г. Красноярск |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А74-5028/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купера Максима Андреевича - Чеботарева В.А., представителя по доверенности от 09.03.2016,
от истца - прокурора Республики Хакасия: Моргуна О.В., служебное удостоверение 06.02.2015 ТО N 190016;
от ответчика - администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия:
Царевой Е.М., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 26-110116,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купера Максима Андреевича
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 24 февраля 2016 года по делу N А74-5028/2015, принятое судьёй Кожура-Кобыляцкой Н.Н.
установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910010838, ОГРН 1081903001025, далее - Администрация Усть-Абаканского района по РХ) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальному предпринимателю Куперу Максиму Андреевичу (ИНН 246410763537, ОГРН 308190307100033, далее - ГКХ Купер М.А.) о признании недействительной в силу ничтожности сделки по бесплатной передаче муниципальным образованием Усть-Абаканский район Республики Хакасия в собственность Купера Максима Андреевича земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:105, 19:10:121001:10, об истребовании из незаконного владения Купера М.А. указанных земельных участков в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.
В судебном заседании 15.07.2015 представитель ТУ Росимущества в Республике Хакасия выразил согласие вступить в дело в качестве истца, поддержал исковые требования прокурора.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.02.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ГКХ Купер М.А. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-факт установления наличия лесного участка недостаточно для того, чтобы констатировать право федеральной собственности на него, поскольку законодательство допускает нахождение лесных участков в различных формах собственности и на землях любых категорий;
-земельные участки лесничеств поставлены на кадастровый учет без установления границ, границы их в установленном земельным и градостроительным законодательством порядке не определены;
-сведений о том, что федеральные участки были поставлены на учет в Государственном лесном реестре хотя бы как ранее учтенные, в материалы дела не представлены;
-отсутствие установленных на кадастровом учете границ земель лесного фонда является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска;
-земли сельскохозяйственного назначения как объект правовой охраны имеют приоритет перед землями лесного фонда;
-результаты межевания и межевой план земельного участка с кадастровым номером, сведения, из которых внесены в раздел государственного кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке, никем не оспорены и являются действительными;
-в кадастровых документах имеется отметка о том, что границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены;
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 20.04.2016.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей Территориального управления Росимущества в Республике Хакасия, Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, государственного казённого учреждения Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия", Правительства Республики Хакасия, общества с ограниченной ответственностью "Матуган".
В ходе судебного заседания Представитель прокурора Республики Хакасия заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, а именно: ответа Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 18.04.2016 N 010-1620-АС с приложением выписок из государственного лесного реестра по форме 1.2 ГЛР, 1.3 ГЛР.
Представитель ГКХ Купера М.А. не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Представитель администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия оставил разрешение заявленного ходатайства на усмотрение суда.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные документы приобщены к материалам рассматриваемого дела.
От Территориального управления Росимущества в Республике Хакасия поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены судебного акта не имеется.
В ходе судебного заседания представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия поддерживает доводы апелляционной жалобы, пояснил, что суд первой инстанции применил не подлежащие применению нормы о лесоустройстве и лесном реестре, судом дана неверная оценка представленных доказательств. Как минимум с 1994 года спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и никогда не относились к землям лесного фонда. По результатам землеустроительной экспертизы, земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:130701:105 и 19:10:121001:10 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, имеют пересечение с землями лесного фонда.
Представитель прокурора Республики Хакасия доводы апелляционной жалобы не признал, пояснил, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Принадлежность земельного участка к лесному фонду обусловлена фактическим нахождением такого участка на землях лесного фонда. Границы земель лесного фонда лесных участков Усть-Бюрского лесничества определены в соответствии с требованиями федерального законодательства в лесоустроительной документации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на изменение категории земель лесного фонда. Для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
01.08.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Купер М.А. обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в собственность для сельскохозяйственных нужд земельных участков:
-площадью 29,05 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть- Абаканский район, в 27 км. северо-западнее с. Усть-Бюр;
-площадью 35,89 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 30,6 км. западнее аал Чарков.
Земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учёт как земли сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием для сельскохозяйственного производства, им присвоены кадастровые номера: участку площадью 290511 кв.м. - кадастровый N 19:10:130701:105 (поставлен на кадастровый учёт 02.09.2014); участку площадью 357911 кв.м. - кадастровый N 19:10:121001:10 (поставлен на кадастровый учёт 04.09.2014).
Главой Усть-Абаканского района 24.09.2014 вынесено постановление N 1824-п о передаче Куперу Максиму Андреевичу в собственность бесплатно земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:105, 19:10:121001:10.
Право собственности на указанные участки зарегистрировано за Купером М.А. 14.10.2014.
Прокурор Республики Хакасия, считая сделку по передаче в собственность предпринимателя земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, недействительной в связи с отсутствием у администрации муниципального образования Усть-Абаканский район права на распоряжение земельными участками, находящимся в федеральной собственности, а также в связи с тем, что сделка посягает на публичные интересы, обратился в суд с настоящим иском.
В подтверждение доводов иска в дело представлены: свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности 19АА N 335443 от 14.04.2011 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 245687,62 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское участковое лесничество, квартал 20 выделы 12, 15, 20, 30, 33, квартал 21 выделы 2, 15, Майское участковое лесничество квартал 9 выделы 15, 23, 28, кадастровый номер 19-19-01/020/2011-122; свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности 19АА N245135 от 28.12.2009 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 638 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское лесничество, Кискачинское участковое лесничество, квартал 20 выделы 12, 15, 16, 20, 24, кадастровый номер 19-19- 01/067/2009-367.
Между Госкомитетом по лесу Республики Хакасия и ООО "Матуган" 28.02.2008 заключён договор аренды лесного участка площадью 48674 га для ведения охотничьего хозяйства сроком по 04.09.2027.
В соответствии с указанным договором лесной участок имеет следующее местоположение: Республика Хакасия, МО Усть-Абаканский район, кварталы 1-5, 8-10, 12-15, 17-21, 24-40 Майского участкового лесничества, кварталы 55, 56, 62-64, 74, 76, 79-81, 83-86, 89-92, 95-99 Усть-Бюрского участкового лесничества.
Иск прокурора поддержало Территориальное управление Росимущества в Республике Хакасия, вступив в дело истцом.
В суде первой инстанции с целью определения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:105 и 19:10:121001:10 была проведена экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта от 14.10.2015 земельный участок с кадастровым номером 19:10:130701:105:
- расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Кискачинского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества,
- расположен в 20 (выделы 12,15,20,30,33) и 21 (выделы 2,15) кварталах Кискачинского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Кискачиснкого лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия Инв N 1185 от 1994 г. В соответствии с картой - схемой подразделения лесов по целевому назначению земельный участок расположен в эксплуатационных лесах, согласно условным обозначениям на нём находятся прогалины и пустыри, сосновые и лиственные леса (приложения NN3,4 экспертного заключения), входит в границы государственного зоологического заказника регионального значения "Кискачинский", созданного постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 N659.
Земельный участок с кадастровым номером 19:10:121001:10:
- расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Чарковского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями природоохранного ландшафта и землями водоохранных зон,
- расположен в 9 квартале Майского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Майского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия Инв N 1188 от 1994 г. В соответствии с картой-схемой подразделения лесов по целевому назначению земельный участок расположен в эксплуатационных лесах, согласно условным обозначениям на нём находятся прогалины и пустыри, пихтовые, лиственные и сосновые леса (приложения NN4,7 экспертного заключения).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учёт лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (статья 4.1) Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости (статья 4.2)
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
На основании изложенного, правомерно отклонен довод ответчика о том, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт как земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению на основании материалов лесоустройства подтверждено нахождение спорных земельных участков в составе земель лесного фонда в границах Усть-Бюрского лесничества.
Вхождение спорных земельных участков в состав лесного фонда подтверждается представленными в дело лесохозяйственным регламентом Усть-Бюрского лесничества, утверждённым приказом Государственного комитета по лесу РХ от 18.11.2010 N 569, с приложением карты-схемы подразделения лесов по целевому назначению с нанесением существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества, проектом организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненным в период с 1993 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, лесоустроительным планшетом Усть-Бюрского лесничества, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" планом-схемой кварталов Усть-Бюрского участкового лесничества.
Лесоустроительные работы выполнены в период с 1992 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, в настоящее время филиал ФГБУ "Рос-лесинфорг" "Востсиблеспроект" Федерального агентства лесного хозяйства, материалы лесоустройства переданы по приемо-сдаточному акту от 25.10.1993.
Лесоустроительной партией в процессе подготовительных работ к лесоустройству согласованы окружные границы и общая площадь лесхоза с главным землеустроителем района.
В пункте 4 акта согласования границ и площади Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия от 04.10.1992 указано на то, что по состоянию на 01.10.1992 площадь земель, переданных в долгосрочное пользование, составила 27879 га, в том числе переданных под пастбища- 27817 га (стр. 256 Проекта).
В пункте 4 протокола второго технического совещания по лесоустройству Хакасского спецсемлесхоза Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 27.10.1993 указано на то, что из лесхоза передано в долгосрочное пользование до 1995 г. хозяйствам республики 26836 га нелесных и не покрытых лесом земель под пастьбу скота. Создание лесных культур на переданных площадях и примыкающих к ним не проектировать (стр. 284 Проекта).
Исходя из материалов лесоустройства 1994, данных государственного учёта лесного фонда Усть-Бюрского лесничества по состоянию на 01.01.2008 Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан Лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия, который утверждён приказом Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 18.11.2010 N 569.
Доказательства, свидетельствующие о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:105 и 19:10:121001:10 из земель лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке, в материалы дела не представлены. То обстоятельство, что согласно материалам территориального планирования Усть-Абаканского района земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:130701:105 и 19:10:121001:10 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в иную категорию.
При этом судом справедливо отмечено, что схема территориального планирования Республики Хакасия утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011, то есть гораздо позднее материалов лесоустройства.
Довод о том, что спорные участки не покрыты лесом, не имеет правового значения. Действовавшими в спорный период основами лесного законодательства союза СР и союзных республик 1977 года, Лесным кодексом РСФСР 1978 года устанавливалось, что землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно принял во внимание материалы лесоустройства без доказательств поступления материалов лесоустройства в государственный лесной реестр, отклонены судебной коллегией.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 3). По запросу уполномоченный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу выписку из государственного лесного реестра или в письменной форме направляет мотивированный отказ в предоставлении такой выписки (часть 6).
Таким образом, материалы лесоустройства включаются в государственный лесной реестр с целью систематизированного учета документированной информации о лесах, тогда как первичными источниками информации о границах лесничества, об отнесении участка к землям лесного фонда, являются материалы лесоустройства Усть-Бюрского лесничества (таксационные описания, карта-схема лесничества, планы лесных насаждений, лесоустроительные планшеты), которые представлены в материалы дела.
Согласно материалам дела, в ответ на обращение прокуратуры Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 18.04.2016 указано, что формы государственного лесного реестра утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15.02.2012 N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра".
Информация о лесоустройстве Усть-Бюрского лесничества приведена в форме 1.3 ГЛР "Изученность лесов" в составе материалов государственного лесного реестра. В приложении к форме 1.3 ГЛР указан перечень лесоустроительных материалов Усть-Бюрского лесничества (таксационные описания, карта-схема лесничества, планы лесных насаждений, лесоустроительные планшеты), включенных в государственный лесной реестр.
Сведения о границах Усть-Бюрского лесничества имеют место в форме L2 ГЛР "Характеристики лесничества (лесопарка)" материалов государственного лесного реестра.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, в соответствии с требованиями статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации материалы лесоустройства Усть-Бюрского лесничества учтены в государственном лесном реестре, что подтверждается представленными Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия выписками, которые прилагаются с ответом от 18.04.2016 к отзыву в порядке части 1 статьи 262, абзаца второго части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с нормативными документами Правительства Республики Хакасия и органов местного самоуправления о территориальном планировании спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, отклонены апелляционным судом.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на изменение категории земель лесного фонда, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным регламентом).
Для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Спорный участок относится к категории земель лесного фонда, для которой правовой режим (градостроительный регламент) органом местного самоуправления не подлежит установлению.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о территориальном планировании Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763, на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования, отображаются, в том числе:,
- границы земель лесного фонда (Схема развития лесопромышленного комплекса);
- границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельско-хозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель (Схема развития агропромышленного комплекса).
По результатам изучения представленных в материалы дела указанных схем, при сопоставлении с; - картой-схемой подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения: существующих и проектируемых особоохраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества (в составе Лесохозяйственного регламента Усть-Бюрского лесничества, утвержденного приказом Госколеса РХ от 18.11.2010 Ш 569), - планом лесонасаждений Кискачинского, Майского, Усть-Бюрского участковых лесничеств Усть-Бюрского лесничества о условными обозначениями (в составе Проекта организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненного Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, 1993-1994), следует, что спорные участки находятся в границах земель лесного фонда (Усть-Бюрское лесничество).
Кроме того, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения.
Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения не устанавливают категорию земель лесного фонда, не определяют правовой режим (градостроительный регламент) таких земель, соответственно отсутствие таких сведений в документах территориального планирования не свидетельствует о том, что данные земли не относятся к категории земель лесного фонда.
Обозначение в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения спорного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не изменяет правового статуса земель лесного фонда, не свидетельствует об автоматическом изменении категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного на-значения, не влечет прекращения права собственности Российской Федерации на этот лесной участок.
Право собственности Российской Федерации на земли, лесного фонда возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земли лесного фонда не прекращалось, перевод участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся. Следовательно, орган местного самоуправления не имеет полномочий по распоряжению спорными земельными участками, независимо от постановки его на кадастровый учет, обозначения в документах территориального планирования в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации распоряжение о переводе земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, не принималось.
С учетом приведенных обстоятельств, решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 N 79 "Об утверждении генерального плана Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 N 80 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Чарковского сельсовета от 31.10.2012 N 26 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Чарковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", схемы территориального планирования Республики Хакасия, Усть-Абаканского района, а также Сельскохозяйственная карта Усть-Абаканского района 1994 года, законно и обоснованно не приняты арбитражным судом первой инстанции в качестве доказательства отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Спорный участок расположен на землях лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является объектом федеральной собственности, орган местного самоуправления не вправе осуществлять какие-либо правомочия в отношении данного объекта, в том числе определять его категорию, передавать в частную собственность.
Незаконное распоряжение чужой собственностью со стороны администрации Усть-Абаканского района привело к необоснованному изъятию земельных участков из состава лесного фонда и из федеральной собственности Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель лесного фонда.
Передача в частную собственность двух земельных участков из состава земель лесного фонда нарушает публичные интересы, в связи с чем, исковые требования о признании сделки, оформленной постановлением администрации Усть-Абаканского района от 24.09.2014 N 1824-п "О предоставлении Куперу М.А. в собственность бесплатно земельных участков", недействительной обоснованно удовлетворены судом.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации право истребовать имущество из чужого незаконного владения принадлежит собственнику или иному законному владельцу.
Частью 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если имущество безвозмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, то сособственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Таким образом, правом на обращение в суд с исковыми требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения обладает Росимущество как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:130701:105 и 19:10:121001:10 получены Купером М.А. безвозмездно и находятся в его незаконном владении, иск об истребовании земельных участков правомерно удовлетворен.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2016 года по делу N А74-5028/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5028/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-АБАКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, Купер Максим Андреевич
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ДИРЕКЦИЯ ПО ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ", МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, Правительство Республики Хакасия, Чеботарев В. А, ООО "МАТУГАН", Прокурор Республики Хакасия