими земельными участками.
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 10 указанной статьи (в редакции, действовавшей в спорный период) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В настоящем случае на момент преобразования земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160 (2010 год) сведения о правах и обременениях на указанный земельный участок отсутствовали. Право собственности Российской Федерации на участок было зарегистрировано только 12.05.2011. При этом одним из документов-оснований государственной регистрации права собственности Российской Федерации было распоряжение ТУ Росимущества от 02.02.2011 N 30 "О внесении в реестр федерального имущества и регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки" (то есть вынесенное после совершения оспариваемых действий).
Ссылка подателя жалобы на то, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности, не может быть принята в силу указанного выше.
При этом заявитель не представил доказательства того, что орган кадастрового учета на момент совершения оспариваемых действий имел информацию о том, что земельный участок относится к федеральной собственности.
Следовательно, материалами дела не подтверждено, что кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160 произведен заинтересованным лицом с нарушением норм действующего законодательства.
Кроме того, как верно отметил арбитражный суд первой инстанции, из материалов дела и информации ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что в пределах территории земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160 29.12.2014 на основании заявления ТУ Росимущества на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:38211, площадью 592 899 кв. м (т. 1, л. д. 147).
Податель жалобы ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:160 имел площадь 667 805 кв. м, а земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:38211 имеет площадь 592 899 кв. м.
Между тем, из указанного ранее следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:160 была лишь декларативной.
Кроме того, на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок из последнего уже были образованы иные земельные участки.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2016 по делу N А07-22804/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22804/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация городского округа г. Уфа, Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Управление федеральнойслужбы государственной регистрации, кадастр и картографии по РБ, ФГБУ ФКП Росреестра по РБ