город Ростов-на-Дону |
|
26 апреля 2016 г. |
дело N А32-18753/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Н.Н. Смотровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.01.2016 по делу N А32-18753/2015,
принятое судьей Боровиком А.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приморье"
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования г. Краснодар; Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
об обязании выдать разрешения на использование земель и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Приморье" (далее - ООО "Приморье") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования г. Краснодар; Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об обязании уполномоченного органа администрации муниципального образования город Краснодар Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в срок 24 дня, предусмотренный административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", выдать ООО "Приморье" разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, площадью 569 квадратных метров в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, согласованной 12.03.2015 департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением суда от 28.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация МО г. Краснодар обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что законом не предусмотрено предоставление земельных участков в порядке статьи 39.33 Земельного кодекса РФ в целях размещения элементов благоустройства территории. В жалобе также указано, что утвержденный постановлением Губернатора Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 Порядок предусматривает заключение договора на размещение объекта, при этом в настоящий момент регламент предоставления муниципальной услуги "заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов" не разработан.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "Приморье" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Приморье" с целью благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, принадлежащему ООО "Приморье" на праве собственности для целей, не связанных со строительством 15.01.2015 обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством (для размещения территории благоустройства).
В результате рассмотрения данного заявления, департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар было выдано заключение о возможности формирования земельного участка для целей, не связанных со строительством от 05.02.2015 N 29/962, площадью 569 квадратных метров.
После получения данного заключения ООО "Приморье" выполнило работы по изготовлению (получению, предоставлению, утверждению, согласованию, присвоению):
- схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (в соответствии с постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 13.11.2008 N 3897 "Об утверждении типовой формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории"), которая была зарегистрирована МКУ МОГК "Градинформ" 02.03.2015 и согласована департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар 12.03.2015;
- схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе");
- топографической съемки земельного участка;
- отчета об аналитических (инструментальных) измерениях при определении координат характерных точек границы земельного участка;
- согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории организацией, указанной в штампе департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар ОАО "НЭСК";
- строительного адреса земельного участка (г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Уральская, 214/Д),
09.04.2015 ООО "Приморье" было подано заявление в муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (МФЦ) о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Письмом от 28.04.2015 N 29/1410-1 Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования город Краснодар указал заявителю, что в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.04.2015, порядок и условия размещения объектов, перечень которых утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. На данный момент времени нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, на основании которого должно быть предоставлено разрешение на использование земельного участка для размещения элементов благоустройства, не утверждён.
Полагая, что администрацией допущено незаконное бездействие по выдаче ООО "Приморье" разрешения на использование земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти (местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В пункте 4 указанного Перечня в качестве таких объектов поименованы элементы благоустройства территории.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с частью 9 "Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
08.07.2015 в законную силу вступило постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 июля 2015 года N 627 "Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края".
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "Приморье" было подано заявление в соответствии с требованиями административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (для элементов благоустройства, сроком на 36 месяцев).
В заявлении были указаны цели использования земель или земельного участка и объекты, предполагаемые к размещению, предусмотренные пунктом 1 статьи 39 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению ООО "Приморье" были приложены: схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, выполненные как в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.03.2015 (в соответствии с постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 13.11.2008 N 3897 "Об утверждении типовой формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории") и в соответствии с законодательством, действующим с 01.03.2015 (в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе").
Схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, выполненная соответствии с законодательством, действовавшим до 01.03.2015 была зарегистрирована МКУ МОГК "Градинформ" 02.03.2015 и согласована департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар 12.03.2015.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 и административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" не предусмотрена необходимость утверждения (согласования) схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в целях предоставления разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В связи с изложенным, схема, выполненная в соответствии с законодательством, действующим после 01.03.2015 была сдана вместе с заявлением в неутвержденном (несогласованном виде), так как и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, и выдача разрешений разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов находятся в компетенции одного уполномоченного органа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, имеют все необходимые сведения о земельном участке, позволяющие принять решение о разрешении на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а именно: сведения о том, что данный земельный участок в соответствии с данными государственного кадастрового учета находится в муниципальной собственности (отсутствуют иные землепользователи); сведения о присвоенном строительном адресе (город Краснодар, ул. Уральская, 214/Д); сведения о границах земельного участка с указанием координат характерных точек (имеется возможность определить границы участка на местности и сделать вывод о соблюдении границ смежных земельных участков); сведения об инженерных (геодезических) изысканиях - топографическая съемка земельного участка, отражающая все надземные, наземные и подземные объекты; сведения о границах смежных земельных участков, находящихся на государственном кадастровом учете; сведения о площади испрашиваемого земельного участка; сведения о территориальной зоне и установленных градостроительными регламентами предельных параметрах разрешенного строительства (соответствует основному виду разрешенного использования, параметрам разрешенного строительства и установленной площади; сведения об обременениях данного земельного участка (при условии свободного доступа на территорию третьих лиц); сведения о местоположении земельного участка, определенного на основании (в соответствии с требованиями) официальных данных "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (соблюдены требования градостроительного, земельного, гражданского и иных видов законодательства, предъявляемых к конфигурации и площади земельных участков). Данные сведения подтверждают, что земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, не предоставлен физическому или юридическому лицу и находится в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, у Администрации отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что законом не предусмотрено предоставление земельных участков в порядке статьи 39.33 Земельного кодекса РФ в целях размещения элементов благоустройства территории.
Как указано ранее, принятым во исполнение пункта 6 части 1 статьи 39.33, части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ "Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" от 03.12.2014 N 1300 в качестве объектов предусмотрены, в том числе элементы благоустройства территории (пункт 4 Перечня).
В жалобе также указано, что утвержденный постановлением Губернатора Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 Порядок предусматривает заключение договора на размещение объекта, при этом в настоящий момент регламент предоставления муниципальной услуги "заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов" не разработан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Таким образом, конкретные мероприятия и объекты благоустройства территории определяются в соответствии с правилами благоустройства территории поселения (городского округа), принятие которых относится к вопросам местного значения муниципальных образований.
Как правильно указано судом первой инстанции, учитывая, что возможность реализации права, установленного статьями 39.33, 39.36 ЗК РФ, не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия принятого нормативного акта органа субъекта, отсутствие правового механизма по рассмотрению подобного рода заявлений не может влечь нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, вытекающих из положений статьи 39.36 ЗК РФ.
После обращения в суд (заявление поступило в суд 28.05.2015) и вступления в законную силу в законную силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 (08.07.2015), обществом "Приморье" 28.10.2015 было повторно подано заявление в МКУ МО город Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг", в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления администрацией МО город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Ответ Департамента архитектуры и градостроительства от 03.11.2015, в нарушение требований административного регламента, не содержит сведений об издании соответствующего приказа; при этом регламентом не предусмотрено выполнение проекта благоустройства, вместе с тем, он был выполнен (Проект благоустройства АСТ-2015-16-ПБТ-ПЗ, утв. 15.11.2015), и в соответствии с требованиями, согласован с Департаментом архитектуры и градостроительства.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных обстоятельств и отсутствия доказательств наличия установленных земельным законодательством оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка в порядке ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ, требования ООО "Приморье" подлежат удовлетворению на основании статей 198-201 АПК РФ с обязанием уполномоченного органа выдать разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, площадью 569 квадратных метров в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, согласованной департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 12.03.2015.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, в том числе выводы экспертов.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований ООО "Приморье".
Таким образом, решение суда от 28.01.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2016 по делу N А32-18753/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18753/2015
Истец: ООО "Приморье"
Ответчик: Администрация муниципального образования г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МО Г. КРАСНОДАР