г. Москва |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А40-176086/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.
судей: |
Москвиной Л.А., Свиридова В.А. |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Росреестра
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2015 по делу N А40-176086/15, принятое судьей Михайловой Л.В. (23-1457)
по заявлению АО "Транснефть-Дружба" (ОГРН 1023202736754)
к Росреестру
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Гриминов А.А. по дов. от 28.01.2015 N 77; |
от ответчика: |
Маныч Я.В. по дов. от 31.12.2015 N 20/235-ИВ. |
УСТАНОВИЛ:
АО "Транснефть-Дружба" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на линейное сооружение расположенное по адресу: Тамбовская область, Мичуринский, Петровский районы, Липецкая область, Добровский район, протяженностью 10 718-м, выраженного в письме от 03.09.2015, и обязании осуществить государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2015 заявленные требования были удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Росреестром указано на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению ответчика, судом не было учтено, что в нарушение ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) заявитель не представил правоустанавливающие документы на часть земельных участков, на которых расположено сооружение. Положительное заключение государственной экспертизы и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не являются документами, на основании которых может быть зарегистрировано право собственности на объект недвижимости.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными. Представитель заявителя считает отказ Управления Росреестра незаконным, поскольку для государственной регистрации в регистрирующий орган представлены все необходимые документы в соответствии с действующим законодательством; основания для отказа в государственной регистрации прав собственности на спорный объект недвижимости являются необоснованными.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, АО "Транснефть-Дружба" обратилось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, линейное сооружение "Реконструкция участка МН "Куйбышев-Унеча-Мозырь-1" 745-755 км", расположенное по адресу: Тамбовская область, Мичуринский, Петровский районы, Липецкая область, Добровский район, протяженностью 10 718-м (далее - Сооружение).
Данный объект недвижимого имущества был введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.07.2014 N RU 48/680084-МС.
АО "Транснефть-Дружба" 14.04.2015 обратилось в Росреестр с заявлением вх. N 00/001/001/2015-041 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: линейное сооружение "Реконструкция участка МН "Куйбышев-Унеча-Мозырь-1" 745-755 км".
Росреестр сообщением от 03.09.2015 N 00/001/001/2015-041 отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 68:13:0000000:667, 68:13:1411002:6, 68:07:0000000:1545, 68:13:1411002:5, 68:13:0000000:718, 68:13:1411003:7, 68:13:1411003:8. Кроме того, договоры аренды земельных участков (части земельных участков) земель сельскохозяйственного назначения от 21.06.2013 N 189/04-05/13 и 192/04-05/13, от 31.05.2013 N 106 (регистрационный номер 187/04-05/13) и договоры субаренды земельных участков (части земельных участков) от 01.07.2013 (регистрационный номер 810/0702/13), 20.05.2013 (регистрационный номер 200/04-05/13), 01.06.2013 (регистрационный номер 178/04-05/13), 20.06.2013 (регистрационный номер 197/04-05/13), не содержат информации о кадастровых номерах земельных участков. Указанное обстоятельство не позволяет идентифицировать указанные земельные участки, сведения о которых содержатся в Кадастровой выписке с земельными участками, являющимися объектами вышеуказанных договоров и как следствие, не позволяет установить наличие прав у заявителя на земельные участки, на которых расположено Сооружение. Таким образом, предмет указанных договоров аренды не определен, в силу п. 3 ст. 607 ГК РФ договоры аренды считаются незаключенными.
АО "Транснефть-Дружба", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на сооружение. В частности, заявителем было представлено положительное заключение государственной экспертизы N 0318-12/СГЭ-2583/02 от 02.10.2012 г., а также разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию NRU 48/68-0084-МС от 02.07.2014.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о незаконности отказа Росреестра неверными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Основания для государственной регистрации прав предусмотрены статьей 17 указанного Закона N 122-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно императивной норме п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным
участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
По правилам части 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный номер (кадастровый номер). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о кадастре кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости относятся к уникальным характеристикам объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Из материалов дела следует, что Обществом к заявлению о регистрации права собственности на Сооружение представлены, в том числе, следующие документы: договор аренды земельного участка (части земельного участка) N 195/04/05/13 от 20.06.2013, договор аренды земельных участков N 187/04-05/13 от 31.05.2013, договор аренды земельного участка (части земельного участка) N 192/04-05/13 от 21.06.2013, договор субаренды земельного участка N 200/04-05/13 от 20.05.2013, договор субаренды земельного участка N 178/04-05/13 от 01.06.2013, договор субаренды земельного участка N 197/04-05/13 от 20.06.2013, договор субаренды земельного участка N 810/0702/13 от 01.07.2013, договор субаренды земельного участка N 832/0702/13 от 01.07.2013, договор субаренды земельного участка N 206/04-05/13 от 27.06.2013,
При этом по договорам от 21.06.2013 N 189/04-05/13 от 21.06.2013 N 192/04-05/13, от 31.05.2013 N106 (регистрационный номер 187/04-05/13, от 01.07.2013 (регистрационный номер 810/0702/13), от 20.05.2013 (регистрационный номер 200/04-05/13), от 01.06.2013 (регистрационный номер 178/04-05/13), от 20.06.2013 (регистрационный номер 197/04-05/13), от 31.05.2013 N106 (регистрационный номер 187/04-05/13) в аренду (субаренду) переданы земельные участки (части земельных участков) из земель сельскохозяйственного назначения. Информация о кадастровых номерах земельных участков (частей земельных участков) в договорах отсутствует. То есть, отсутствуют доказательства постановки указанных земельных участков на кадастровый учет.
Кроме того, согласно договору аренды земельных участков, находящихся на территории Петровского района от 31.05.2013 N 106 (регистрационный номер 187/04-05/13), в аренду Обществу передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности. Указанный земельный участок также не был поставлен на кадастровый учет. В договоре имеется информация только о кадастровом квартале.
Однако указанной информации недостаточно для идентификации земельного участка. Отсутствие кадастрового учета участка не позволяет установить, что его местоположение и границы были согласованы с собственниками смежных участков и его границы не пересекают границы других участков, а также не позволяет установить, кто был вправе распоряжаться спорным участком.
Указанные земельные участки не являются объектами гражданско-правовых отношений, не могли быть предметом сделок, в связи с чем, договоры аренды (субаренды) земельного участка (частей земельных участков) в силу статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации являются незаключенным, поскольку в них не согласован предмет договора.
При этом представление на государственную регистрацию положительного заключения государственной экспертизы N 0318-12/СГЭ-2583/02 от 02.10.2012 г., а также разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию NRU 48/68-0084-МС от 02.07.2014 не опровергает выводы Управления о незаключенности договоров аренды, так как в представленных документах отсутствуют сведения о государственном кадастровом учете земельных участков, переданных Обществу в аренду.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции не исследовал в полном объеме доказательства по делу, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам по делу, в силу п.1, п.2 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба Росреестра - удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.12.2015 по делу N А40-176086/15 отменить, апелляционную жалобу Росреестра - удовлетворить.
Требования АО "Транснефть-Дружба" (ОГРН 1023202736754) оставить без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176086/2015
Истец: АО " Транснефть-Дружба", АО "ТРАНСНЕФТЬ - ДРУЖБА"
Ответчик: Росреестр, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ